Программа «РозворотUA» — совместный проект информационного агентства «ГолосUA» и «Радио Эра FM». Звучит по средам на волнах этой радиостанции.
Эфир за 21.09.2011 г. Ведущая — Оксана Ващенко.
Прослушать программу можно здесь:
Оксана Ващенко: Украинские социологи говорят, что сейчас граждане не готовы к масштабным акциям протеста, что среди населения царит сплошное разочарование и безразличие. Штурм Верховной Рады "афганцами" и "чернобыльцами" показал обратное. Люди готовы к отстаиванию своих прав, тем более, если власть забирает последние возможности для жизни. Это программа РозворотUA, с вами Оксана Ващенко, приветствую вас.
Будет ли и дальше Кабмин настаивать на сокращении социальных программ? Смогут ли "афганцы" и "чернобыльцы", пенсионеры и другие пользоваться своими льготами? Обо всем этом будем говорить в нашей программе. Наши гости — Сергей Червонописский, председатель "Союза ветеранов Афганистана", приветствую вас.
Сергей Червонописский: Добрый день.
Оксана Ващенко: И Юрий Лысенко, член центрального совета Всеукраинской общественной организации "Союз Чернобыль Украины" и председатель Всеукраинского совета ветеранов ядерных испытаний, приветствую и вас.
Юрий Лысенко: Добрый день.
Оксана Ващенко: Вчера я наблюдала за всем происходящим снаружи и внутри Верховной Рады по прямой трансляции. Вы немножко напугали. Потом, когда уже шли разговоры в кулуарах, политики говорили, что не ожидали, что акция протеста выльется в такое сопротивление. Скажите, предусматривали ли вы, что именно по такому сценарию все пойдет, или, может, это была какое-то равнодушие депутатов, чиновников, и люди отреагировали именно таким образом?
Сергей Червонописский: Больше второе. Действительно, люди выстрадали эту тему. Фактически, ликвидацию так называемых "льгот". Потому что я всегда говорю, что льготы были у партийных работников, добросовестно отсидевших в тепленьком кабинете, и — на пенсию. Для нас это компенсация государства за физические и нравственные, психологические потери, которые мы понесли в ходе боевых действий и наши братья-"чернобыльцы" при ликвидации той беды, которая могла полмира уничтожить.
Оксана Ващенко: Это все происходило стихийно или все же при определенной режиссуре?
Сергей Червонописский: В намерениях у нас не было агрессивных действий. И то, что они были, я так считаю, виноваты обе стороны. С одной стороны, виновна власть, которая начала активно действовать перед стартом нашего мероприятия. Ребята из Одессы и других городов не могли выехать, добирались, как разведчики, выходили маленькими группками за город, за милицейские кордоны, только там садились в автобусы и могли ехать на Киев. Сейчас даже в Светловодске лишают лицензии тех водителей, которые возили ребят на акцию. Мы еще будем ставить перед властями этот вопрос. Какая же у нас тогда свобода слова?
Оксана Ващенко: Значит, у людей накипело?
Юрий Лысенко: Очень накипело. Никто не планировал таких акций. Поскольку семь раз никто не выходил на встречу с "чернобыльцами". Людей достали до такой степени, что могли сделать еще и больше. Просто умные люди там у нас, которые не дошли до кровопролития. Были готовы на все, но остановились.
Оксана Ващенко: Говорят, в ваших рядах были провокаторы.
Юрий Лысенко: Это ерунда. Просто людей достали. Это же смешно, что депутаты не могут выйти к такому количеству заслуженных людей. Это «афганцы» в орденах с отбитымы конечностями, «чернобыльцы», насыщенные радиацией, инвалиды. Простите, это цвет нации. И что получается? На него наплевали.
Оксана Ващенко: Я могу согласиться, власть ведет себя аморально. Но у нас все политизируют. И когда я начала смотреть, кто что говорил на эту тему, то народный депутат от Партии регионов, кажется, автор законопроекта об отмене льгот Валерий Бондик сказал, что протестующие вышли под стены парламента лишь пропиариться.
Юрий Лысенко: Это ерунда все. Просто власть «зажралась», в лице депутатов и олигархов. В Украине количество миллиардеров и обнищание растут. У нас 90% нищих, нет среднего класса. Это просто истребление нации. Молодежь уезжает, наука «в загоне», но виллы и вертолетные площадки строятся.
Оксана Ващенко: Мы часто это обсуждаем, те, кто дозванивается, говорят, что всем надо затянуть пояса. А так за счет наименее защищенных мы планируем преодолевать очередной экономический кризис.
Юрий Лысенко: Оффшорные зоны — до сих пор не решается вопрос. В США Обама увеличил налоги для богатых, у нас — наоборот. Власть дождется того, что может назреть серьезный кровавый конфликт. Надо одуматься уже.
Оксана Ващенко: Сергей, у вас большой опыт в политике. Вы не ожидаете, что станете заложниками кого-то?
Сергей Червонописский: Есть элементарное понятие воспитанности и порядочности. Когда я возглавлял Государственный комитет Украины по делам ветеранов, в то же время возглавлял пикетирование Кабмина, когда были попытки ликвидировать льготы.
Оксана Ващенко: А кто тогда был премьером?
Сергей Червонописский: Тогда Виктор Андреевич был. И хотя он не входит в перечень тех людей, которые имеют право на меня повышать голос, начал кричать на меня, я вынул удостоверение, бросил на стол и ответил ему на русском языке, "междометиями", после чего шел уже спокойный разговор. И льгот в очередной раз не коснулись. А ветеранские льготы, начиная с правительства Лазаренко, у каждого поднималась рука "резать". И сейчас понятно, что когда все льготы выводятся под руководство Кабмина, а мы знаем, что там денег никогда нет, мы сразу поняли, что мы с льготами прощаемся. Говорят, что все будет нормально, а мы не верим.
Оксана Ващенко: Интересная тактика была выбрана — закон-то назывался совсем иначе, если не читать заключительные положения, то никто бы и не знал, что это касается льгот.
Сергей Червонописский: Дело в том, что до этого был закон № 7562, с таким же названием. Во время каникул неизвестно кем и неизвестно как закон меняется на № 9127, идет уже, как новый. Предыдущий закон ни один профильный комитет, профсоюзы не пропустили. И когда поняли, что он не пройдет, сделали так называемый "финт ушами". Подсунули, не заслушав в комитетах и комиссиях. И это вызвало волну гнева — непорядочное поведение государства.
Оксана Ващенко: Есть у нас позиция народных депутатов из разных фракций на события, которые произошли вчера под стенами парламента. Хотела, чтобы мы с вами сейчас послушали эти комментарии.
Владимир Зубанов: Я бы не сказал, что украинцы пассивны, когда это касается социальных или материальных льгот, они чутко реагируют на эти вещи. Случай с "афганцами" и "чернобыльцами" подтверждает это. И власть отработала неэффективно, не рассказала, что это и как это будет действовать. Как, например, о пенсионной реформе — год продолжались эти объяснения. Просто решили быстро принять этот закон, люди его не поняли, решили, что льготы будут забирать, и вышли, организовались очень быстро и показали, что настроения относительно этих изменений очень негативные. Сейчас создана рабочая группа, там представлены "афганцы" и "чернобыльцы", другие категории граждан, пользующихся льготами. Будут отрабатывать совместный законопроект. Принимать его нужно, потому, если мы его до 1 января не примем, будет коллапс экономики государства.
Алла Александровская: Давно власть должна была понять, что есть предел, до которого она не должна доходить. Настолько циничной была сама попытка приостановить действие закона, который предоставляет людям различные доплаты и социальную помощь государства, что, конечно, это выплеснулось. «Афганцы» и «чернобыльцы» — это люди, которые получают пособие от государства. И, фактически, на это пособие живет не он один — живет его семья. И что такое теперь этот выше мужчина, который потерял здоровье в свое время и лишился этой поддержки государства? Работать он не может — и возраст уже, и здоровье, и безработица сумасшедшая. Люди были поставлены перед выбором: или он должен погибнуть, или протестовать. Поэтому я думаю, что вчерашние события были предсказуемы. Плохо, что власть не задумывается над своими действиями.
Оксана Ващенко: В партии власти сказали, что недостаточная информационная кампания была проведена. Создана рабочая группа, якобы, идут переговоры и достигнуты некоторые компромиссы. Сергей, вы были на них вчера, насколько мне известно, с Тигипко встречались, с кем еще?
Сергей Червонопиский: И вчера, и сегодня, и после прямого эфира снова еду. Наша позиция очень четкая — убрать из закона заключительные положения.
Оксана Ващенко: Какими льготами пользуются сейчас "афганцы"?
Сергей Червонописский: Смешно перечислять. Это мизерные льготы, оплата услуг ЖКХ 50%, у кого 25%, в зависимости от группы инвалидности. И какие-то возмещения — санаторно-курортное лечение.
Оксана Ващенко: Но ведь закон не выполнялся.
Сергей Червонописский: Все дело в том, ставится вопрос о том, что он не будет выполняться никогда. Он будет на бумаге, а денег в Кабмине не будет. Такая "кастрация" закона проходила ежегодно — законом о госбюджете. Защищенные и незащищенные статьи — это маразм нашего настоящего.
Оксана Ващенко: Сегодня кое-что было сказано Александром Ефремовым — что из-за льготников могут начаться проблемы с выплатами зарплат и пенсий. Поскольку на покрытие этих расходов нужно 10 миллиардов гривен, в бюджете их нет, и вы становитесь заложниками всего государства.
Сергей Червонопиский: Тот же Николай Янович говорит правду — у нас каждый второй льготник. Почему же все сошлось на нас? Я не буду говорить о чернобыльской беде, "афганцы", якобы, молодые, здоровые ребята. Но приведу страшную статистику: в Житомир с афганской войны привезли 13 гробов, после войны похоронили уже 170 человек. В Харьковскую область привезли 240 гробов, похоронили уже 2500 ребят, которым нет и 50 лет. Из них 60 покончили суицидом. И за счет этих людей государство решает закрыть свои бюджетные дыры? В Америке спохватились немножко — чтобы думать за счет богатых.
Оксана Ващенко: После рекламы и новостей поговорим, до чего же удается договариваться с властью.
Оксана Ващенко: 15.35, с вами Оксана Ващенко, продолжается программа РозворотUA. Мы говорим о том, что люди, такие, как "афганцы", "чернобыльцы", пенсионеры, имеют право на получение не только льгот, но и определенных компенсаций от государства. Говорим о вчерашних событиях у стен парламента, могут ли подобные ситуации повторяться. Мы остановились на том, к чему удается договориться с властями. Руководитель союза "чернобыльцев" вчера вел переговоры и сегодня не пришел к нам в студию из-за того, что они продолжаются. Каковы главные позиции, на которых вы будете стоять? />
Юрий Лысенко: Не менять действующее законодательство. Люди ничего особенного не требуют. Есть закон — его надо просто выполнять. А все остальное — способы обмануть «чернобыльцев» и «афганцев» добавочнымы формулировкам к закону.
Оксана Ващенко: Но он по-прежнему частично выполнялся. Уверена, что и в бюджете на 2012 год нет финансирования на санаторно-курортное лечение, медицинское обследование, проезд, ЖКУ. Тогда готовы были молчать, а когда полностью убирают — люди встали. Что произошло?
Юрий Лысенко: Люди встали еще раньше. Семь раз проводили протестные акции. Власть полностью не реагировала, особенно последняя власть. У нас есть солдаты и матросы, которые грудью закрывали амбразуру в подводных атомных лодках при взрывах, это аварии мирового масштаба. Они предотвратили третью мировую войну, принимало участие около 3 миллионов, осталось порядка 12 тысяч в России и Украине. Есть такие люди, которые из дома не выходят и получают минимальную пенсию по возрасту, и ничего не могут сделать. В России, Казахстане, Узбекистане эти люди полностью защищены. А у нас это изгои. «Чернобыльцы» точно такие же изгои, особенно те, кто не может подрабатывать, денег на лекарства нет, чернобыльские медучреждения финансируются по остаточному принципу. «Афганцы» тоже изгои.
Оксана Ващенко: С правительством прибегли к диалогу. Кто-то слышит — как вы чувствуете?
Сергей Червонописский: Проблем со слухом у членов правительства, насколько я знаю, нет. Вот кто как реагирует ..
Оксана Ващенко: А реакция уже есть?
Сергей Червонописский: Это другой вопрос. У нас уже есть определенный опыт диалога с Тигипко. Уже полгода мы имеем последствия диалога по улучшению социальных вопросов "афганцев".
Оксана Ващенко: Это то, что произошло вчера?
Сергей Червонописский: Я бы так не говорил, насколько мне известно, этот закон прошел и без ведома вице-премьера Тигипко.
Оксана Ващенко: А кто тогда инициатор? Кто автор? Вы знаете, но не хотите говорить? Не хотите? Есть звонок.
Слушатель: Я бы хотел выразить свою поддержку «чернобыльцам» и «афганцам». Вопрос «афганскому» гостю. Он всегда поддерживал нынешнюю власть. Не стыдно ему за это?
Сергей Червонописский: Ни секунды не жалею о том, что я сделал раньше и не сомневаюсь, что вчера поступил правильно. Когда есть диалог и действия — одно дело, а когда люди начинают вести себя по-другому, есть совершенно другие действия.
Оксана Ващенко: А когда эта «порча» состоялась? На каком этапе?
Сергей Червонописский: Есть такое — огонь, вода и медные трубы. Некоторых людей медные трубы ломают. Был нормальным человеком …
Оксана Ващенко: Вы о ком сейчас?
Сергей Червонописский: А вы о ком?
Оксана Ващенко: Я не знаю, кого вы имеете в виду.
Сергей Червонописский: Я сегодня доверяю Президенту. Мы видим, как не справляется экономический блок, те, кто должен был исполнить решение его программы. Если Президент не станет справляться, я об этом публично скажу.
Оксана Ващенко: Получается, Азарову не доверяете?
Сергей Червонописский: Давайте назовем весь список.
Слушатель: Мы с вами вместе создавали "Союз воинов Афганистана", сейчас государство в лице нашего земляка Сергея Тигипко подало этот законопроект. Если переговоры ничем не завершатся, что будет дальше?
Сергей Червонописский: Когда мы увидим, что нет результата — соберем селекторное совещание и будем поднимать людей. И тогда наши действия будут значительно менее миролюбивыми, чем были вчера.
Оксана Ващенко: То есть, вы зайдете в парламент?
Сергей Червонописский: Я этого не говорил. Я по первому образованию офицер ВДВ. Меня учили работать не по шаблону — не пускают в дверь, лезь в окно, а перед этим брось туда гранату.
Оксана Ващенко: У вас в эти дни была еще заявление, что вы будете выступать за роспуск Верховной Рады. Это было сказано в эмоциях, или вы видите, как это реально можно сделать?
Сергей Червонописский: Если Верховная Рада проголосует этот закон, то столько ему и жить. Может и меньше.
Юрий Лысенко: И "чернобыльцы" встанут в один строй с "афганцами".
Слушатель: Почему вы говорите о вертолетных площадках? Это мелочь. А где 120 миллиардов на Евро-2012?
Оксана Ващенко: Я так понимаю — на Евро деньги есть, а на социальные программы нет?
Сергей Червонописский: Я принципиальный противник политических преследований. Но известный герой сказал "вор должен сидеть в тюрьме".
Оксана Ващенко: Не можете исполнять закон — идите?
Сергей Червонописский: Или идите, или садитесь.
Оксана Ващенко: Спасибо, только могу пожелать успеха. Посмотрим, как будут разворачиваться события, но будем сюда приглашать.