Аудиоматериалы круглого стола (Часть1 и Часть2)
Материалы круглого стола на тему: «Год реформ глазами людей», который 14.03. провели информационное агентство «ГолосUA» и интернет-издание «Хвыля».
Его участники — Ольга Балакирева — председатель правления Института социологических исследований им. Яременко; Андрей Быченко — директор социологической службы Центра им. Разумкова; Евгений Копатько — директор R&B Group, социолог; Валерий Хмелько — президент Киевского международного института социологии.
Модератор — эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко.
Юрий Гаврилечко: Всем добрый день! Агентство «ГолосUA» и интернет-издание «Хвиля» продолжает серию «круглых столов», посвященных году правительства Азарова. Сейчас мы проведем третий и завершающий «круглый стол». Первый был посвящен политическим оценкам, второй — экономическим. Потом мы выдержали паузу, подождали презентации правительства, его видения того, что произошло за это время. И сейчас, подытоживая, хотелось бы узнать у уважаемых экспертов-социологов, как этот год видели люди, что они ожидали от 2010 года? Как по ходу года менялись настроения людей? Как украинцы сейчас оценивают то, что произошло за это время и какие перспективы видят в будущем?
Прошу придерживаться в своих выступлениях конкретно этих вопросов. Потом у журналистов уже будут уточняющие комментарии, вопросы, замечания. Хотелось бы начать наше заседание с оценок и исследований Киевского международного института социологии. Валерий Евгеньевич, прошу вас.
Валерий Хмелько: Подробных исследований относительно того, что будет преодолевать новая власть, мы не проводили, но общие ожидания фиксировали. Многолетние наши исследования показали, что лучшие такие показатели или индикаторы позитивных ожиданий — это распределение голосов в первом туре выборов, если речь идет о президентских выборах. И вообще, электоральные, если речь идет о ряде партий. То есть, вроде как при выборах в Верховную Раду.
Так вот, если говорить о начале 2010 года, то по сравнению с другими политическими деятелями, наибольшие позитивные ожидания у граждан Украины были по отношению к Виктору Януковичу. Т.е. в первом туре, я напомню, почти четверть всех избирателей (не голосов, а именно избирателей) — 24 процента, — это больше, чем за любого другого кандидата, — тогда отдали за Виктора Януковича.
Через определенный период времени, обычно после первых ста дней, обращают наибольшее внимание СМИ на то, какие произошли изменения, как их оценивают эксперты, это широко освещает пресса, телевидение. Я не могу гарантировать, что где-то, скажем, в мае или в июле (возможно, у наших коллег есть данные) ситуация была лучше, чем в июне, но по нашим данным, высокий уровень положительных ожиданий мы зафиксировали именно в июне прошлого года. Тогда произошел значительный рост позитивных ожиданий: в целом по Украине более чем в полтора раза — с 24-х до 39 процентов.
Наибольших значений эта распространенность позитивных ожиданий достигла в восточном регионе — 68 процентов и в южном (более половины) — 55 процентов. Опросы давали именно такой результат. Кроме того, о распространенности в Украине преимущественно позитивных ожиданий относительно деятельности новой власти в середине прошлого года показало также распределение ответов граждан на вопрос: «По вашему мнению, дела в Украине сейчас идут в правильном или неправильном направлении?" — Достаточно распространенный во многих странах, и у нас тоже, вопрос. И тогда в нашей стране в целом большинство граждан считали, что дела идут скорее в правильном направлении, чем в не правильном: 38 процентов против 34.
Правда, это преобладание позитивных ожиданий в целом по Украине достигалось за счет значительного преобладания распространенности оптимистического видения хода дел в восточном и южном регионах: 61 процент положительных против 16 негативных ожиданий в восточном и 52 против 23 — соответственно в южном.
Еще более определенно засвидетельствовало распространенность тогда в стране преимущественно позитивных ожиданий относительно деятельности новой власти распределение ответов на вопрос: «Как бы вы оценили политику нынешней власти в целом?" В Украине в целом распространенность позитивных оценок политики власти среди граждан более чем вдвое превышала распространенность отрицательных: в соотношении 48 процентов — позитивных, против 21% — отрицательных. И опять же, наибольшую распространенность позитивного отношения к политике властей достигалась за счет его преобладания не только в восточном и южном регионах, но также в центральном регионе. В центральном регионе был период, когда жителей, которые оценивали политику властей положительно, было больше чем отрицательно в соотношении 36 процентов против 28. Так что только в западном регионе преобладали негативные оценки: 39% негативных против 17% положительных.
Первые признаки изменения такого оптимистического видения политики и направления изменений в нашей стране были зафиксированы нами в октябре прошлого года — через четыре месяца после июньских замеров. И за следующие после этого четыре месяца преобладание позитивных ожиданий в Украине в целом изменилось на преобладание негативных. И то, что изменения идут в правильном направлении, положительно оценивали, т.е. подтверждали такое мнение в Украине в целом в октябре 2010 года лишь 23 процента, а в неправильном — 47 процентов. Но в октябре среди граждан страны в целом распространенность негативных оценок политики власти не преобладала над распространенностью положительных оценок, то есть относительно направления деятельности власти больше граждане склонялась, что негативное, но это не было связано с оценкой политики власти — напрямую не связано.
То есть практически, хотя распространенность позитивных оценок политики власти уменьшилась до 33 процентов, но распространенность негативных увеличилась лишь до 32%. Практически был баланс позитивных и негативных оценок. И только в центральном и западном регионах к этому времени уже преобладала распространенность негативных оценок хода дел, и она совпадала с преобладанием негативных оценок политики властей. В южном и восточном регионе это явно не связывалось гражданами.
И последнее. Еще через четыре месяца мы провели замеры и получили результаты, которые показали, что преобладание распространенности негативных оценок изменений в Украине по отношению к положительным значительно возросло, что дела в нашей стране идут в неправильном направлении теперь считают уже 57 процентов граждан, а дела идут в правильном — только 13%. Причем процент граждан, которые негативно оценивают направление перемен в стране, в восточном и южном регионах (было по 49 процентов в каждом), теперь лишь примерно на четверть меньше, чем в западном и центральном регионах: соответственно — 67% и 63% отрицательных оценок.
Анализ связи между полученными данными показал, что неодобрительные оценки направления изменений в Украине теперь достаточно плотно связаны с преимущественно отрицательной оценкой политики власти. И почти 53 процента граждан оценивают политику власти в основном или в большей степени отрицательно, а лишь 14% склоняются больше к положительной оценке, чем к отрицательной. По сравнению с июнем прошлого года, распространенность положительных оценок политики власти среди граждан Украины сократилось с 48-ми до 14 процентов, а распространенность негативных возросла соответственно от 21% до 53%.
Таким образом преимущественно позитивное отношение большинства граждан Украины к политике власти в середине 2010 года в феврале 2011 года изменилась в основном на негативное. И наибольшие изменения произошли в восточном регионе, где распространенность позитивных оценок политики властей сократилось с 70% до 17%, а распространенность негативных возросла с 7% до 45%. Очень близки по масштабам изменения произошли и в южном регионе. Несколько меньшей степени, но тоже на противоположное изменили отношение к политике властей в центральном регионе. И только в западном за это время к политике властей отношение не изменилось на противоположное, оно просто стало более негативным, чем было раньше. Распространенность позитивных оценок сократилось с 17 до 7 процентов, а распространенность негативных возросла от 39 до 61 процента.
И наконец, что я хотел бы отметить, что с преимущественно негативным отношением к политике власти в целом корреспондируется распределение мнений и в отношении акций протеста, наиболее заметных в Украине — это протеста против предпринятой властью реформы налоговой системы. Той, которую часто называли в СМИ «вторым Майданом». Мы зафиксировали в феврале, что во всех регионах Украины преобладает положительное отношение как к декабрьским протестам предпринимателей, которые были вызваны изменением налоговой системы, так и к протестам против преследования организаторов декабрьских протестов во всех четырех регионах, хотя, безусловно, больше всего в западном, соответственно меньше в центральном — 68% и 56%, а в южном и восточном — 49% и 40%. Но это цифры, которые выше, чем распространенность неодобрительного отношения. Скажем, в восточном регионе — 40% против 30%, а в южном — 49% против 18%. В западном и центральном разница еще больше. Благодарю за внимание.
Юрий Гаврилечко: Валерий Евгеньевич, правильно ли я вас понял, что за этот год власти удалось, так сказать, консолидировать позицию востока и запада, центра и юга именно относительно негативной реакции на действия власти?
Валерий Хмелько: Если власть ставила себе такую цель, то ей это удалось. Но я все же думаю, что она такой цели не ставила.
Юрий Гаврилечко: Ольга Николаевна, прошу вас.
Ольга Балакирева: Я пыталась проанализировать определенные тенденции за этот год, попробую меньше оперировать цифрами, а выразить именно определенные обобщения. Некоторые цифры у вас есть, это как раз анализ общественного мнения на грани 2010-2011 годов, где сравнивается определенной степени декабря 2010 с декабрем 2009 года, а значит можно увидеть определенную динамику.
Чего ожидало общество перед приходом новой власти, когда мы наблюдали ход президентских выборов? Во-первых, учитывая ту ситуацию, на фоне которой это происходило, то ожидали, что будет эффективное сотрудничество разных ветвей власти, то есть Верховной Рады, Кабинета Министров и Президента. На этом основании ожидали порядка, ожидали политической стабильности, ожидали роста социальной защиты, ожидали улучшения отношений с Россией — и на этом фоне улучшения экономической ситуации за счет уменьшения стоимости энергоносителей. И ожидали борьбу с коррупцией. Это не полный перечень, но те ключевые моменты, которые можно зафиксировать.
Что мы имеем сейчас? Во-первых, я бы сказала, думаю, что согласятся и мои коллеги, Валерий Евгеньевич в определенной степени об этом уже сказал, мы сейчас констатируем исчерпание доверия к новоизбранной власти, фактически через год. И сейчас мы видим дальнейший рост недовольства действиями власти, недовольство как политической ситуацией, так и экономической ситуацией. Об этом говорит тот общий фон, который мы измеряем.
То есть, мы сегодня видим, что более восьмидесяти процентов населения оценивают негативно экономическую ситуацию, три четверти оценивают негативно политическую ситуацию. Мы видим, что баланс доверия практически ко всем политикам и к большинству именно центральных органов власти является негативным, и опять же, он ухудшается. И можно ожидать, что те пути экономического реформирования и реформирования социальной сферы сегодня скорее будут вызывать обострение кризиса доверия, поскольку власть сегодня пытается прибегать к непопулярным мерам, которые большинство граждан не поддерживает, без достаточной разъяснительной работы, без достаточного времени именно на такую работу для того, чтобы привлечь к себе большее число сторонников.
Опять же, относительно экономической ситуации можно сказать, что весьма негативная оценка. Есть ли сегодня те политические силы, которые могут улучшить экономику и улучшить уровень жизни? Чуть больше трети считают, что такие силы есть, а немножко меньше трети, что таких сил нет, остальные не решили. Опять же, сегодня три четверти опрошенных, отвечают, что они продолжают страдать от кризиса и опять же это объективная ситуация, и в конце года вы увидите эти цифры. Лишь тридцать процентов сказали, что они за прошедший год стали жить лучше, а 60 процентов стали жить хуже.
То есть, такой баланс — практически один к двум тоже свидетельствует о такой ситуация. Вы там увидите, что растет индекс инфляционных ожиданий. И хотя в определенной степени наблюдается оптимизм относительно макроситуации, опять же, об этом говорят индексы, но когда мы спрашиваем о собственном материальном положении и ожиданиях, то они тоже начало снижения, даже по сравнению с декабрем 2009 года.
Относительно политической ситуации. Мы сегодня не имеем политической силы, которую бы поддерживало большинство, мы сегодня не имеем сложившейся политической оппозиции, хотя больше половины нашего населения считает, что нужна политическая оппозиция. И опять же 52 процента считают, что в нашей стране нет мощных политических сил, которые могли бы образовать политическую оппозицию.
Еще относительно нашей общественной ситуации. На сегодняшний день практически сворачивается деятельность независимых общественных организаций, и это снижение гражданской активности и ухудшение ситуации по формированию гражданского общества также имеет негативное влияние на ситуацию, которая сегодня есть.
Я вам не раздавала, но у меня есть лишь четыре экземпляра исследований, которые мы проводили среди предпринимателей, которые бастовали, информация у нас на сайте тоже выставлена. Мы провели такое исследование в десяти областных центрах — не только в Киеве -, среди тех предпринимателей, которые выходили на майданы и тех, которые даже не выходили на площади, но согласились на участие в опросе. Я могу утверждать сегодня, вот на мой взгляд, что это практически первая в истории нашего независимого государства протестная акция граждан, представляющих определенную социальную профессиональную или социально-экономическую группу. То есть это определенная прослойка граждан, имеющих общие интересы, которые осознают эти интересы и которые объединились ради того, чтобы противостоять действиям власти, тем, с которыми они не согласны.
Что меня поразило? Меня поразило то, что среди опрошенных 31 процент сказал, что они готовы отстаивать свои интересы вплоть даже до вооруженных действий, если власть не пойдет на уступки. И в нашем декабрьском опросе около сорока процентов населения выразили поддержку тем действиям — протестным действиям предпринимателей. То есть опять же, это в определенной степени говорит о высоком уровне «температуры» общества относительно настроя на протестный потенциал.
И относительно самочувствия, возможно, я добавлю еще одну цифру. Мы уже несколько лет измеряем разницу между реальными доходами на человека в семье и потребностями на одного человека в семье, для того. чтобы можно было более-менее обеспечить достаточный уровень жизни. Этот разрыв на сегодня составляет 2,2 раза. С одной стороны, он немного снизился, поскольку у нас было 2,4-2,6, но все равно это достаточно высокое расхождение. Причем, чем беднее человек, тем большим является этот разрыв, чем моложе человек, тем большим является этот разрыв. И он примерно одинаков среди работающих и среди неработающих граждан. То есть, сегодня даже работающий человек с достаточным уровнем образования не может достаточно зарабатывать для того, чтобы обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье.
Что дальше? Чего мы можем получить? Если посмотреть с точки зрения анализа той ситуации, которая на сегодня сложилась. Мы можем ожидать продолжения политической борьбы, мы можем ожидать, — и мы это наблюдаем, — свертывание прав и свобод, т.е. наступает так называемая «управляемая демократия», о которой мы говорим, или применения политической воли ради интересов «большинства» — в кавычках, потому что в действительности это не совсем так.
Мы можем ожидать попытки власти провести необходимые, но непопулярные решения, это пенсионная реформа, реформа ЖКХ, реформа здравоохранения и опять-таки внедрение новых форм Налогового кодекса и дальнейшего совершенствования Налогового кодекса. Все это непопулярные меры, которые будут снижать уровень доверия к власти, которые будут усиливать противостояния между населением и властью. Мы можем ожидать, учитывая все то, что мы сейчас наблюдаем, приоритета интересов крупного бизнеса и олигархических структур, опять же, это тесно связано с интересами власти.
И вряд ли мы можем ожидать улучшения борьбы с коррупцией, скорее, мы можем ожидать недостаточный уровень борьбы с коррупцией. Отсюда те социальные риски, которые на сегодняшний день мы можем ожидать. Это обострение противостояния, это обострение отношений между центром и регионами, между центральной властью и местным ее органами, это снижение уровня доверия до критически низкого уровня, это обострение отношений между органами власти и институтами гражданского общества, это возможность массовых акций протеста в нашей стране. Это, в свою очередь, будет иметь такой риск, как подрыв международного авторитета Украины и опять-таки свертывания тех ожидаемых инвестиций, на которые надеялись, что они подтолкнут экономику и повлияют на уровень жизни.
Вот, по моему мнению, являющиеся ключевыми пункты, раз мы об этом говорим, в преодолении этих проблем. Я убеждена в том, что первым номером должен быть все-таки борьба с коррупцией, потому что она на сегодня настолько переплела снизу доверху все сферы и она настолько поддерживает существование того двойного теневого сегмента экономики и двойной жизни, что если не начать борьбу с коррупцией, а для этого нужна консолидация всего общества, может быть, нам трудно будет что-то другое решить.
Во-вторых, все же требуется позитивная активность каждого гражданина. Я не буду приводить цифры, мы их много раз приводили, что подавляющее большинство населения считает, что от каждого должна зависеть жизнь, но меньше половины считает, что именно от него зависит то, что у нас происходит в стране. Так вот должно произойти это изменение, реверс каждого человека — пытаться действоать и влиять на ситуацию. Без этой позитивной активности, а она требует и мощных общественных организаций, но они должны развиваться снизу, а не сверху, положительных изменений не произойдет
Следующее тесно связан с первым и вторым. Нам нужно вводить культуру, традиции ответственности каждого представителя власти за свою деятельность: подотчетность, прозрачность, открытость перед законом без каких-либо исключений, перед общественными организациями. Причем, хочу сказать, что нормативно-правовое поле сегодня это позволяет делать в Украине, но мы не имеем навыков, как этим пользоваться. Ну и бесспорно, конструктивный диалог между властью и гражданам через те механизмы, которые существуют, которые опять же требуют активной позиции каждого.
А с точки зрения власти — нужно расширить количество совещательных, реальных совещательных органов, а не людей с красивыми именами, которые традиционно входят в те или иные совещательные органы, но которые в действительности совершенно не влияют на принятие тех или иных решений. Если будут вопросы, я по ходу заседания на них отвечу.
Юрий Гаврилечко: Скажите, пожалуйста, правильно ли я вас понял, что на данный момент уровень негативных ожиданий от ближайшего будущего похож, по крайней мере, на такой, который был во время катастрофического кризиса в конце 2008 года?
Ольга Балакирева: Нет, он еще не так катастрофичен. Понимаете, на сегодняшний день еще остается некоторый оптимизм относительно общей ситуации. Ожидания упали по личностной ситуации, и опять же, это не самые низкие показатели, просто тенденция пошла вниз. И когда я, возможно, драматизировала определенные риски, так это в том числе и мои предсказания ожиданий того, что будет происходить уже в этом году, 2011 году. Потому что ожидать улучшения экономической ситуации в этом году не имеет оснований, а это в существенной степени влияет на уровень заработной платы, социальных выплат, пенсий. То есть, это как такой круг, который надо разрывать и надо понимать, что мы должны пройти этот год. Но для того, чтобы сделать определенный базис для улучшения в 2012 году, тогда сегодня, несмотря на такую ситуацию, надо не только критиковать власть, но и искать, кто, где и как может что-то сделать.
Юрий Гаврилечко: Андрей Быченко — директор социологической службы Центра им. Разумкова.
Андрей Быченко: Спасибо. Сначала я бы хотел дать такую коротенькую оценку всего года деятельности новой власти. Во-первых, по нашим данным, общие тенденции очень близки к тому, что мы уже видели в первый год деятельности власти во главе с президентом Виктором Ющенко. То есть, возвращаясь к ожиданиям, где весной фиксировался очень высокий кредит доверия к новой власти, серьезный всплеск поддержки действий, причем действительно даже непопулярных действий властей.
В принципе мой вывод из того, что я наблюдал в 2005 году и в 2010 году, свидетельствует о том — и я для себя понял, почему так важны сто дней новой власти, когда она действительно новая. Потому что все сто дней власть может делать почти что угодно и это будет иметь достаточно высокую общественную поддержку. Так было и в 2010 году. Когда мы весной проводили исследования, по двадцати двух сферах, которые мы предложили, по каждой из этих сфер большинство граждан ожидали скорее улучшения в течение года, чем ухудшения. То есть, абсолютное или относительное большинство граждан ожидали улучшения для себя, как и ситуации в целом.
Почти все действия власти оправдывались населением и наконец поддерживались. После этого произошло падение поддержки деятельности власти. Опять же, скажем, тенденция очень похожа на ту, которая происходила в 2005 году, но немножко на низшем уровне, потому что, скажем, поддержка деятельности Ющенко и Тимошенко в 2005 году была немного выше, по нашим данным, чем в 2010 году поддержка Януковича и Азарова. Но тенденция была очень похожа.
Далее сравнивать становится сложнее, поскольку, скажем, на отношение к «оранжевой» власти очень сильно повлиял в отрицательную сторону раскол в команде, который произошел в начале сентября 2005 года. В нынешней команде действительно прослеживается единство. Этого тогда не было. Но сравнивая все же, несмотря на то, что в 2005 году сменилось правительство, то есть было разочарование определенное сторонников тогдашней новой власти, все же тенденции сохранились.
Так, если с февраля, лучше с апреля 2005 до января 2006 года, — полная поддержка деятельности правительства, по нашим данным, сократилась с 35,8 процентов до 9,1 процента граждан, которые поддерживали полностью деятельность власти, то если говорить о правительстве Азарова, я подчеркиваю — это именно оценка деятельности правительства, то с мая 2010 года, когда оценка была наивысшей, это 26,7 процента опрошенных полностью поддерживали деятельность правительства, до февраля 2011 года, когда уже было 10,8 процента опрашиваемых, которые полностью поддерживали деятельность Кабинета Министров. То есть, почти так же снизился. Точнее, упал уровень поддержки действий власти в 2005 году больше, но одновременно уровень неподдержки в 2005 году повысился значительно меньше, т.е. с 18,5 процента до 38 процентов. Относительно правительства Азарова, то в феврале 2011 года 46,9 процента граждан полностью не поддерживали деятельность правительства. То есть по балансу можем увидеть, что тенденции очень похожи. Ожидания были положительные.
Еще, скажем, конкретно мы опрашивали граждан относительно их оценок на уровне "улучшилась, ухудшилась ситуация не изменилась" в тех же двадцати двух сферах, о которых мы опрашивали респондентов весной, относительно ожиданий, а здесь уже о том, как изменилась ситуация за год действий новой власти. Из двадцати двух сфер лишь в двух сферах уровень ответов, что ситуация улучшилась, не ниже, чем уровень ответов, что ситуация ухудшилась. Это такие сферы: положение русскоязычного населения и межнациональные отношения. Для всех остальных двадцати сфер количество ответов, что ситуация ухудшилась превышает количество ответов, что ситуация улучшилась.
В частности для семи сфер из этих двадцати двух, более половины, т.е. абсолютное большинство граждан отметила, что за год ситуация ухудшилась. Помимо традиционно экономических сфер — это уровень цен, уровень благосостояния семьи, уровень оплаты труда, также более половины опрошенных считают, что ухудшилась уверенность граждан в завтрашнем дне, отношение граждан к власти и что самое интересное — уровень стабильности, по мнению пятидесяти шести процентов граждан , ухудшилось за прошлый год. В то же время, только одиннадцать процентов считают, что он улучшилось.
То есть, даже главное преимущество этой власти, поскольку все непопулярные и иногда сомнительной законности мероприятия, предпринимаемые властями, очень часто обосновываются тем, что нужна стабильность — стабильность для граждан не наступила. Как следствие более половины граждан, почти пятьдесят три процента считают, что ситуация в целом в Украине ухудшилась за год новой власти.
Относительно ожиданий на будущее. Конкретно об ожиданиях мы не спрашивали, но учитывая, что уровень поддержки как власти в целом и отдельных его институтов сейчас имеет нисходящий тренд, то есть все время ухудшается поддержка действий, доверие к власти. Правда, сейчас этот процесс не стремительный, ухудшение происходит очень медленно, но поломать негативный тренд всегда тяжелее, чем поддерживать положительный.
Поэтому можно сделать вывод, что в конечном итоге скорее всего в ближайший год отношение к власти будет ухудшаться. Кроме того, если мы говорим о реформах, о том, что они всегда должны быть непопулярными, тут надо вспомнить, что в Украине, пожалуй, в новейшей истории нашей страны трудно найти год, когда реформы не проводилась. То есть этот непопулярный момент всегда присутствовал, хотя улучшения не очень наступило. И когда, скажем, нынешний Премьер-министр очень часто любит рассказывать, какую неприятность преподнесло новому правительству предыдущее правительство, то надо вспомнить, что сам Николай Янович заявил, что он имел отношение к семнадцати бюджетам Украины.
То есть, сколько я себя помню, столько Азаров был причастен к экономической политике государства в определенном виде — будь то в структурах исполнительной власти, в правительственных структурах, будь то в структурах парламентских. Поэтому, собственно, его отношение к экономической политике известно не только экспертам, но и гражданам. Вряд ли большое количество людей можно убедить, что человек, который семнадцать с двадцати лет независимости Украина проводил экономическую политику, сейчас вдруг изменил свое отношение.
А следствием такой экономической политики — это не касается социологии, но, на мой взгляд, это очень интересное сравнение, которого еще никто не делал, поэтому я хочу сказать, это открытые абсолютно источники. Если в начале девяностых годов прошлого века Украина и Польша были примерно на одинаковом уровне экономического развития и даже индекс человеческого развития в Украине в девяностых годах немножко опережал Польшу, то на данный момент в Польше средняя зарплата за 2010 год (официальные данные комитета статистики Польши), составляла, если перевести в гривны, — 8800 гривен приблизительно, так как курс колеблется, а в Украине за 2010 год средняя зарплата составила 2239 гривен. Т.е. почти в четыре раза средняя зарплата в Польше выше, чем средняя заработная плата в Украине.
В то же время, я думаю, что журналисты — народ заинтересованный, все видели рейтинг миллиардеров журнала "Forbs", в Украине насчитывается восемь миллиардеров, в то время как в Польше их всего четыре. Собственно можно сказать, что это и есть тот путь, которым движется Украины и продолжает двигаться, потому что, собственно, если проанализировать те изменения, которые произошли с налоговым законодательством, и, скажем, те слухи, которые ходят, просачиваются впубличное информационное пространство, о Жилищном кодексе, о Трудовом новом кодексе, о пенсионной реформе, можно сказать, что власть …
Это нормально, возможно, это является одним из путей развития государства, только власть не говорит об этом прямо, что целью ее является — поддержка большого и очень большого бизнеса в ущерб, скажем, мелкому бизнесу и наемным работникам. Поэтому, мне кажется, такие реформы вряд ли будут иметь поддержку общества, но они однозначно будут иметь поддержку со стороны крупного бизнеса.
И напоследок, если говорить (я просто пропустил эту цифру) об оценке гражданами деятельности правительства Николая Азарова в целом по пятибалльной шкале, о чем мы спрашивали респондентов, то средняя оценка составила 2,46 балла. То есть я хочу сразу сказать, возможно, если будут вопросы, что это далеко не худший результат. То есть, этот год власти можно назвать «годом упущенных возможностей». Если в начале года был высокий кредит доверия, то в начале нынешнего года, после года деятельности власти, мы оказались в той ситуации, с точки зрения отношения граждан к власти, которая царит большую часть вообще существование государства Украина. То есть умеренно негативное отношение граждан к власти, которое существует всегда. Катастрофического ничего не случилось, но возможности упущены. Спасибо.
Юрий Гаврилечко: Скажите, пожалуйста, не могли вы привести цифру, в какой именно сфере люди чувствуют ухудшение больше всего, по вашим данным?
Андрей Быченко: Уровень роста цен и тарифов — почти 89 процентов граждан считают, что ситуация в этой сфере ухудшилась. На втором месте уровень жизни собственной семьи — 60 процентов.
Юрий Гаврилечко: Это достаточно коррелируется с тем, о чем говорила Ольга Николаевна соответствии оценок собственного и персонального благополучия?
Андрей Быченко: Да, абсолютно. Я не вижу пока противоречий с теми данными, о которых говорили мои коллеги.