4 ноября в информационном агентстве «ГолосUA» состоялась пресс-конференция на тему: «Крах социальной политики правительства приблизит его отставку».
В пресс-конференции участвовали: Спиридон Килинкаров — народный депутат, представитель фракции Компартии Украины; Павел Розенко — народный депутат, представитель фракции «УДАР».
Модератор — Юрий Гаврилечко, эксперт «Фонда общественной безопасности».
Юрій Гаврилечко: Доброго дня, шановні експерти, шановні колеги! Останнім часом в Україні погіршується ситуація з виплатами пенсій, зарплат бюджетникам, мери міст зазначають, що Державне казначейство постійно блокує незахищені статті видатків, і вони для цього не мають коштів. У різних містах України відбуваються протести представників бюджетних сфер, що існують певні проблеми. Чи стане це приводом до певних кадрових змін у Кабінеті Міністрів, і хто має відповісти за певні прогалини в соціальній політиці, які ми зараз можемо спостерігати, — про сьогодні й поговоримо. Пане Спиридоне, вам перше слово.
Спиридон Кілінкаров: Спасибо за возможность выступить. Прежде всего я хотел бы сказать о том, что ситуация, которая сложилась в нашей стране, действительно критическая с точки зрения не только задолженности по заработной плате, перевалившей за миллиард. Но на самом деле я вам хочу сказать, что это вовсе не та сумма, которая существует в реальности. Думаю, что коллега подтвердит факт того, что это данные мониторинга, под который не подпадают предприятия численностью меньше пятидесяти человек.
Для примера мы провели такой анализ по городу Красный Луч, где официальная задолженность по заработной плате была 623 тысячи гривен, а реальная задолженность по заработной плате свыше двух миллионов. Поэтому эту сумму в миллиард можно смело умножать на два без всяких сомнений.
Что касается вопроса социальной политики в любой стране. Социальная политика может проводиться только в условиях, когда страна самодостаточная в экономическом плане, когда работают предприятия, есть поступления в бюджет, тогда существует возможность реализации такой социальной политики. К сожалению, та экономическая политика, которая проводится в нашей стране, не позволяет сегодня проводить в том числе реальную социальную политику. То, что мы сегодня называем социальной политикой, на самом деле это, знаете, плата за свой спокойный сон и латание дыр.
О чем идет речь? О том, что где-то, скажем, вышли на протесты бюджетники, или где-то вышли отдельные социальные группы, для них нашли какое-то финансирование, им отдали, а у кого-то забрали. На самом деле это ничего общего с реальной социальной политикой не имеет.
Юрій Гаврилечко:По сути нет денег — нет социальной политики?
Спиридон Кілінкаров:Да. У нас это так принято. И причем подобные решения принимались всеми правительствами без исключения. Если говорить о бюджете, то ограничивались права определенных социальных групп в бюджетном финансировании практически всеми правительствами, и не выполнялись те обязательства, которые должно выполнять правительство, предусмотренные в нашем законодательстве.
Но сегодня ситуация усугубляется еще и тем, что фактически на сегодняшний день даже по защищенным статьям выполнить свои обязательства государство не может. Уже это затрагивает интересы и бюджетной сферы, и других социальных групп, мы уже не говорим о социальной составляющей. Даже реальную заработную плату сегодня выплачивать не в состоянии.
Почему так происходит? Давайте мы посмотрим вообще структуру наполнения бюджета. Особенно когда мы сегодня говорим очень много о местных бюджетах. Вот для примера в городе Алчевске Луганской области. На счету города Алчевска на сегодняшний день находится двадцать тысяч гривен. Вы представляете, да?
Юрій Гаврилечко: Всего?..
Спиридон Кілінкаров:Это город-стотысяник, но там на счету городского совета всего двадцать тысяч гривен. Давайте разберемся в структуре поступлений в местные бюджеты. Это, как правило, подоходный налог. Откуда? С заработной платы. Правильно?
А теперь давайте разберемся, кто платит этот подоходный налог и за счет чего он начисляется. Так вот, когда мы стали во всем этом разбираться и смотреть, получается, что у нас основные поступления в местные бюджеты — это подоходный налог, в первую очередь, чиновники и бюджетники, что составляет семьдесят процентов поступлений в местные бюджеты. 70 процентов!
Что касается вопросов финансовых. Смотрите, какой у нас происходит перекос. И вот здесь есть автор законопроекта, и наша фракция подавала законопроект о пенсионной реформе, вы помните, да, четыре законопроекта, которые мы рассматривали в Верховной Раде? Что происходит? У нас сегодня 46 миллионов населения нашей страны. Из этих сорока шести миллионов реально работающих людей, получающих заработную плату, порядка одиннадцати миллионов. При этом у нас порядка четырнадцати миллионов пенсионеров. Как может одиннадцать миллионов работающих человек с той мизерной заработной платой, которую на сегодня им выплачивают, обеспечить сбалансированную работу Пенсионного фонда? Сбалансировать, скажем, тот же Пенсионный фонд.
Опять же, для примера. Если брать, допустим, советский период времени, когда население достигало пятьдесят двух миллионов, граждан Украины обеспечивало двадцать четыре миллиона работающих. При этом у всех были легальные заработные платы. Сегодня же в теневой экономике, то есть выплата зарплат в конвертах составляет порядка ста семидесяти миллиардов гривен в год. 170 миллиардов гривен — это то, что выплачивается сегодня в конвертах.
Поэтому я один из авторов законопроекта по легализации заработных плат, и он уже зарегистрирован в Верховной Раде, номер его 3388. И я надеюсь, что депутатский корпус все-таки с пониманием подойдет к этой серьезной проблеме, от которой зависит решение и социальных вопросов, и Пенсионного фонда и многих других вопросов, которые связаны с защитой интересов наших людей. Спасибо.
Юрій Гаврилечко:Спасибо. Вот вы упомянули о том, что правительства многих периодов, даже если вспомнить историю, начиная с апреля 2000 года и премьер-министра господина Ющенко, когда внесением изменений в бюджет были ограничены тогда выплаты чернобыльцам, насколько я помню, афганцам…
Спиридон Кілінкаров:Такая схема впервые была использована ими…
Юрій Гаврилечко:А сейчас мы имеем четвертое ноября, бюджета на будущий год нет, и сказать, что нас ждет в будущем году пока тоже очень сложно. Как вы оцениваете эту ситуацию? Что у нас будет в будущем году?
Спиридон Кілінкаров:Сегодня на согласительном совете поднимался этот вопрос, Петр Николаевич там выступал и поднимал вопрос о том, чтобы мы в пятницу рассмотрели ход подготовки бюджета. Никто не видел, я не знаю, может быть, вы, Павел, видели? Я, например, не видел бюджета и даже никто, я даже общаясь с некоторыми министрами, даже министры на сегодняшний день бюджета на будущий год не видели, к сожалению. Но это абсолютно неприемлемая ситуация.
Для того чтобы подготовить бюджет, согласовать по крайней мере позиции и дать возможность депутатам разобраться, внести свои предложения по бюджету. Ведь на самом деле у нас же в том числе после выборов есть еще и мажоритарщики, которые тоже хотели бы реализовать какие-то свои предвыборные обещания, и отображение местной проблематики в бюджете. А на сегодняшний день никто его пока не видел. И какие там макроэкономические показатели, какой планируется там курс гривни, допустим, цена на газ и многое другое, хотя бы для понимания того, что будет в 2014 году, пока ни у депутатского корпуса и, я так понимаю у правительства, нет.
Юрій Гаврилечко:То есть и обсуждать нечего — цифр нет?
Спиридон Кілінкаров:Я не знаю, мы по крайней мене его не видели.
Юрій Гаврилечко:Павел, последние несколько месяцев Госстат наконец-то начал давать статистику, что заработная плата в Украине падает, уже пять кварталов подряд у нас снижается промышленное производство. Понятно, что в таких условиях у нас не могут подниматься пенсии, не могут увеличиваться иные социальные выплаты. Но в любом случае кто-то за это должен ответить. Скорее всего, это может быть министр социальной политики. Но насколько министр влияет на эти процессы? Поскольку там все финансовые рычаги находятся вне ведения министра, и уже очень давно. Потому что Минсоцполитики уже в бытность Минтруда и соцполитики достаточно последовательно лишалось рычагов финансового влияния на ситуацию.
Что сейчас происходит, и что нас ждет в дальнейшем? Насколько нам в принципе нужно содержать министерство, которое по названию Министерство социальной политики, но по своей сути не может выполнять такую функцию, потому что денег-то не имеет?
Павло Розенко:Доброго дня, шановні представники засобів масової інформації? Хочу сказати, що в вашому запитанні є багато складових. І перша складова — безумовно, стан економіки, в якому опинилася сьогодні Україна. І правильно, задавати потрібно запитання: хто винен в тому стані економіки, в якому знаходиться сьогодні наша держава?
Вже на попередників ситуацію не спишеш — уже три з половиною роки працює монолітна команда «професіоналів», які мають повністю нести відповідальність за той стан економіки, в якому сьогодні опинилася країна. А ситуація насправді критична. Справді промислове виробництво в Україні на сьогодні лише за останній рік упало на п’ять відсотків, це якщо брати за базу навіть показники 2012 року, які були не найкращі для нашої держави. Тобто сьогодні економіка України не дає достатнього ресурсу, і запустити економіку в принципі на сьогодні у влади, в уряду можливостей також немає, тому що існує інша сторона медалі. І сьогодні дані, зокрема, Національного банку показують, що за вісім місяців поточного року обсяг іноземних інвестицій в Україну скоротився приблизно на 35-40 відсотків. Знову ж таки, зауважу, що це порівняно з досить важким і неблагополучним 2012 роком.
Тобто, на мій погляд, існує чітка залежність від того, що нинішня влада, нинішній уряд мають нести повну відповідальність, політичну відповідальність за стан економіки, в якому сьогодні перебуває наша держава. І як наслідок такої важкої економічної ситуації ми маємо сьогодні катастрофічну проблему і в соціальній політиці. Ми маємо дві великих проблеми. Перша — це невиплата фактично соціальних видатків, мова йде, в першу чергу, про допомогу по безробіттю, допомогу по вагітності та пологам, допомогу на поховання. Ми маємо проблему, і це вже не перший сигнал, а це вже триває декілька місяців, щодо затримок виплат по регресним виплатам шахтарям та інвалідам.
Тобто це величезний обсяг проблем, який показує те, що сьогодні Міністерство соціальної політики не виконує свою функцію. Можна дуже багато виводити нинішнього міністра з-під удару й казати про те, що вона не впливає на ситуацію, що це Казначейство не проплачує, але потрібно розуміти одне, що персональну відповідальність за стан соціальних виплат несе персонально міністр соціальної політики. І якщо десь щось не виплачується, десь Казначейство не проплачує, то міністр повинна не по телеефірам ходити і розказувати про загальне покращення, а, можливо, сидіти в Держказначействі й робити все, щоб ці платежі вчасно виконувалися.
Друга проблема — заборгованість по заробітній платі. Ну, ситуація ж зовсім, скажімо так, переходить усілякі межі, і викликає, знову ж таки, велике запитання щодо компетентності міністра. Про останній День уряду, який відбувався 25 жовтня у Верховній Раді України, можна підняти стенограму й подивитися, як міністр нам протягом десяти хвилин розповідає про те, що протягом останнього періоду заборгованість з заробітної плати в Україні скорочується. Називаються цифри, що з березня-місяця скорочення заборгованості по заробітній платі становить, на їхню думку, десь п’ять-десять відсотків.
У той самий день 25 жовтня ввечері Державний комітет статистики оприлюднює чергову звітність по заборгованості з заробітної плати, і виявляється, що заборгованість по заробітній платі навпаки зростає. І за вересень поточного року заборгованість зросла на чотири відсотки, а з початку року заборгованість по заробітній платі в Україні зросла на чотирнадцять відсотків. Але найгірше в цій тенденції те, що зростає заборгованість по заробітній платі на економічно активних підприємствах. Не підприємствах-банкрутах, а на підприємствах, які працюють, але там не платять людям зарплату.
По таким підприємствам лише за вересень заборгованість із заробітної плати зросла приблизно на десять відсотків, а в цілому з початку 2013 року на економічно активних підприємствах заборгованість по заробітній платі зросла майже на тридцять відсотків.
Таким чином, міністр соціальної політики виходить на вищу трибуну Верховної Ради України і відверто говорить неправду. Відверто говорить неправду суспільству та відверто говорить неправду фактично народним депутатам України. Безумовно, це показує, що або людина просто не розбирається в суті проблеми, або свідомо просто обманює всіх нас.
І насправді, от я хочу повернутися до того, що сказав мій колега, що справді, коли ми говоримо про заборгованість із заробітної плати, ми користуємося лише офіційною статистикою. Але я в додаток хочу сказати ще про один факт, що сьогодні, фактично з вересня-місяця, у нас почалося масове примушення працівників бюджетної сфери йти у відпустку за власний рахунок. Це теж своєрідна заборгованість по заробітній платі, коли люди залишаються працювати на своїх робочих місцях, але пишуть заяву за власним бажанням від двох тижнів до місяця про те, що вони начебто перебувають у неоплачуваній відпустці за власний рахунок. І про це сьогодні ні держава не говорить, ні Державний комітет статистики не говорить.
Але нам говорять, що гроші пішли в регіони. Восьмого жовтня начебто приймається якась постанова уряду, що перераховується на виплати бюджетникам два мільярди коштів, а 21 жовтня Бердянський міськвиконком збирає всіх керівників шкіл і дошкільних навчальних закладів і каже, що напишіть будь ласка заяви, що весь персонал шкіл і навчальних закладів іде у відпустку за власний рахунок. Тобто, знову ж таки, кажу, що проблеми величезні.
І підсумовуючи вже, скажу ще про один нюанс, про який почали говорити останнім часом. Безумовно, цей нюанс полягає в тому, що на такий стан соціальної політики дуже сильно впливає і внутрішній конфлікт, який існує сьогодні в Кабінеті Міністрів України. Це внутрішній конфлікт між Миколою Азаровим, прем’єр-міністром України, і міністром Наталією Королевською. Я думаю, що прем’єр-міністр України був не в захопленні від такого призначення, і протягом року триває фактично така партизанська війна між керівником уряду і своїм міністром. І вона полягає от у чому: фактично сьогодні в підпорядкуванні Міністерства соціальної політики знаходиться Пенсійний фонд України, сьогодні знаходиться Держаний комітет ветеранів України, і сьогодні знаходиться Державна служба зайнятості.
Пенсійний фонд України — вже рік і до цього часу не призначений керівник Пенсійного фонду. Це взагалі нонсенс, коли фінансова установа, яка має вплив фактично на тридцять мільйонів як пенсіонерів, так і працюючих громадян, вже рік без керівника Пенсійного фонду.
Держаний комітет ветеранів — уже рік Держаний комітет ветеранів не має свого керівника. Там теж було звільнено керівника, і до цього часу не призначено.
Рік не призначений перший заступник міністра соціальної політики України, і фактично не подається таке призначення. І в Державну службу зайнятості лише декілька місяців тому призначили керівника Державної служби зайнятості, але штат досі не сформований.
Тобто ми відчуваємо цю напругу в стосунках. І, на жаль, це впливає і на стан соціальних виплат, і цей конфлікт, на мій погляд, повинен якнайшвидше вирішити Президент України. Має піти у відставку або Азаров, або має піти Королевська. А краще за все, щоби Президент України прийняв рішення і відправив у відставку весь уряд, тому що справді, за такий поганий стан соціальних виплат на сьогодні відповідальний повністю фінансовий, економічний і соціальний блоки Кабінету Міністрів на чолі з прем’єр-міністром України.
Спиридон Кілінкаров: Я хотел, знаете, о чем сказать? Вот мы обсуждаем сегодня вопрос, кто виноват. Я думаю, что проблемы нет определить, кто виноват, это сделать очень легко и просто. Гораздо сложнее решить вопрос, что делать, потому что на самом деле мы все несем ответственность за ситуацию, которая сложилась в стране. И в этом плане, безусловно, каждая политическая партия, каждый народный депутат должны искать возможности для того, чтобы внести тот или иной законопроект, чтобы наполнять государственный бюджет для того, чтобы страна могла выполнять социальные обязательства. И это мы делаем не для правительства, это мы должны делать для тех людей, которые имеют право на определенный уровень социальной защиты.
И в этом плане наша фракция подготовила ряд экономических законопроектов, в том числе и тот, о котором я уже сказал, и мы хотели бы, чтобы эти законопроекты были рассмотрены в сессионном зале.
Но существует еще одна проблема, о которой мы здесь умалчиваем, но суть ее, я думаю, всем понятна. И проблема, с которой мы сталкиваемся, на самом деле нивелирует все те усилия по наполнению бюджета. Речь идет о тех кредитах, которые правительство в свое время, в том числе и правительство Юлии Тимошенко, в том числе и правительство Азарова, взяли у Международного валютного фонда. И на сегодняшний день нагрузка на госбюджет такая, что фактически эти деньги вымываются из бюджета: мы гарантированно выполняем взятые на себя обязательства по обслуживанию этих кредитов, и тратим колоссальные финансовые ресурсы на это.
Например, до конца года правительство должно изыскать четыре с половиной миллиарда для того, чтобы закрыть все вопросы, связанные с внешними кредитами за этот год, займами, которые брали и прежние правительства, и нынешнее правительство. Ко всему прочему страна входит в осенне-зимний период, и на сегодня Кабинет Министров должен обеспечить минимум миллиард долларов по оплате за российский газ. Безусловно, все эти деньги берутся фактически из того бюджета, который мы пытаемся каким-то образом наполнить.
И я уверен в том, что без решения вот этих глобальных, очень сложных, непростых без всякого сомнения вопросов, сложно будет обеспечивать определенный уровень социальной политики. Потому что фактически те деньги, которые зарабатывает страна, вымываются в интересах третьих держав — в частности, Международного валютного фонда, которому мы должны выплачивать такие баснословные кредиты. А если разобраться по сути, для чего мы брали эти кредиты? Мы что, за счет этих кредитов построили какие-то технологичные производства? Я не видел ни одного предприятия, которое бы построили за деньги Международного валютного фонда.
А сегодня, вы знаете, что ситуация с финансами достаточно сложная. И я уверен, что существует и информация о том, что фактически сегодня определенный уровень социальных гарантий и выплат осуществляется только за счет того, что Национальный банк печатает уже сегодня гривню. Сегодня, по крайней мере по той информации, которая существует, уже перевыполнили план по изготовлению денежных единиц в нашей стране на одиннадцать процентов по сравнению с прошлым годом. То есть в общей массе — двадцать девять процентов — это достаточно серьезные ресурсы, которые были напечатаны, просто бумаги на самом деле, чтобы обеспечить определенные выплаты.
Юрій Гаврилечко:Это за первые три квартала?
Спиридон Кілінкаров:По крайней мере это информация на сегодняшний день. Поэтому если власть пойдет по пути печатания денег, то, я думаю, несложно спрогнозировать, к чему это на самом деле приведет. И если мы пойдем по пути выполнения требований Международного валютного фонда, то ситуация будет примерно такая же, может быть, в корне отличаться она не будет. Поэтому существует только один путь для того, чтобы страна и государство выполняло взятые на себя обязательства, мы с вами должны научиться зарабатывать деньги, искать варианты, каким образом Украина могла бы зарабатывать деньги. Это вопрос номер один.
И второе — это жесткий контроль над использованием бюджетных средств. Потому что то, что у нас в стране происходит с бюджетными выплатами, особенно на тендерах и так далее, это просто ни в какие ворота не лезет. Я очень часто слушаю выступления отдельных политиков, которые говорят, что нужно, знаете, мы же такое благое дело делаем, мы пытаемся интегрироваться в Европейский Союз, подписать договор об ассоциации. Да, безусловно, все подтверждают, что будет хуже, но надо затянуть пояса. А вообще кто-нибудь у народа спрашивал, у них вообще есть куда и что затягивать? Это раз. И второе, можно обращаться к народу и просить о том, что нужно потерпеть, затянуть пояса, когда есть хотя бы какой-то, скажем, и соблюдается принцип социальной справедливости.
Как объяснить бедному, нищему народу то, что нужно затягивать пояса, когда этот народ смотрит телевизор и видит, как сегодня пять-шесть олигархических семей становятся в два-три раза богаче, чем они были на период начала этого кризиса? Как можно этим людям объяснить? Это объяснить невозможно. Поэтому такая идея народом и не воспринимается.
Я могу предположить, что в случае подписания договора об ассоциации, неминуемо это все приведет к усугублению ситуации, экономической прежде всего, в нашей стране. Я в Верховной Раде представляю Луганщину, и хочу вам сказать, что там буквально на днях остановился вагоностроительный завод, таких четыре в нашей стране. На каждом работает от пяти до восьми тысяч человек. Это люди, которые фактически останутся без заработной платы. Таких же предприятий, крупных, скажем, это были флагманы промышленности, Северодонецкий «Азот» — такая же ситуация, нефтеперерабатывающий комбинат «Линос» — такая же ситуация.
Только по Луганской области в результате подписания такого соглашения, мы можем потерять сто двадцать тысяч рабочих мест. На минуточку — 120 тысяч рабочих мест! И это, безусловно, скажется и на поступлениях в госбюджет, и на социальной политике, и на выплатах, и на социальной напряженности и так далее. Причем ситуация с сокращением количества рабочих мест будет прямо пропорциональна усилению криминогенной ситуации в нашей стране. Опять мы сталкиваемся с ситуацией воровства канализационных люков, снятия автомобильных колес, криминал и тому подобное. Вот в этом плане нам, мне кажется, политикам всем без исключения, надо искать ответ не на вопрос, кто виноват, а на вопрос: что делать. Спасибо.
Юрій Гаврилечко:Спасибо. Вопрос к обоим экспертам. Скажите, пожалуйста, больше года назад у нас создали очень известное Министерство по налогам и сборам, которое объединило в себя налоговую и таможню. И тогда очень многие говорили, что в итоге наш госбюджет будет получать больше денег. Но по результатам, которые можно посмотреть на сайте Минфина и Госказначейства, у нас увеличивается дефицит госбюджета. Уже месяц, как этому ведомству передали определенные функции, которые раньше исполнял Пенсионный фонд, по сбору…
Спиридон Кілінкаров:Единого социального взноса…
Юрій Гаврилечко:Да, единого социального взноса. То есть теперь этих денег Пенсионный фонд, насколько я понимаю, напрямую не увидим, они все будут консолидироваться в одном месте. Станет ли от этого больше денег? Потому что Пенсионный фонд и так более чем на тридцать пять процентов дотируется из госбюджета. То есть, останутся ли вообще деньги в Пенсионном фонде? Какие вы видите плюсы и минусы, возможно, риски, положительные моменты вот такой консолидации денег?
Павло Розенко:Давайте я пару слів скажу. Я не хочу оцінювати сам факт створення цього монстра «Мінздоху», тому що, на наш погляд, це є негативом, але, звичайно, час покаже щодо цього. Я, безумовно, людина, яка займається безпосередньо соціальною проблематикою, для мене стало неприємним сюрпризом бажання Міністерства доходів і зборів адмініструвати і єдиний соціальний внесок. Тому що насправді, щоб ми чітко розуміли, що це страхові відносини між двома суб’єктами: застрахованою особою та страховим фондом, який у разі настання страхового випадку, або безробіття, або пенсія, або трудове каліцтво, має автоматично повертати кошти людині.
Сьогодні фактично у цьому випадку була створена така система законом «Про єдиний соціальний внесок», де чітко було записано, що громадянин сплачує страхові внески, які заходять в Пенсійний фонд, де автоматично розщепляються між усіма страховими організаціями. В даному випадку фондами соціального страхування. Після внесення змін до цього закону, тепер у нас виникла прокладочка у вигляді рахунку Міністерства доходів і зборів, яке знаходиться у Державному казначействі.
Так, нам розказують про те, що ці внески також автоматично розщепляються, але я, наприклад, переконаний, що у будь-який час міністр своїм рішенням може абсолютно змінити спрямування цих коштів і перенаправити їх на більш пріоритетні напрямки, на думку міністра, розвитку держави. Наприклад, на побудову там чергової дороги в Кончу-Заспу чи в Межигір’я, а не на застрахованих громадян.
Тому фракція «УДАР» однозначно та категорично виступала проти такої функції адміністрування єдиного соціального внеску з боку фактично фіскальних державних установ. Це суперечить взагалі здоровому глузду, це суперечить світовому досвіду, і врешті решт це суперечить навіть негативному досвіду Росії, коли теж десь сім-вісім років тому вони намагалися таким чином покращити ситуацію з державним бюджетом Росії, «загнавши» туди єдиний соціальний внесок. До чого це все призвело, ми всі прекрасно знаємо. Фактично були заморожені всі соціальні виплати через фонди соціального страхування, в результаті до народних бунтів, до відставки уряду.
І таким чином наша влада у своєму бажанні контролювати все, у своєму бажанні через свої кишені пропускати весь державний і недержавний ресурс, який акумулюють наші громадяни України, вони переходять узагалі межу здорового глузду. Думаю, вони не розуміють політичних ризиків такої ситуації. Я переконаний, що ось ці перші ознаки того, що люди невчасно отримують свої соціальні виплати, а це допомога по безробіттю, допомога по вагітності та пологам, регресні виплати, якраз і пов’язано з тим недолугим рішенням щодо зміни адміністрування.
Я хочу сказати, що фракція «УДАР» розробить і зареєструє законопроект, який поверне функцію адміністрування єдиного соціального внеску Пенсійному фонду України. І я сподіваюся, що наші колеги це в принципі підтримають.
Юрій Гаврилечко: Пане Спиридоне, будь ласка.
Спиридон Кілінкаров: Если говорить об эффективности, понимаете, надо посмотреть вообще на структуру тех сборов, которые сегодня производятся. Это ненормальная ситуация, когда украинская таможня дает поступлений в бюджет больше, чем вся налоговая инспекция. А их сегодня объединили. Нет вопросов, но от этого же сумма не поменяется, правда?
Давайте посмотрим структуру, почему так происходит. Если у нас сегодня промышленность не работает, если у нас есть привилегированные бизнес-структуры, которые не уплачивают налоги, или уплачивают, но не с полной прибыли налоги и так далее, то такая политика, конечно, ни к чему хорошему не приведет. С учетом этой ситуации, я могу с сожалением констатировать факт того, что на сегодняшний день страна Украина обеспечивает рабочими местами третьи государства. Не собственный народ, а народ третьих государств. По крайней мере по тем данным, которые существуют по поступлениям от таможни.
У нас сегодня завозят в Украину все, что угодно, и любой предмет, которые лежит на вот этом столе, начиная от этой ручки, и заканчивая чем угодно, вот каждый такой предмет импортного производства, а это рабочее место, созданное за пределами нашей страны. Мы это тоже должны понимать. Если страна не выпускает ни булавки, ни нитки, ни иголки, ни распашонки, у такой страны нет будущего, и у этой страны не может быть социальной политики. Сегодня весь мир борется за каждое рабочее место, сегодня идет жесткий диктат и борьба экономическая и политическая за то, чтобы эти рабочие места сохранить. И каждая страна принимает определенные решения для того, чтобы производство тех или иных товаров осуществлялось на их территории, чтобы на их территории строились заводы, и тогда это государство предоставляет право реализации этого товара на своей территории. Это нормальная практика.
Как заходят, скажем, автомобильные компании на рынки других стран со своими предприятиями. Почему они туда заходят? Потому что принимается законодательство, которое очень жестко лоббирует интересы своей страны, вводятся таможенные пошлины, которые не позволяют им быть конкурентоспособными. И таким образом вынуждают эти компании заходить в ту или иную страну, строить заводы, предоставлять рабочие места, оплачивать полный социальный пакет и работать в данной стране. Это нормальная практика, это нормальная политика.
Поэтому мы должны научиться лоббировать интересы своей страны, а не просто прислушиваться к диктату Европейского Союза, который хочет подписать с нами соглашение об ассоциации, и таким образом выйти из экономического кризиса за счет Украины. То есть по нулевым таможенным пошлинам они будут завозить к нам сюда свои товары. Вопросов нет. Да, они качественные, может быть, их холодильники лучше, чем наш холодильник «Норд». Но наш холодильник «Норд» продается, и там шесть тысяч человек работает. Что с ними будет? И точно так же по любой группе товаров можно посмотреть. А если мы сегодня бездумно будем подписывать договор об ассоциации, я еще раз подчеркиваю, это еще больше усугубит ситуацию в нашей стране. Хорош тот товар, который продается и приносит прибыль стране, и качество здесь не имеет абсолютно никакого значения.
Если вот эта ручка, произведенная в Украине, продается в двадцати или тридцати странах мира, мы ее должны производить, даже если ручка «Паркер» сто раз лучше, чем та ручка, которую производят в Украине. Мы должны четко лоббировать интересы своей страны и бороться прежде всего за создание новых рабочих мест.
Существует два варианта: либо мы на сегодняшний день с помощью создания новых рабочих мест и увеличения уровня заработной платы исправим ситуацию и выровняем ситуацию, скажем, с тем же Пенсионным фондом, с достижением определенного уровня доходов, чтобы обеспечить четырнадцать миллионов пенсионеров. Либо будем идти по старому проторенному пути всех правительств — уничтожать наших пенсионеров, ограничивать им доступ к медицине, увеличивать цены на лекарства для того, чтобы они им были недоступны, и таким образом создавать определенный баланс между работающими и неработающими.
В первой ситуации речь идет о том, что это государство, которое заботится об интересах своих граждан, создавая рабочие места, увеличивая заработные платы, осуществляя социальные выплаты и выполняя свои гарантии. А второй путь — это геноцид, уничтожение собственного народа для того, чтобы таким вот образом выйти из тяжелой экономической ситуации. Вот нам сегодня говорят, что граждан Украины сорок шесть миллионов. Ставлю большой знак вопроса. Очень сомневаюсь.
Юрій Гаврилечко:Ну, переписи населения уже не было много лет, и ее опять отложили на 2016 год.
Спиридон Кілінкаров:Очень сомневаюсь. Поэтому если еще учесть возможности, которые остались у наших людей, которые не находят себя, к сожалению, в нашей стране, но они находят возможность зарабатывать деньги в той же Российской Федерации. И если через подписания соглашения об ассоциации будет ограничена в том числе и возможность этих людей заработать хотя бы там, мне даже трудно представить на самом деле, во что это может вылиться внутри нашей страны.
Юрій Гаврилечко:Спасибо. Коллеги, большая просьба, ваши вопросы?
Святослав Дощіцин, «ГолосUA»: У меня вопрос к обоим участникам дискуссии. Учитывая проблему с социальной политикой при министре Королевской, достаточно легко можно предположить, или предугадать ее отставку в ближайшее время. По вашему мнению, каковы ваши шансы, как народных депутатов, занять ее место? И какими были бы ваши шаги по урегулированию ситуации, которая сейчас сложилась?
Спиридон Кілінкаров:Я думаю, что для того чтобы выправить ситуации, нам нужно принять определенные решения, которые были бы материализованы в законопроекты, с помощью которых можно было бы решить главные вопросы: это увеличение поступлений в госбюджет. Но не за счет усиления, скажем, налогового пресса на те предприятия, которые и без того работают в зоне налогового внимания, не уплачивают все сборы и так далее. У нас же еще есть масса предприятий, которые, скажем так, далеко нечестно уплачивают сегодня свои налоги. Это раз.
Второе. Вы знаете, кризис как бы в экономике, в стране кризис, но нужно, наверное, как-то умерить свои аппетиты тем бизнесменам, которые сегодня с рентабельностью меньше ста процентов вообще даже и думать не хотят о какой-то работе.
Вы посмотрите на нашу ценовую политику внутри страны. Как формируются сегодня цена на товары и услуги в нашей стране? Я вам скажу — пальцем в небо. Вообще никак. Вот кто какую цену захотел, тот такую цену и поставил. Почему сегодня импортные лекарства, которые завозят, в Белоруссии они стоят в три раза дешевле, чем те лекарства, которые завозятся в Украину. Почему цена на лекарства в одной аптеке и через дорогу в другой аптеке разнится в два раза? Ну, наверное, нужно с этим тоже как-то порядок наводить. Сэкономить бюджет любой семьи, чтобы эта семья имела доступ к продуктам питания, к элементарным возможностям купить себе какие-то лекарства и так далее.
Начинать нужно с того, чтобы достичь какого-то консенсуса между всеми политическими партиями в понимании того, что ребята, в стране кризис, страна просто умирает уже, все. У нас нет сегодня финансов в госбюджете, и не важно, какое правительство работает сегодня: Азарова или там правительство Кличко, или там «бютовское» правительство. Давайте искать источники, как найти финансовый ресурс для того, чтобы спасать страну, людей. Не о правительстве нужно думать, а о людях нужно думать. Ведь от того, что мы тут друг другу чубы рвем на передачах, от этого же заработная плата не повысится, правда же? И уровень социальных выплат не повысится. А если бы каждый подходил с пониманием данной точки зрения и сказал бы: «Ребята, вот я подготовил законопроект, вы, пожалуйста, научитесь платить налоги. Давайте мы его примем, и это даст поступлений в бюджет там два или три миллиарда, или пять миллиардов. И должен быть консенсус в парламенте — понимание важности этого вопроса. Принимать нужно решения и жестко придерживаться всех этих четких правили и законодательной базы.
А так, конечно, если создавать одним преференции, и говорить, что это же свой… Выходит, своим все, а другим — закон, так? Взяли и уничтожили предприятие. Может быть, оно и чужое, твоего политического оппонента, но там же люди работали, они остались без зарплаты, соответственно без выплат и всего остального. Такие подходы, на мой взгляд, абсолютно неприемлемы.
Юрій Гаврилечко: Спасибо.
Павло Розенко: Я би сказав, що відставка нинішнього міністра соціальної політики була би абсолютно логічним завершенням її діяльності на цій посаді протягом останнього року. Адже якщо ми з вами прокрутимо цю плівку трошки назад і пригадаємо, що було за рік зроблено в