Аудіоматеріали прес-конференції (Частина 1 та 2)
Матеріали прес-конференції “Уряд Азарова: перший рік реформ”, яка відбулася 28 лютого в інформаційній агенції “ГолосUA”. Учассть у ній взяли Валерій Коновалюк, народний депутат, фракція ПР; Андрій Павловський народний депутат, фракція “БЮТ-Батьківщина”; Алла Александровська, народний депутат, фракція КПУ.
Модератор — Оксана Ващенко, директор ІА “ГолосUA”.
Оксана Ващенко: Рада вітати всіх в інформагенції «ГолосUA». Я бачу тут уже знайомі обличчя, а це означає, що ми проводимо вже не першу прес-конференцію й можна говорити про те, що для нас це стає традицією. А це добра традиція, оскільки інформагентство «ГолосUA» буде проводити щопонеділка заходи, на які ви можете приходити завжди.
Отже, сьогодні тема нашої прес-конференції «Уряд Азарова: перший рік реформ». Якщо пригадати, то саме 11 березня 2010 року було призначено новий склад Кабінету Міністрів, який очолив Микола Азаров. Сьогодні, думаю, народні депутати, які представляють різні фракції, а це означає, що сьогодні будуть різні погляди на цю тему, розкажуть про те, що зроблено, що не зроблено, на що варто звернути увагу, для того щоб усі ми з вами в цій державі жили краще. Пропоную почати Валерію Коновалюку, народному депутату, представнику фракції Партії регіонів.
Валерій Коновалюк: Приветствую всех, уважаемые коллеги! Действительно, после достаточно длительного диалога со страной, который состоялся в пятницу, где Президент Украины четко расставил все акценты, обозначил двадцать одно направление проведения реформ, мы понимаем, что все познается в сравнении. И то, что Украина, которая оказалась более года назад в сложном экономическом и социальном положении, — вы помните, что ситуация была на грани технического дефолта, государство было без бюджета, мы реально видели, что уровень падения экономики был наивысший в Европе, и поэтому альтернативы проведению реформ, модернизации государства не было никакой.
Я убежден, что программа реформ Президента Януковича четко определила не только основные приоритеты и стратегию развития страны, но и то, что для нас есть главным — что все реформы в конечном итоге направлены на то, чтобы повысить уровень жизни наших граждан, создать более современную экономику, обеспечить модернизацию государства и побороть такие негативные явления, которые отбросили Украину далеко назад. Это коррупция, это уровень финансовых нарушений, злоупотреблений и так далее.
Я не хочу говорить о том, что ситуация была критической, — вы помните, что 15 процентов было падение ВВП, 21 процент падения производства, — но прошлый год мы закончили с тенденцией роста и это лишь подчеркивает, что направление в реформировании экономики выбрано достаточно правильно.
Выстроена система управления в государстве — и одной из первых реформ была административная, которая позволит нам максимально быстро создать эффективную систему государственного управления. Следующий этап — местное самоуправление. Думаю, что все реформы, связанные в том числе с социальной сферой, пенсионной, реформа трудового законодательства, создание более эффективной и гибкой системы социальной защиты населения — это те задачи, которые стоят перед нами в этом году.
Можно было бы много говорить о результатах, но, знаете, я бы не хотел говорить о достижениях, а говорю о новом качестве, которое сегодня Украина получает и, убежден, что такой тезис, который касается реформ, когда говорят, что «болезненно проходят реформы», это не наше ноу-хау. Мы помним, как реализовывались программы Людвига Эрхарда в послевоенной Германии, план реформ Бальцеровича, премьер-министра Польши и какие в последующем результаты получили эти страны, экономики. Это становится очевидным, поэтому для нас очень важно сегодня не просто заложить фундамент, но и выстроить его таким образом, чтобы избежать повторения ошибок.
На мой взгляд, задачи, которые ставит перед собой правительство, соответствуют сегодняшним тенденциям, ожиданиям в обществе. Безусловно, я могу говорить о недостатках, их немало, но тем не менее, еще раз хочу подчеркнуть, что сравнивая сегодняшнюю ситуацию в государстве, вы, безусловно, касаетесь того, как жила Украина два-три года назад, какие были показатели, что происходило с экономикой, как падал наш авторитет и престиж в мире. И, думаю, то, что в течение прошлого года трижды повышались рейтинги для нашего государства, это уже показательно: возобновлено сотрудничество с Международным валютным фондом, мы создали механизм, при котором более пяти миллиардов долларов было привлечено в экономику в прошлом году, вернули доверие к банковской системе — 60 миллиардов гривен было в прошлом году размещено депозитов в наших банках. Думаю, что это отдельная кампания.
Безусловно, реформы нужно проводить более активно. Я всегда выступал за это и говорил, что должен быть баланс. Если мы понимаем, что структурные преобразования будут влиять на ситуацию в социальном плане, то нужно, безусловно, обеспечивать приоритетность именно в социальной сфере реформирования. Почему?
Потому что в этом году государство потратит на льготы и субсидии, например, 42,5 миллиарда гривен. Система настолько неэффективна, что почувствовать, что это будет направлено на наиболее незащищенные слои населения, крайне сложно. Потому что механизмы не работают, особенно те, которые определяют социальный статус наших граждан, и действенной помощи государство в этих условиях в большей степени направить не может, поэтому мы и говорим о новом, скажем, подходе. И то, что в этом году проходит эксперимент в пяти регионах по этому направлению — введение электронной социальной карты, доказывает то, что мы нацелены не просто огульно подходить к реформированию: получится или не получится, а вот именно через проведение пилотных проектов в отдельных областях. Думаю, что мы получим тот результат, который в общенациональном масштабе будет реализован по всей стране.
Например, в Винницкой области в этом году заканчивается эксперимент с реформированием здравоохранения и, я надеюсь, что реформа здравоохранения в этом году тоже получит свой старт и многое другое. Вы помните, что предыдущее правительство, скажем так, не смогло обеспечить в 2009 году это выполнение, мы выполнили все обязательства в 2010 году и Президент уже в этом году говорит о минимальной пенсии в размере 1320 грн. Средняя зарплата в Украине возросла на 26 процентов. Безусловно, сегодня идет колоссальный рост цен, поскольку инфляция провоцируется исключительно необдуманной кредитно-финансовой и монетарной политикой предыдущих лет.
Вы знаете, в экономике не бывает таких явлений, что сегодня совершили какую-либо ошибку или приняли неправильное решение, а уже завтра определенные тенденции и уже, скажем, определенный негатив проявляется в вопросах ценовой тарифной политики. Это все взаимосвязано и те проблемы, которые накапливались в стране предыдущие пять лет, как раз они и провоцируют ситуацию. Но с этим, я думаю, мы справимся. Поэтому политика должна быть более прогнозируемой и более понятной.
Очень много было скептиков, которые говорили о том, что налоговая реформа не удастся, но Налоговый кодекс принят, и он сегодня начинает регулировать отношения в хозяйственной, производственной сфере, в предпринимательской среде таким образом, что будет возможность увеличивать доходность бюджета. И самое главное — будет создаваться мотивация для того, чтобы более активно обеспечивать развитие всех секторов экономики.
Поэтому негативные оценки, которые звучали на протяжении 2010 года постоянно, особенно из уст оппозиции, и вы видите, что все ждали более худшего результата, но такого не произошло. И я думаю, что этот год будет во многом переломным. Считаю, что в наших комментариях сегодня разговор будет профессиональный и более предметный, а не с точки зрения, как обычно говорит представитель власти и представитель оппозиции. Спасибо.
Оксана Ващенко: Скажіть, будь ласка, чи можна говорити про те, що ті реформи непопулярні, які, можливо, не будуть такими успішними і не будуть легко проходити, то за це будуть відповідати конкретні люди в уряді? І чи можна говорити про те, що на цьому тлі в уряді відбуватимуться відставки, ротація?
Валерій Коновалюк: Я вам скажу более, что по моему глубокому убеждению, сегодня необходимо давать оценку персонально каждому министру. Год достаточный срок для того, чтобы обеспечить реализацию тех или иных программ и направлений. Думаю, что одна из главных задач сегодня — скорректировать и улучшим именно кадровую политику в стране. Потому что, знаете, лозунг «Кадры решают все» актуален и сегодня. Я убежден, что по истечению года деятельности правительства, необходимо и Президенту, и Премьер-министру все-таки оценить работу каждого министра, каждого главы государственного комитета или агентства и четко увязать это с теми задачами, которые стоят перед страной на ближайшую перспективу.
Оксана Ващенко: Дякую. Андрій Павловський, народний депутат фракції БЮТ. Ваш погляд на ситуацію?
Андрій Павловський: Дякую. Як казав колега, щоб не бути голослівним, я підготувався, виписав деякі цікаві цифри за даними Мінфіну та Держкомстату. Можна порівняти їх із минулим 2009-м, кризовим дійсно і складним роком цей рік, коли працював уряд пана Азарова, й подивитися на результати.
Почнемо з державного боргу. Ми пам’ятаємо, як Микола Азаров критикував попередній уряд за зовнішні запозичення. І ось результат. Державний борг за минулий рік зріс в півтора рази й досяг 54,3 мільярда доларів, що становить 42 відсотки ВВП. Для порівняння: в 2009 році держаний борг був 36 мільярдів доларів і становив 30 відсотків ВВП. Дефіцит державного бюджету за минулий рік зріс в 1,8 раза у порівняні з 2009 роком і сягнув 63 мільярдів гривень. Негативне сальдо зовнішньої торгівлі збільшилося на 62,3 відсотка й досягло 9,3 мільярда доларів.
За даними Національного банку, за минулий рік у офшорні зони вивезено більше 20 мільярдів доларів із України, емісія становила більше 60 мільярдів гривень, а по оцінках деяких фахівців, значно більшу суму. Хотів би сказати, що є дані вже за цей рік.
Наприклад, в січні 2011 року в порівнянні з минулим роком промислове виробництво упало на 14,5 відсотка, а реальна заробітна плата знизилася на 12,6 відсотка. І ми за двадцять років досягли мінімальної кількості вакансій у центрах зайнятості. Зараз в Україні всього 46 тисяч вакансій, а це майже на один мільйон офіційно зареєстрованих безробітних (9 відсотків безробітних за методикою Міжнародної організації праці).
Хотів би відмітити, що цього року в результаті застосування нового соціального єдиного внеску виникли проблеми у нас у соціальному фонді з тимчасової втрати працездатності. І всі журналісти знають, що у нашій країні виникла проблема з оплатою лікарняних. Зараз по Україні заборгованість із виплати по лікарняних — понад півмільярда. І найбільша заборгованість у Києві — десь більше п’ятдесяти мільйонів, у Донецьку, Дніпропетровську й інших областях виникли такі проблеми, де взагалі людям за два місяці не оплачували лікарняних.
Хотів би навести ще такі дані за 2010 рік. У нас, за даними міжнародних агентств визнано, що в Україні найнижча заробітна плата, одна з найменших заробітних плат і пенсій. І хотів би надати офіційні дані Держкомстату, що середньомісячна заробітна плата в нашій країні становила за минулий рік 2239 грн. Це приблизно становить 280 доларів США по курсу. Для порівняння: у Польщі — 1300 доларів, у Чехії — 1460 і навіть у Литві, нашій колишній сусідці по Радянському Союзу, — більше 900 доларів середньомісячна зарплата. Це порівняйте ще зі зростанням цін, якщо посилатися не на фальшиві дані, які нам наводять нібито по інфляції, а подивіться кожен по своєму сімейному бюджету, візьміть навіть по тих же овочах, які ви використовуєте для борщу. Картопля на початку січня минулого року коштувала 3-3,50 грн. за кілограм, зараз, на кінець січня 2011 року, — просили 5-7 гривень. Та сама капуста, яку так любить пан Азаров, — 2,50-3,00 грн., зараз — 6-8 грн. і так по всій групі овочів. Я вже мовчу про гречку, про крупи, які зникають узагалі, про олію й таке інше.
Зверніть увагу, яке зараз відбулося суттєве зростання ціни на бензин. Ми успішно подолали межу в один долар за літр бензину А-95, і йдемо далі до одного євро. Зараз уряд увів додаткове мито на ввезення нафтопродуктів в Україну, що, за оцінками експертів, призведе ще до більшого підвищення ціни за літр, до чотирнадцяти гривень. Так що, я думаю, що в цінах наші уряди ще можуть посперечатися.
Щодо зростання цін на природний газ і житлово-комунальні послуги. Ми всі знаємо, що з першого лютого зросли ціни на житлово-комунальні послуги, зокрема, на теплову енергію на 35 відсотків, на електроенергію — на тридцять. З 1 квітня знову підніматимуть ціну на п’ятдесят відсотків на побутовий газ для населення. Це при тому, що наші зарплати, пенсії, стипендії згідно з бюджетом 2011 року фактично заморожені. Ну, що таке зростання мінімальних пенсій і зарплат відповідно на п’ятдесят і шістдесят три гривні? Тобто всього на п’ять відсотків, при тому, що в цьому ж бюджеті рівень інфляції закладено 9,5 відсотків. Тобто офіційно уряд закладає, що наші заробітні плати та пенсії будуть зростати вдвічі менше, ніж зростання споживчих цін. Ось такий соціальний захист.
І найбільше тут про пенсію колега казав, що Віктор Янукович у черговий раз нам пообіцяв високу мінімальну пенсію в 1320 гривень. Я ж можу нагадати обіцянку Віктора Федоровича, яку він робив ще будучи кандидатом у президенти, наприкінці січня в містах Одесі, Миколаєві він публічно заявляв на телекамери, що з 1 січня 2011 року мінімальна пенсія буде становити 1200 гривень, а середня — 2000 гривень. Наразі маємо мінімальну пенсію в 750 гривень, а середню — 1100 гривень. Чергова обіцянка. Зараз знову обіцяють. Але ж спочатку виконайте хоча би попередню.
Ми бачимо, що таким чином за рік урядування, чи за рік реформ ми отримали дійсно по-справжньому європейські ціни й африканські заробітні плати та пенсії. Хотів би також звернути увагу, що незважаючи на все це, уряд грубо порушує вимоги закону про оплату праці, у результаті чого кожен працівник бюджетної сфери недоотримує мінімум по триста гривень. А кваліфіковані лікарі та вчителі недоотримують по 500-600 гривень. Це як виходить?
З першого січня мінімальна зарплата у нас 941 гривня, а зарплата працівника по першому тарифному розряду — а всі бюджетними працюють за тарифними розрядами — 613 гривень і виходить таким чином, що різниця становить 328 гривень. Хоча по закону посадовий оклад по першому тарифному розряду повинен бути не менше мінімальної зарплати. Це пряме порушення закону.
Ви знаєте, декілька разів я звертався до Генерального прокурора, щоб він звернув увагу уряду на пряме невиконання статті шостої Закону про працю. І що мені відповідає прокуратура? Так, дійсно, є порушення закону, але проблема в тому, що в бюджеті немає грошей. Так у нас кожна влада завжди розповідає, що немає грошей на виконання того чи іншого соціального закону. Тоді треба чи змінювати закон, чи виконувати його.
Хотів би також звернути увагу на те, що в Законі про державні соціальні стандарти та гарантії, зазначається, що всі соціальні виплати повинні бути не меншими, ніж розмір прожиткового мінімуму. Малозабезпечені зараз отримують згідно з якимось віртуальним законом, що уряд визначає рівень забезпеченості прожиткового мінімуму, який менший на п’ятдесят відсотків — удвічі менший, ніж прожитковий мінімум. Тобто, тисячі сімей малозабезпечених недоотримують суттєві кошти від цього. Я вже мовчу про те, що уряд не заклав жодної копійки в бюджеті на 2011 рік на виплату коштів за компенсаціями по вкладах Ощадбанку СРСР, навіть по смерті вкладника, коли раніше була така норма, що по смерті вкладника виплачувалася допомога. А таких людей 12,8 мільйона у нашій країні.
І також хотів би звернути увагу, що вперше уряд Азарова не передбачив у бюджеті підвищення рівня мінімальної стипендії для студентів-сиріт та дітей, позбавлених батьківського піклування й немає жодної індексації розміру стипендії відповідно до рівня інфляції. Але й цього мало уряду, 14 січня зареєстровано законопроект №7562, яким суттєво обмежуються або ліквідуються соціальні виплати та пільги шістнадцяти категоріям громадян, починаючи від чорнобильців, афганців, ветеранів Великої Вітчизняної війни, дітей війни, інвалідів війни та закінчуючи міліціонерами, лікарями та шахтарями. Отакий соціальний захист, коли взагалі ліквідують ці пільги. Хочу сказати, що все те, що зараз робиться у державі при всьому бажанні не можна назвати реформами.
Реформи були б справжніми, якщо би ми дійсно проводили структурні зміни національного виробництва, а не мали б те недолуге, яке зараз є, коли у нас застарілі галузі, які будувалися ще після війни в п’ятдесятих роках, — металургія та хімія, дають нам майже половину валютної виручки. А де ж наші новації, нові технології, про які так любить розповідати Азаров? Ні копійки на це не закладено в бюджеті.
Хотів би ще звернути увагу, якщо відкинути словесне лушпиння навколо псевдореформ Януковича — Азарова, то коротко вони зводяться до такого. Перше — це значне (вдвічі й більше) підвищення тарифів і цін на природний газ і житлово-комунальні послуги для населення. Друге — це підвищення пенсійного віку для жінок на п’ять років, підвищення страхового стажу, обмеження виплат працюючим пенсіонерам. Третє — заморожування зарплат, пенсій і стипендій. Четверте — відміна пільг і соціальної допомоги, законопроект, який уже є, ми про нього казали. І п’яте — це остаточний розпродаж своїм людям — спонсорам Партії регіонів залишків державного майна та землі. Й на цьому тижні якраз Верховна Рада буде розглядати законопроект про скасування мораторію на продаж землі, де вони будуть протягати скасування такого мораторію з 1 січня 2012 року. Планують вже перші кроки на цьому тижні робити у Верховній Раді.
На завершення хотів би звернути увагу, що при всій великій концентрації, узурпації влади в одних руках, усі ці програми так званих реформ не пишуться в Україні, їх пишуть поза межами нашої країни, і ми повинні бути свідомі цього. Всі ці непопулярні кроки розроблені та написані іноземцями, у штабах Міжнародного валютного фонду та інших міжнародних фінансових інстанціях. Виходить так, що фінансово-економічне життя України контролює Міжнародний валютний фонд, а гуманітарну сферу контролює північний сусід.
Оксана Ващенко: Пане Андрію, але що цікаво, МВФ у нас був і при Юлії Тимошенко і теж активно контролював зобов’язання?
Андрій Павловський: Згоден, було, але Юлія Тимошенко не йшла на найбільш непопулярні, негуманні кроки — вона не робила й цього їй закинути не можна. За що її й картали, до речі.
Оксана Ващенко: Треба передати слово Аллі Олександрівні. Але просить слова ще Валерій Коновалюк. Буквально репліку, будь ласка, дуже коротко.
Валерій Коновалюк: Юлия Тимошенко взяла кредит на 11 миллиардов у Международного валютного фонда, это к слову. А сегодня и за пять лет, давайте быть корректными, за пять лет — это точные данные, предыдущая власть взяла более ста миллиардов долларов кредитов, прямого государственного гарантированного долга при них было где-то 60 миллиардов, и корпоративного долга сто миллиардов. За два месяца текущего года по ним выплачены проценты на 7 миллиардов 600 миллионов гривен. Миллиард долларов мы фактически отдали за проценты, за обслуживание того кредита. Это одно.
С 1 января вступил в действие новый Налоговый кодекс, вы прекрасно знаете, что не будет уплачиваться транспортный сбор при регистрации автомобилей, а все акцизы перенесены в стоимость топлива, это же не могло не повлиять на повышение цены бензина. Если в том году в декабре нефть марки «Брент» стоила на мировых биржах 75 долларов за баррель, то сейчас 112 в связи с этими событиями, скажем, в Северной Африке.
Понимаете, я хотел бы, чтобы мы либо конструктивно говорили, либо нет. Факт следующий назову. В 2009 году было построено только девять километров дорог за весь год, в прошлом году — тысячу километров построено. И вот лейтмотивом нашей пресс-конференции я могу сказать, что за этот год власть во главе с Януковичем сделала гораздо больше, чем предыдущая власть за пять лет — это факт, с которым очень сложно спорить.
Андрій Павловський: Тоді й я репліку на репліку. Колега, з цих п’яти років — три Віктор Янукович був прем’єр-міністром. Так що ви про це не забувайте.
Оксана Ващенко: Передаю слово Аллі Александровській, депутату фракції Комуністичної партії. Ваша думка? Що у нас виходить?
Алла Александровська: Вы знаете, мне достаточно удобно подводить итоги дискуссии, которая развернулась между двумя моими коллегами. Я думаю, что вы, журналисты, ваши читатели и те, кто в интернете прочитает эту пресс-конференцию, увидят, что практически позиции моих коллег не отличаются по существу. Речь идет только о том, кто в каком году и сколько кредитов брал. И как эти кредиты израсходованы, то ли на них построены дороги в прошлом году, то ли мы готовимся к «Евро-2012» и строим стадионы. Понимаете?
А на самом деле, если говорить по существу, и Ющенко, и Тимошенко, и Янукович, когда был премьер-министром, Янукович президент, они все употребляют термины, что мы идем по пути реформ непопулярных, просим народ потерпеть, затянуть пояса и так далее. Все они говорили эти слова, согласитесь. Никто из них честно и откровенно не сказал, что он понимает под словом реформы.
А я вам хочу сказать, когда впервые появился Международный валютный фонд в Украине, а это было при президентстве Кучмы, и тогда был подписан первый меморандум. Это было в 1994-м или 1995 году, то тогда я с ужасом прочла в этом документе, хотя с большим трудом коммунисты смогли его получить, о том, что предполагается: первое — прекратить финансирование аграрного сектора экономики; второе — прекратить финансирование (имеется в виду государственное) из бюджета жилищно-коммунального хозяйства; третье — предполагается сократить численность армии и финансирование естественно. Планировалось сократить финансирование здравоохранения и образования, с сокращением численности людей, работающих в этих сферах. Это я сама читала в 1995 году. Мой товарищ, к сожалению его уже нет, Николай Кашляков, был народным депутатом, и он привез нам этот документ.
Скажу честно, когда я его прочитала, я не поверила, что такое может быть. А доводы там какие были? Доводы были такие, что во всем мире нет бесплатного образования, нет бесплатной медицины, приводились там цифры, сколько медиков приходится, допустим, на тысячу граждан в Польше, в Германии, во Франции, в Канаде и так далее. И вот к этим показателям должны были привести и Украину, потому что в Советском Союзе, в Советской Украине сама система здравоохранения и образования была совершенно иной, чем на Западе.
У нас по образованию, молодые люди, возможно, этого и не знают, у нас была по здравоохранению сеть медицинских учреждений по месту жительства, была диспансеризация по месту работы, у нас была диспансеризация детей в детских дошкольных учреждениях, в школах. И там везде были врачи, — не медсестры, не кабинеты, — а были врачи. У нас были женские консультации по районам, то есть по месту жительства, у нас были специализированные клиники урологические, хирургические и другие по территории всей страны.
И, естественно, если посмотреть количество медиков, которые работали, то это количество было в несколько раз выше, чем в среднем количество медиков за рубежом. Там система здравоохранения другая. Но надо сказать, что все медики говорят о том, что советская система здравоохранения была дорогой, но она была достаточно эффективной.
И вот в этих реформах, которые заложили в этих меморандумах, как раз и предполагалось перевести саму систему организации нашего общества и систему производства, и систему социальную к тем моделям, которые существуют на Западе. То, что это чревато тем, что люди просто будут умирать без медицинского обслуживания, то, что будет деградация общества без нужного образования, об этом никто не говорил, а просто были количественные показатели. И, к сожалению, все эти почти двадцать лет мы идем по пути вот этих реформ. И когда Виктор Федорович, став президентом, и Юлия Владимировна была премьер-министром, и Ющенко был президентом, все они говорили о реформах. Каждый раз коммунисты спрашивали: скажите, в чем суть ваших реформ?
Правильно мой коллега здесь сказал, что вообще-то слово «реформа» имеет позитивный смысл — это улучшение, это перестройка чего-то, это переход на какую-то другую систему с целью повышения эффективности. А у нас реформы, в чем заключаются? В сокращении сети медицинских учреждений. И сегодня очень красивый тезис звучит, в частности в Харьковской области, он очень красиво звучит — что мы создаем единое медицинское пространство.
Почему перешли к этому термину? А потому, что у нас по Бюджетному кодексу человек может получить медицинскую помощь по месту жительства. То есть житель, живущий в селе, должен получить медицинскую помощь за счет бюджета сельского совета. А бюджет сельского совета — это мизер. Я сталкиваюсь с тем, что я пыталась помочь избирателям своим, человек имел порок сердца, ему нужна была операция в Киеве. Так вот, операцию в Киеве сделать было невозможно, потому что планировалось по бюджету, условно говоря, сто операций в год, а сами клиники в Киеве могут делать тысячу операций в год. И они мне говорят: «Алла Александровна, а на девятьсот операций вы нам денег не выделяете». Поэтому 900 операций они могут сделать, но пусть человек оплатит все, что нужно, из своего кармана, искусственные легкие, клапаны и так далее. И эта операция, — а это было, если я не ошибаюсь, где-то в 2002 году, — стоила десять тысяч гривен. Это человек должен был продать все абсолютно, чтобы сделать операцию на сердце.
И тогда я с этим столкнулась, что, оказывается, вот такое разделение людей по бюджетам, которое у нас было заложено по европейским стандартам, привело к тому, что человек должен был получать медицинскую помощь по месту жительства в объеме тех денег, которые выделены, а там денег практически нет. Поэтому, извините, что в лоб, что по лбу, но все эти реформы ведут только к одному — действительно, у нас население Украины сокращается. Социологические опросы показывают, что хронически больные люди, 75 процентов опрошенных людей, которые являются хроническими больными, ответили на вопрос — лечитесь вы или нет, ответили — мы не лечимся, у нас на это нет денег. 75 процентов! Человек понимает, что он хронически больной, понимает, что ему нужно, но он не лечится, потому что зачем он пойдет к врачу, когда он знает, что ему назначат лечение, а у него нет денег на те лекарства.
В чем проблема правительства Азарова? Я очень уважаю Николая Яновича. Поверьте, я как народный депутат, который достаточно давно работает в Верховной Раде, я имела возможность многих министров видеть в работе, и особенно в Министерстве финансов. Сейчас я работаю в Бюджетном комитете, это профессионалы, это люди, которые хорошо работают, имеют хорошие идеи, но они заложники этой системы. Понимаете? Они заложники той стратегии, которая реализуется вот все эти почти двадцать лет.
А стратегия в чем? У нас что, развивается производство? У нас что, повышается выпуск, например, современного станкостроения? Кто-нибудь знает, есть станкостроительные заводы в Украине? Сегодня сталкиваются бизнесмены с тем, что им нужно отремонтировать станок и они не могут нигде это сделать, нет специалистов уже. У нас нет наукоемкого производства, у нас практически сегодня весь ВВП, в значительной части, львиная доля ВВП — это сфера услуг, это деньги, которые обращаются в торговле. А в торговле наибольший удельный вес реализованных товаров — это алкоголь и табак. Вот за счет этого у нас получаются хорошие показатели валового внутреннего продукта. А это на пользу обществу или нет? Об этом никто не хочет говорить.
Если посмотреть… Проблема правительства Николая Азарова, и, собственно говоря, он не может сегодня, особенно после изменений Конституции, когда сегодня президент определяет практически всю политику в государстве и то, что делает правительство. Сегодня Кабинет Министров не может пойти своим путем, даже если он видит, что нужно идти другим путем.
Сегодня правительство не решает и таких важных проблем, которые тоже затронул мой коллега, как пенсионное обеспечение. Ну, кому нужна эта реформа пенсионного обеспечения, когда, я думаю, что есть в правительстве разумные люди, которые понимают, что проблема наполнения Пенсионного фонда связана в том числе и с тем, что неправильные источники его формирования. Источником формирования Пенсионного фонда является заработная плата наемных работников. При безработице, при низкой зарплате труда, естественно, источник наполнения Пенсионного фонда будет мизерный. Надо искать другие источники, надо брать налоги, возможно, с основных фондов предприятий, пусть богатые поделятся с бедными. Те богатые, которые являются собственниками предприятий, с которых они получают доход. Тогда нужно поискать саму стратегию наполнения Пенсионного фонда.
Правительство не может этого делать или не хочет этого делать, потому что находится опять-таки в этой колее буржуазных рыночных реформ, когда все делается за счет народа. Любые акцизы, любой пересмотр цен, любые мероприятия пенсионной реформы — все это за счет обычных людей, но не за счет того, что те люди, которые получают сумасшедшие доходы, должны больше и отдавать обществу. Поэтому, я думаю, что — и, к сожалению, этот последний год показывает, что действительно мы идем по колее, заложенной 15-16 лет назад.
Государственный долг. В прошлом году по отношению к доходу госбюджета государственный долг нашей страны был на 20 процентов больше. Это тот долг, который задекларирован в государственном бюджете. А в этом году он уже на тридцать процентов выше доходов бюджета. Значит, получается, что есть проблема накопленная, это не проблема прошлого года, это долги, накопленные за предыдущие пятнадцать лет.
Однако же, как мы можем выйти из этой ситуации? Опять брать кредиты? Развивать свое производство нужно, развивать наукоемкое производство, которое может быть конкурентоспособным. Мы можем делать, мы делаем самолеты лучшие в мире. Мы делаем танки лучшие в мире. Мы можем делать аппаратуру, системы управления лучшие в мире, это то, чем обладает Украина. Но кто-нибудь из вас слышал о том, что у нас есть программа правительства в этом направлении и у нас будут инвестиции и это даст нам доходы в том числе в бюджет и увеличит бюджет за счет наукоемкой продукции? Мы этого не слышим.
Вот побывал Янукович в Харькове недавно, побывал на моем родном «Хартроне», на котором я двадцать шесть лет проработала. Это оборонное предприятие, которое разрабатывает системы управления для ракетно-космических комплексов и для атомной энергетики. И я вам хочу сказать, что харьковчане вообще-то и не поняли, вот он пришел, он с восхищением сказал, что да, мы можем делать ракетные комплексы, нам они нужны, и все так очень удивились, потому что в принципе они первый раз услышали, что нам нужны ракетные комплексы. Кстати, никто не понял и для чего нам нужны эти ракетные комплексы, какая у нас будет стратегия реализоваться в Украине.
Поэтому вот эта несправедливость социальная, которая ярко проявилась в попытке провести пенсионную реформу, а я вам напоминаю, что Тимошенко впервые предприняла попытку через своих депутатов во фракции Блока Юлии Тимошенко, когда была премьер-министром, внести законопроект, которым поднимался пенсионный возраст. То есть то, что сейчас вот в этой реформе реализовано, как законопроект правительства, тогда Юлия Владимировна, как человек умный поняла, что от правительства подавать такой законопроект нельзя, не желательно и это сделал депутат из фракции БЮТ. И мы этот законопроект не рассматривали.
Андрей Павловский: Как он называется?
Алла Александровская: Я подниму документы на сайте, есть. Там в пояснительной записке было четко сказано, что введение этого закона, увеличение каждый полгода пенсионного возраста на один год шло, там не было для женщин, а вообще всем на один год. И это сэкономило бы шесть миллиардов гривен в год.
Поэтому ноги растут еще с девяностых годов, когда впервые был подписан меморандум с Международным валютным фондом и он все эти годы реализуется. И плохо то, что правительство сегодня зависит от президента, плохо то, что правительство не может выйти из колеи этих псевдореформ и не может действительно занять серьезную государственную политику, государственную позицию, как это сделало правительство и руководство Китая. Там капитализм, там действительно частная собственность, но там это все делается под жестким государственным контролем, в интересах государства. И, как мы знаем, экономика Китая бурными темпами развивается.