ПРОГРАМА “РОЗВОРОТ UA”- спільний проект “РАДІО ЕРА FM” та інформаційної агенції „ГОЛОС UA”. /> Програма про найбільш актуальні питання поточного тижня, підготовлена журналістами агенції “Голос UA”, звучить щосереди упродовж години в прямому ефірі “Радіо Ера”. Початок ефіру о 19.50.
Ефір за 26.11.2008 р. Ведуча — Оксана Ващенко.
Оксана Ващенко: Мої вітання усім слухачам “Радіо-Ера” ФМ, з вами Оксана Ващенко і це — програма “Розворот.UA”. Українців лякають черговим підвищенням цін, цього разу на імпортовані в Україну автомобілі. Всеукраїнська асоціація імпортерів і дилерів уже висловила стурбованість щодо другого так званого “антикризового пакету”, підготовленого Кабміном, у якому пропонується збільшити мито на ввезення автомобілів в Україну з 10 до 25%. Противники цього рішення впевнені, що в умовах запровадження лише заборон автомобільний ринок України може стрімко стати тіньовим. Кажуть, що нині існують як мінімум чотирнадцять схем ввезення автомобілів без сплати податків через використання лазівок у законодавстві. Йдеться про такі схеми, як фіктивний спадок, переїзд на постійне місце проживання, тимчасове ввезення фіктивним іноземним представництвом, пільговики, цільове призначення для громадян із фізичними вадами через органи соціальної опіки. І от загалом за таких умов існує небезпека зростання потоку контрабанди, вважають експерти.
Але у питанні щодо збільшення мита на ввезення автомобілів в Україну є інша сторона, яка виступає його прихильником і лобістом — це українські автовиробники. Вони кажуть, що заходи по скороченню імпорту будуть ефективними, тим більше у сучасних умовах світової фінансової кризи, коли вітчизняним підприємствам приходиться скорочувати і обсяги виробництва і працівників. Свідченням цьому є дані Держкомстату: от у жовтні виробництво легкових автомобілів скоротилося на 25%. порівняно з жовтнем 2007 року, до 30,5 тис. штук. А порівняно з вереснем цього року, скоротилось на 18,2%. Про те, чого чекати у наступному на автомобільному ринку, у матеріалі, який підготували журналісти інформагентства “Голос.UA”, і докладніше про це — Олексій Ананов.
Олексій Ананов: Оцінки ситуації, яка склалася нині в на автомобільному ринку досить суттєво різняться залежно від тієї ролі, яку посідають його суб”єкти. Скажімо, представники вітчизняного автопрому, який включає увесь ланцюжок — від виробництва до продажу автомобілів — вважають своє становище складним. Йшлося навіть про те, що такий вітчизняний автогігант, як “АвтоЗАЗ” призупиняєь своє виробництво. Чутки спростували, але, як то кажуть, тривога залишилася. Скажімо, віце-президент корпорації “УкрАвто” Олег Папашев, вважає, що, якщо в країні й надалі триватиме протистояння, не буде злагоди між опозицією і владою, якщо сьогодні політичні партії не об’єднаються, щоб вирватися з цієї кризової ями – то, як він всивловився, не тільки «АвтоЗаз» зупинеться, а зупинеться вся Україна.
Дещо інші оцінки можливим наслідкам кризи в галузі дають ті, хто лише імпортує і продає автомобілі на українському ринку. Генеральний директор Асоціації автомобільних імпортерів та дилерів Олег Назаренко філософськи ставиться до проблеми і вважає, що економіка й ринки завжди розвиваються по спіралі і час кризи мине. Зараз же компаніям потрібно показувати на що вони здатні і як вміло проводять маркетингову політику. Крім того, він вважає, що ситуація на українському авторинку не така вже й погана. Підстави стверджувати це, на думку експерта, дає як загальний аналіз стану справ, так і робота окремих компаній. Зокрема, компанії «Кіа Моторс Україна», яка розповсюдила інформацію, що в неї у жовтні цього року було зростання обсягів продажу авто в порівняні з вереснем 2008 на 97%.
Назаренко: Хочу сказати, що взагалі в жовтні цього року Україна була єдиною країною Європи, яка показала позитивну загальну динаміку зростання обсягів продажів автомобілів – 2%. Але, як на мене, то все це було викликано тим, що люди саме цього місяця активно знімали гроші з депозитних рахунків і вкладали їх в купівлю автомобілів. Щодо «Кіа Моторс Україна», яка фактично є вітчизняним виробником, то скажу, що компанія, всупереч офіційним заявам всіх українських виробників з приводу проблем галузі, показала реальні чесні цифри. Виходить, що у вітчизняному автопромі вже не так все й погано. Насправді і імпортери, і вітчизняні виробники не втратили ринку навіть за таких складних умов. Просто обсяги продажу зменшуються.
Скептично Олег Назаренко ставиться до заклику Президента України Віктора Ющенка купувати в такий важкий для країни час більше українських товарів, в тому числі і вітчизняні автомобілі, який пролунав під час нараді глави держави в «Українському домі» з представниками автопрому. На його думку, в будь-яких новаціях починати треба з себе. Але, за його словами, якщо подивитися на ті автомашини, які закуповуються на державні гроші чиновниками, то там немає вітчизняних «Таврій». На думку ж віце-президента корпорації “УкрАвто” Олега Папашева, пропозиція глави держави цілком слушна.
Папашев: І я розумію цю іронію пана Назаренка, коли він каже про «Таврію». Він навіть не удосужиться слідкувати за тим, що робиться в українському автопромі. Але, якщо казати сьогодні, то корпорація «Богдан» має на виробництві дуже чудові авто. Якщо брати «Автобаз», то він має такий модельний ряд – «Опель-Астра», «Ланос». Сьогодні до речі «Ланос» на озброєння взяло Міністерство оборони. Всіх своїх полковників, майорів, воно пересадило на «Ланос». Я не кажу про «ВАЗи» — сьогодні половина міліції їздить на них. А вони виготовляються в Україні. А якщо казати про майбутнє, про модернізацію, то ми будемо робити авто «Ланос» базовим автомобілем, сьогодні опрацьовуємо питання нової форми. Чому кажуть «Таврія»? Тому, що хочуть принизити українське, а решта виробляється начебто не з нашої конструкції. Але не головне, щоб вона була українською конструкцією, головне, що вона була зроблена руками українця, пересічного українця.
Олег Назаренко також вважає невиправданою позицію вітчизняного бізнесу, який в умовах кризи покладається лише на державу.
Назаренко: На нараді у Президента вишикувалася черга представників банків, будівельного сектору, машинобудівників, які благали Ющенка лише про одне – дайте нам гроші на розвиток нашого бізнесу, який спіткала велика криза. Чому, скажіть мені, будь ласка, держава із бюджету повинна надавати гроші бізнесу? Представники нашої Асоціації не просять ніяких коштів. Ми вимагаємо лише одного – в умовах фінансової кризи не заважати нам працювати. Я б запитав у представників компаній: «Ви коли за кращих часів мали великі прибутки та надприбутки, ділилися ними з державою? Чому ж зараз вимагаєте грошей?».
Цю точку зору поділяє і представник “УкрАвто” Олег Папашев.
Папашев: Ні, на сьогоднішній день, це неправильна позиція, і ніхто не каже про те, що держава повинна надавати гроші на прямий розвиток підприємства чи галузі взагалі. Держава це може робити тільки в тому випадку, коли це її власне підприємство і вона розвиває той чи інший напрямок. Наприклад, літакобудування, комунальний транспорт. Так тут повинні бути державні програми, бюджетні кошти, якщо вони переслідують чітку мету: а) підтримання обороноздатності країни, б) вирішення соціальних проблем. А що стосується інших галузей, де присутна приватна власність, присутній іноземний капітал, то там бюджетні гроші треба надавати тільки з однією метою – щоби збільшувалося число робочих місць.
Олег Назаренко погоджується з ідеєю, що відмова від імпорту автомобілів і машино комплектів дозволить країні вийти на нульове сальдо зовнішньоторговельного балансу, проте переконаний, що його негативне співідношення сформувалося завдяки підвищенню цін на імпортовані нафтопродукти, а не на автомобілі.
Не очікує він нічого хорошого і від появи у парламенті законопроекту, яким пропонується підвищити з нового року мито на імпортовані автомобілі. Встановлення високого мита, на його думку, активізує «чорних» імпортерів.
Назаренко: Цей законопроект, як на мене, є нічим іншим, як лукавством. Так, цей документ не регламентує встановлення 25% мита на імпортні автомобілі, але є дуже хитрий момент – встановлення тимчасової митної надбавки розміром 12%. Тобто, якщо цей закон буде прийнято, а шанси дуже великі завдяки сильному лобі в парламенті, то фактичне мито на ввезені автомобілі з 2009 року буде складати 22%. Слід додати, що Президент України також висловлюється за прийняття цього законопроекту. Єдиний момент, що може зашкодити схваленню документа – своєчасна реакція міжнародних установ.
У свою чергу Олег Папашев вважає корисним і своєчасним цей законопроект, який, за його словами, спрямований на реалізацію Державної цільової програми розвитку автомобілебудування.
Папашев: По-перше, є Указ Президента, який підписано і який каже, що треба забезпечити принаймні захист ринку, захист національного виробника, в тому числі за рахунок підняття мита згідно норм і положень ГАТТ-СОТ. Вступивши в СОТ ми крім обов’язків ще й отримали права. Саме головне наше право – захищати власні інтереси. В розвиток цієї тези Президента група народних депутатів розробила проект закону, який каже про наступне, що треба скористатися тимчасовою процедурою, яка надходить зі статей 12, 13, 15 – обмежувати імпорт товару на територію України.
І ми можемо вводити так звані цільові надбавки до ставок ввізного мита. І сьогодні пропонується таку надбавку, від яких залежить наявність робочих місць в Україні. На різні товари. На авто сьогодні 10+12 і буде 22%. І це діло. Цей закон найбільш відповідає сучасності.
Втім загальна картина обсягу продажів і прогнози не такі вже й райдужні, вважає генеральний директор Асоціації автомобільних імпортерів та дилерів. За його прогнозом, у 2009 році буде продано 380 тис. авто проти 542 тис. У 2007. Тобто падіння обсягів продажів буде досить відчутне — у 1,5 рази.
Оксана Ващенко: Отже, сьогодні у програмі “Розворот.UA” будемо говорити про те, чи допоможуть вижити вітчизняному автопрому заходи щодо збільшення мита, чи може це призвести до припинення офіційного автоімпорту і до серйозних втрат держбюджету, і загалом. Які кроки вважати ефективними, аби забезпечити підтримкою український автопром. До цієї студії завітають:
Олег Свинарчук, президент корпорації “Богдан” та Юхим Хазан, віце-президент асоціації “Укравтопром”.
Ви ж, шановні слухачі, не забувайте, що маєте можливість вже зараз писати нам на електронну адресу та пізніше можна буде долучатися в телефонному режимі, буде працювати наш студійний телефон. Отже, у нас буде присутня сьогодні більше позиція українських виробників, вони будуть захищати свої інтереси, але, я думаю, з точки зору споживачів, нас з вами.
Як придбати недороге авто, але, як то кажуть, щоб непогано їздило. Але, тим не менше, імпортери українських авто будуть наполягати на тому, щоб митна ставка не збільшилася, і вони будуть говорити про те, що у наслідок технічного підвищення ставки Україна отримає і ненадходження до бюджету, і, звичайно, зростання потоку контрабанди. Чи справді це станеться — спробуємо з'ясувати сьогодні в програмі “Розворот.UA”.
Оксана Ващенко: Двадцята година і дев'ять хвилин, у студії з вами Оксана Ващенко, і на хвилі “Радіо-Ера” ФМ триває програма “Розворот.UA”. Вже в цій студії є наші гості. Це Олег Свинарчук, президент корпорації “Богдан”, добрий вечір Вам.
Олег Свинарчук: Добрий вечір.
Оксана Ващенко: І Юхим Хазан, віце-президент асоціації “Укравтопром”, вітаю Вас, добрий вечір.
Юхим Хазан: Добрый вечер.
Оксана Ващенко: Що ж, шановні слухачі, для тих, хто щойно приєднався, нагадую, що ми сьогодні говоримо про українських автовиробників. Ми говоримо про те, які кроки вважати ефективними, аби забезпечити підтримкою український автопром, скільки може коштувати українське авто у 2009 році, ну спробуємо спрогнозувати. І поговоримо також про те, чи допоможуть вижити вітчизняному автопрому заходи щодо збільшення мита на імпортні автомобілі. Не забувайте, що зараз ви можете писати нам на електронну адресу а вже в другій частині звичайно долучатися, буде працювати наш студійний телефон. Отже, розпочинаємо. І ви знаєте, хотіла з'ясувати ось яке питання: кажуть, що ціни, в принципі, будуть падати, оскільки попит буде невеликий. Чи ви можете з цим погодитись, що у 2009 році ціни на українські авто суттєво знизяться.
Олег Свинарчук: Вы знаете, то,что сегодня происходит с курсом гривны. Мое мнение, более дешевый коеффициент, потому что я об этом точно знаю, исходя из той инфомации, которую мы имеем не только по нашему производству, но, к сожалению, исходя из сегодняшней курсовой разницы. При планировании этого года мы закладывали курс, который нам обещал Национальный банк, в районе пять гривен за один доллар, сегодня это уже практически семь. К сожалению, это ведет к убыткам, которые мы несем, и сегодня для покупателя самое лучшее время приобретать автомобиль, потому что действительно, гривня очень слабая и то, что происходит — это такая “счастливая”, скажем, случайность, хотя для производства это большие проблемы. Потому что качественная продукция производится при том, что будет произведена достойная оплата, при этом будут заложены хорошие комплектующие.
Оксана Ващенко: Ну ця тенденція збережеться у 2009, пане Олеже?
Олег Свинарчук: Сегодня мы видим, происходит со стороны импортеров так называемый “сброс складов”, потому что ожидания дальнейшего ослабления гривны, к сожалению, достаточно серьезные. И поэтому люди предпочитают сегодня продать при таком курсе, не понимая того, что может быть, завтра будет еще более слабая ситуация. А всем надо будет погашать кредиты, аккредитивы и так далее, поэтому, исходя из рентабельности в автомобильной отрасли, она не выше 8, максимум 10%, а курсовая разница сегодня — это больше 30%.
Оксана Ващенко: Це сказав Олег Свинарчук. А зараз Юхим Хазан, пане Юхиме, от імпортери кажуть, що якщо митні ставки наступного року зростуть, зростуть і відповідно ціни на ті автомобілі, які будуть ввозитися в Україну. От якщо митні ставки залишаться на тому рівні, які є зараз, і буде зберігатися та ситуація на автомобільному ринку, яка є, чи можна говорити, що той етап 2009 року українські виробники зможуть витримати, ну зможуть, деякою мірою, пережити.
Юхим Хазан: Это будет очень сложно, потому что , если ситуация сохранится такая, как она есть, производства однозначно упадут. И упадут очень значительно.
Оксана Ващенко: У вас є інформація, які українські автовиробники скоротили зараз виробників, робочий день?
Юхим Хазан: Всі. Абсолютно всі. Более того, начиная где-то с середины декабря, и почти до середины февраля, практически все предприятия будут остановлены и работать не будут, потому что были сверхнормативные запасы комплектующих, вот их сейчас заканчивают использовать для изготовления готовой продукции, и пока они проданы не будут, ничего производить не будут. На сегодняшний день не будет работать ни ЗАЗ, ни КРАЗ, ни Львовский автобусный завод, ни “Эталон”, он уже не работает, ни, я думаю, “Богдан”. Практически все предприятия автомобильные будут стоять. Следом за ними будут стоять автоагрегатные, потому что автомобильные предприятия, их около сотни, которые на 50 и более процентов работают на автомобильную отрасль. Если она остановится, естественно остановятся и они. 50% потери объемов — это большие потери. Поэтому…это может вызвать такой эффект, который приведет к прекращению изготовления автомобилей в Украине.
Оксана Ващенко: Ви прогнозуєте таке призупинення на початок 2009 року, на середину…
Юхим Хазан: Оно уже есть.
Оксана Ващенко: Частково чи повністю?
Юхим Хазан: Некоторые полностью. “Эталон” остановился полностью. Частково — я говорю. Доработаем ту комплектацию, которая сегодня есть на заводе. Все. Потому что сверхнормативные запасы готовых изделий превышают в восемь раз установленые нормы.
Оксана Ващенко: Коли є проблеми з коливанням курсу гривні-долара, коли є інші негаразди, з податковою недосконалою нашї бази, хіба може вберегти такий захід, як підвищення митних тарифів від повного простоювання вітчизняних автомобілевиробників?
Юхим Хазан: На сегодня сложилась вот какая ситуация на автомобильном рынке: рынок в результате всех последних дейтвий — вот последние три удара, которые были, связаный с автокредитоанием в том числе, с курсом валюты — он сократился. То есть он стал меньше, чем был. В этой нише работаем мы, работают импортеры. Значит, если будут подняты ставки таможеных пошлин, автомобили, которые мы производим, займут часть рынка импортеров. Он расширится.
Оксана Ващенко: Ну наскільки розшириться?
Юхим Хазан: Учитывая тот класс, который мы продаем, это автомобили до 20 тысяч евро, это может существенно нам помочь в этом вопросе.
Оксана Ващенко: Тобто, розрахований на людей середнього класу.
Юхим Хазан: Мы не делаем автомобили класса “люкс”. Мы делаем определенную гамму автомобилей для людей. Но есть автомобили, импортируемые в Украину этого же класса. Те же “китайцы”. Те же российские автомобили. И мы бы заняли частично эту нишу. Если это произойдет, это позволит хотя бы не остановить полностью производство. Потому что падение производства — оно будет однозначно. И сокращение людей, которое может быть — оно тоже будет однозначно.
Оксана Ващенко: Про це сказав Юхим Хазан, віце-президент Асоціації “Укравтопром”. І зараз я звертаюся до Олега Свинарчука, президента корпорації “Богдан”. Пане Олеже, ви випадково не брали участі у нараді у Президента, яка проходила в “Українському домі”?
Олег Свинарчук: Вы знаете, я не принимал участие в этом совещании, однако за несколько дней до подготовки документов мы встречались с Президентом Украины в составе делегации автопроизводителей, и там было руководство Асоциации “Укравтопром”, и, в принципе, мы озвучивали проблемы. И, наверное, исходя из этой информации и родился Указ Президента о необходимости принятия антикризисных мер и о необходимости защиты не только автомобильной отрасли, но и других отраслей промышленности. Поэтому нам осталось сегодня ждать, хотя каджый день — я полностью поддерживаю Юхима Зеликовича — работает против нас. И те тенденции угрожающие, которые мы видим в экономике Украины, они приведут, если не будет предпринято никаких серьезных шагов по защите украинского рынка, приведут к остановке производства, к сокращению рабочих мест, прекращению выплаты зароботной платы, сокращению пенсионного фонда и так далее.
Оксана Ващенко: Безпосередньо на вашому підприємстві, ви вже скоротили людей?
Олег Свинарчук: Вы знаете, к сожалению, я уже несколько раз повторял, не почувствовала Украина в достаточной мере того кризиса, который мы уже полностью достигли. Мы не сократили людей, мы перешли на односменный вид работы с трех смен. Поэтому нам еще удается сохранить коллектив, однако мы подали те мероприятия, которые необходимо принять в области автомобилестроения — это повышение пошлин, это снижение налоговой нагрузки с предприятий, стимулирование инвестиций. Не предпринимается практически ничего. Мы стоим на пороге действительно серьезных сокращений.
Оксана Ващенко: Можливо, ви чули, саме на цій нараді, яка відбулася в "Українському домі" за участю Президента, Віктор Ющенко закликав у важкий для країни час більше купувати українських товарів. В тому числі вітчизняні автомобілі. Але чому, якщо ви розраховуєте на допомогу держави, держслужбовці не користуються, не передбачають певне державне замовлення на автомобілі вітчизняного виробництва? Чому вони не їздять, я не кажу на “Тавріях”, “Ланосах”, але вищого класу, яким можна користуватись?
Олег Свинарчук: Вы знаете, к сожалению, это маленькая часть большой проблеммы. Идеология всей государственной политики, которую мы видели все последнее время — это открытие рынка для импорта, к сожалению, стимулирование ввоза готовой продукции, стимулирование импорта технологий.
Оксана Ващенко: СОТ — це було помилкове рішення?
Олег Свинарчук: СОТ — это очень хорошая организация, которая должна стимулировать торговлю. Однако условия, на которых Украина вступила в Мировую организацию торговли, как это происходило по сравнению и с нашими соседями, и с теми условиями, которых требует наша экономика, здесь надо убрать все шоры, мы действительно не имеем новых технологий, хотя потенциально страна должна иметь и автомобильную промышленность, и так далее. На тех условиях, на каких мы вступили в Мировую организацию торговли — это отсутствие переходного периода, снижение пошлины, к примеру, любые страны, например Китай, вступив в ВТО, до сих пор имеет 40% пошлины на ввозимые автомобили. Для нас вступление в принципе — это благо, однако условия, на которых это произошло, заставляют нас еще раз предупреждать, что сегодня промышленноть находится на грани кризиса.
Оксана Ващенко: Пане Юхиме, виходить така ситуація, що ми стали заручниками нинішньої кризової ситуації в галузі. Сьогодні обговорюємо автовиробників, тому що передчасно було говорити про намір по входженню до Світової організації торгівлі, пам'ятаєте що тоді відбувалося і у Верховній Раді, наскільки дискусійним було це питання, але, виходить, не передбачили усі “за” і “проти”?
Юхим Хазан: Ну, с одной стороны, все “за” и “против” предусмотреть нельзя.
Оксана Ващенко: Можна, при бажанні.
Юхим Хазан: Это вопрос, вообще-то, по другому адресу. Но коль мы уже попали в ситуацию, она такая, какая она есть. Но давайте тогда пользоваться правилами ВТО. Есть 12-я, 13-я статья, 17-я. 19-я статья СОТ, которые создают условия для защиты внутреннего рынка, особенно в таких экстремальных условиях. Все страны мира поддерживают свою промышленность, мы не поддерживаем ничего. В Сербии все потановления и законы, которые нужны для поддержки экономики страны, были приняты за 38 часов. В Украине… идут только разговоры. Есть проекты законов. Кроме того, позиция органов государственной власти, она какая-то непонятная. Мы готовим предложения. Отдаем эти предложения в органы государственной власти. Нам отвечают: нельзя. Это — “нельзя”, это — “нельзя”… нам не говорят, что можно. Хотя мы знаем, что можно. Мы знаем, что весь мир или защищает свою экономику, или стимулирует рынок. В том числе и автомобильный.
Оксана Ващенко: Скажіть, де є неправда? Буквально 20 листопда Європейська комісія заявила, що Україна повинна виконувати тарифні зобов'язання, взяті при вступі до Світової організації торгівлі.
Олег Свинарчук: Я прошу прощения, в тех же правилах СОТ запрещено субсидирование со стороны государства тех или иных отраслей. Сегодня мы видим — Америка, 700 миллиардов…
Оксана Ващенко: Це порушення норм СОТ?
Олег Свинарчук: Безусловно. Европейский автопром говорит о 50 млрд., маленькая Голландия получает госгарантии для лизинговых компаний, занимающихся торговлей автомобилями, на сумму 1,5 млрд. евро, которые были решены буквально за одну неделю после получения этой заявки. Наши требования, или, скажем, предложения правительству с тем, чтобы могло помочь сохранить десятки тысяч рабочих мест, это абсолютно в рамках правил вступления в СОТ, потому, что мы имеем угрожающее падение, и, вы знаете, почему нам МВФ предоставляет этот транш (потому, что он негативное сальдо импорта, торгового баланса и т.д.). Сегодня с одной стороны нам предлагают определенную помощь в виде рыбы, но когда мы пытаемся взять удочку, нам говорят: «Вы знаете, может вы будете делать это когда-то по другим условиям и т.д.». В то же время во всем мире сегодня действуют очень серьезные антикризисные программы и мы хотим выразить обесспокоеность и наших трудовых коллективов в том числе, что мы скоро будем платить, даже если что-то появится в наших магазинах, зарплату и пенсии не себе, а в Европу, Америку, Китай и т.д. Вот в чем состоит сегодня вступление во ВТО.
Оксана Ващенко: Ну от ви навели приклад стосовно того, що порушуються правила СОТ і європейські держави все-таки дотують своїх виробників і дають певні гроші на виробництво. То це що, політика подвійних стандартів? Україна теж має закрити очі на певні правила і шукати ці додаткові фінансові ресурси?
Олег Свинарчук: Хочу сказать, что здесь как раз ситуация, которую мы должны осознать все: и правительство, и рядовые граждане: спасение утопающих — это дело рук самих утопающих. Если мы не будем защищать собственный рынок, если мы не будем покупать украинское, если мы не будем поддерживать экономику и отечественное производство, а у нас из стран, которые уже есть аналитика, что меньше всего пострадают от кризиса, — а он надвигается, — страны с деверсифицированной экономикой. Это ряд европейских стран, страны с плановой системой экономики, где поддерживаются, в одном случае, это с большой традицией экономического развития, Швейцария, например, у них там все отрасли развиты и диверсифицированы, ни одна отрасль не занимает какое-то лидирующее положениев в то время, когда у нас почти весь экспорт — это металлургия. Об этом нужно было задуматься с начала становления государства. Эти угрозы заложены.
Оксана Ващенко: От ви закликаєте купувати українське, але якщо говорити про українські автомобілі, то вони, якщо їх порівнювати з європейськими, теж для людей виробляються середнього класу, то за якістю вони є нижчими.
Олег Свинарчук: Вы знаете, это абсолютно неправда, потому, что львиная доля до сих пор продававшихся автомобилей…Рынок так выглядит, что в 2007-м году из 540 тыс. автомобилей 380 тыс. было произведено в Украине. Да, они были произведены может быть и методом крупноузловой сборки и мелкоузловой сборки, и, я вас уверяю, мы производим сегодня автомобили с брендом “Хюндай”. Комиссия из “Хюндая” тестировала: мы абсолютно ничем не отличаемся. Автомобили производятся и в Корее, или на Европейских или американских заводах “Хюндая”. Производим мы также и “Ланос”, и “Шевроле”. Это тоже автомобили, которые соответствуют полностью нормам “Евро-3”, “Евро-4”.
Оксана Ващенко: Ви особисто на якому автомобілі їздите?
Олег Свинарчук: Вы знаете, я руковожу корпорацией, которая имеет достаточно много активов, не только автомобильные, и для меня автомобиль.. — может и не долго осталось, я присмотрел себе уже Хюндай — я езжу до сих пор на Мерседесе. Но я уверяю, все остальное у меня отечественного производства.
Оксана Ващенко: Пане, Юхиме, ситуація є непростою, всі кажуть, треба, щоб держава допомагла, щось дала, на щось пішла, чомусь посприяла. Ті пільгові умови, які існували до 2008 року для автовиробників, зараз реально відновити, з першого січня 2009?
Юхим Хазан: Нет , невозможно.
Олег Свинарчук: Это просто необходимо, я хочу сказать. Вот скажите, в чем наша вина? Проинвестировали с 2005 года более 450 млн. дол., построили три завода -по производству легковых автомобилей за 120 тыс., по производству автобусов на 10 тыс. автобусов, по производству грузовиков. Создали за эти три года более 8 тыс.рабочих мест и на сегодняшний день мы взяли кредиты. Кредиты у нас рассчитаны на окупаемость в автопроме на 8-10% нам надо 10 лет, чтоб только вернуть эти инвестиции. Делали мы это, кстати, под инвестиционную программу, которую нам утвердил Кабинет министров. В 2005-м году эта программа отменяется, когда у нас стоят цеха, мы завозим оборудование..
Оксана Ващенко: Я думаю, на цьому потрібно поставити три крапки. У другій частині нашої програми “РозворотUA” ми почнемо саме з цього.
Оксана Ващенко: Двадцята година тридцять шість хвилин, з вами Оксана Ващенко, і на хвилі “Радіо-Ера”ФМ триває програма “Розворот.UA”. Для тих, хто ще не долучився, нагадаю, що ми сьогодні говоримо про те, що має зробити держава, щоб українські автовиробники витримали нинішню кризову ситуацію. Чи допоможуть вітчизняному автопрому заходи щодо збільшення мита на імпортні автомобілі. Чи може це призвести до припинення офіційного автоімпорту і до серйозних втрат до держбюджету. Отже, шановні слухачі. Вже зараз маєте можливість долучатися до нашої розмови, будь ласка, дзвоніть, а в нашій студії сьогоднішні гості. Це Олег Свинарчук, президент корпорації “Богдан”, та Юхим Хазан, віце-президент Асоціації “Укравтопром”. Пане Олеже, продовжуючи нашу із вами розмову, не дискусію, принаймі зараз, хотіла навести цитату, я думаю, опонента з цього питання, це Олег Назаренко, президент Асоціації автомобільних імпортерів та дилерів. Він зокрема сказав таке: “На нараді у Президента вишикувалася черга представників банків, будівельного сектору, машинобудівників, які благали Ющенка лише про одне — дайте нам гроші на розвиток нашого бізнесу, який спіткала велика криза. Я б запитав у представників компаній: ви колись за кращих часів мали великі прибутки та надприбутки, ділилися ними з державою? Чого ж зараз вимагаєте гроші?” Рівність умов?
Олег Свинарчук: Вы знаете, позиция господина Назаренко известная, и, к сожалению, в такой огромной стране, когда позиция импортеров определяет промышленную политику или какую-либо вообще политику ввоза — такого нет ни в одной стране, потому что импортерский труд или труд диллера в автомобильной промышленности, вне зависимости от того, какой бренд продается, он везде имеет себестоимость. И поэтому, что бы не происходило на рынке, все равно будет происходить обслуживание автомобиля, продажа, это все заложено в автомобильное производство. Сегодня мы не можем сказать, что те проекты, это инвестиции около 400 млн. долларов, которые начала корпорация “Богдан”, новых рабочих мощностей и новых производств, это бизнес-проект. Это действительно большие социальные проекты, и, скажем, и Черкасская область, и Черкассы, и Волынская область, и Луцк на сегодняшний день эти предприятия, которые там находятся, являются и градообразующими, и более половины всех денежных средств, которые собирают данные регионы, идут от наших предприятий. Говорить о том, что они прибыльные, как я уже информировал наших радиослушателей, срок возврата этих инвестиций составляет до десяти лет. Мы можем говорить о прибыли начиная только с 2015-2017 годов. И поэтому, тот бизнес, который представляет наш уважаемый коллега, он немножко по-другому выглядит: закупил товар, его реализовал. Если мы хотим сегодня, чтобы у нас вся индустрия была или все отношения строились по этому принципу, то исходя из этой ситуации, которую мы имеем по курсу, она у нас сейчас имеет такой вид. Но скоро у нас не будет возможности ни купить, ни продать в силу тех возможностей, которые мы сейчас разобрали с вами.
Оксана Ващенко: Пане Юхиме, ваша точка зору, з точки зору рівних можливостей на ринку, учасників ринку?
Юхим Хазан: Равная возможность? Ну, во-первых, я хотел отметить, что автопроизводители ходили к Президенту не денег просить, а с целью рассказать ему ту ситуацию, которая сложилась и какие последствия не для даже автомобильной промышленности, а в целом для государства могут быть, если не будут приняты какие-нибудь неординарные меры. Это первое. Теперь второе.
Олег Свинарчук: Я извиняюсь, мы говорим о тех мерах, которые все страны, кроме Украины давно уже применили. Россия подняла пошлины…
Оксана Ващенко: що треба зробити — перше, друге, третє?
Юхим Хазан: Одну минуту. Второе. Значит, автопроизводители, точно так же, как и вся промышленность Украины, платят налоги. И в Пенсионный фонд, и в соцстрах, и налог на прибыль, и НДС, и все остальные сорок с чем-то налогов, которые записаны в Законе о налогообложении. Поэтому говорить о том, что автопроизводители ничего государству не давали, наверное, это будет, по меньшей мере, не правильно. А теперь, что просили автопроизводители? Да, в первую очередь поднять таможенные пошлины. Автопроизводители просили создать условия, при которых возможно продавать автомобили в лизинг, то есть вернуться практически к автокредитованию. Автопроизводители просили создать условия для инвестирования в автомобильную отрасль. Причем все проекты законов, которые подготовили автопроизводители, они не касались ни в коей мере чисто автомобильной промышленности, потому что проблемы, которые в автомобильной промышленности, в приборостроении, в электротехнике..
Оксана Ващенко: Схожі, да?
Юхим Хазан: Они не схожи, они абсолютно идентичны. Поэтому все эти законопроекты находятся сегодня в министерствах и ведомствах, сделаны они для отраслей промышленности. Для перерабатывающих отраслей. Потому что не будет перерабатывающих отраслей — той же электротехники, кабельного производства, не будет и автомобильной промышленности. Это момент первый. Момент второй. Для того, чтобы автомобильная промышленность стала именно таковой в Украине, надо создавать автоагрегатные производства. Будем говорить откровенно, с комплектацией у нас очень плохо. Я могу вам сказать, что в составе себестоимости продукции свыше 80% — так называемые “материальные затраты”, то, что производство закупает. И задача заключается в том, чтобы мы меньше закупали из-за рубежа и больше производили в Украине. И инвестировать это будут именно производители автомобилей, и никто другой. Государство никогда не инвестировало в автомобильную отрасль.
Оксана Ващенко: Були пільги.
Олег Свинарчук: Украинское государство, надо сказать, можно говорить о миллиардах долларов, которые выделены в Америке для разработки двигателей евро-4, евро-5, и это было буквально два года назад, поэтому надо сказать. Что совсем другие отношения просто.
Юхим Хазан: Когда мы говорим о так называемых преференциях или льготах, давайте обратим внимание: был закон, он был принят в 1997 году, в 1998 году сюда пришла “Автозаз- Дэу”. Следующий инвестиционный прект — это была программа Луцкого автомобильного завода, появился аж в 2003. В 2004 году появились программы львовского автобусного завода, кременчугского автосборочного завода и “Энергоавтоматики”. Ну с луцким заводом у нас вообще была специфика. Его в 2003 году утвердили. А через 2 недели отменили. И вот боролись за то, чтобы ее вернуть. Вернули. А с 1 апреля 2005 года программа осталась, ее не отменили. Просто взяли, те преференции, которые были, исключили из законов Украины. То есть, преференции они не получали. Так что поэтому говорить вот так, как говорит Олег Юриевич, мы все его глубоко уважаем, как партнера, но это, по меньшей мере, некорректно.
Оксана Ващенко: У нас є дзвінок, і не один. Будь ласка, ми слухаємо Вас, добрий вечір!
Слухач: Добрий вечір. Це не Назаренко, це підприємець із Луцька вас потурбував, який експлуатує автобуси. То звертаюся до пана Свинарчука, Ви знаєте, ну там тільки ціна наближається до “Мерседеса”, за такі автобуси треба вам голову развернути в іншу сторону і руки повідривати. А тепер щодо мита: ви просите. На мою думку, треба взагалі скасувати мито, то тоді, може, мізки у вас пов