15 июля в информационном агентстве «ГолосUA» состоялась пресс-конференция на тему: «Ярмо ВТО: как защитить отечественного производителя?»
В пресс-конференции участвовали: Игорь Алексеев — народный депутат, представитель фракции Компартии Украины; Сергей Прохоров — первый вице-президент УСПП; Евгений Филиндаш — директор Украинского центра социальной аналитики.
Модератор — Юрій Гаврилечко, експерт «Фонду суспільної безпеки».
Юрій Гаврилечко: Доброго дня, шановні гості, шановні колеги! Інформаційна агенція «ГолосUA» розпочинає прес-конференцію на тему: «Ярмо СОТ: як захистити вітчизняного виробника?» 11 липня в Женеві відбулося засідання Ради по торгівлі товарами СОТ, де до України було висунуто безліч різних претензій, відповідно претензії з боку Японії щодо введення особливих акцизів на імпортовані авто, претензії з боку Сполучених Штатів, Євросоюзу та деяких інших держав щодо вугілля. І претензія майже половини країн світу щодо перегляду Україною митних ставок майже по чотирьом сотням різних позицій.
Тим не менше, все це були заходи, з одного боку — з боку України задля того, щоб нібито захистити вітчизняного виробника. Але, використовуючи лише митні та тарифні інструменти, можна більше втратити, ніж захистити. Тим не менше, існують інші способи та засоби, які можна було би використовувати для захисту саме продукції вітчизняного виробництва. Що це за заходи, в який спосіб це можна робити — про це сьогодні й поговоримо. Пане Ігоре, вам перше слово.
Ігор Алексєєв: Дякую. Добрый день! Я хочу сказать, что мне, как представителю фракции Коммунистической парии Украины, достаточно легко об этом говорить, хотя для страны это тяжело. Вот то, о чем сказал Юрий, и эта сегодняшняя попытка Украины бороться против тех ставок и нашей ситуации во взаимоотношениях со Всемирной торговой организацией, есть как раз результатом событий 2008 года, если не ошибаюсь, когда Украину буквально втягивали силами тогдашнего президента Ющенко и премьер-министра Тимошенко в эту организацию.
Фракция Коммунистической партии категорически выступала против и требовали от правительства именно исследований и показателей, и на каких условиях Украина подписывает и готовиться подписать соглашение с ВТО, и ведет двусторонние переговоры в этом вопросе. Потому что вы знаете процедуру вхождения. Она заняла ни много, ни мало — около пятнадцати лет. Тогда эта делось политически для того, чтобы опередить Россию.
Но Российская Федерация, которая вступила несколько позже в эту организацию, во Всемирную торговую организацию, сегодня имеет защиту, таможенную защиту своего рынка 9,7 процента, Украина — 2,7 процента. Разница почти в четыре раза. И сегодня мы пожинаем плоды вот того политического решения, отнюдь, в экономических вопросах, с которым принималась в общем-то позиция о вступлении во Всемирную торговую организацию в 2008 году.
И, к сожалению, сегодня пессимистически отношусь к возможностям правительства Украины решить эту проблему для сегодняшней экономики нашей страны и украинского товаропроизводителя, потому что мы имеем дело с мощнейшей организацией — Всемирной торговой организацией. Это по сути организация, в состав которой входит абсолютное большинство государств, и безусловно, она имеет свои правила. И то, с чем Украина сегодня обратилась, — о пересмотре тарифных ставок, естественно, как сказал Юрий, проинформировав о заседании совета этой организации, которое состоялось на днях, будет делаться все, чтобы Украине не дать возможности отстоять интересы своего отечественного товаропроизводителя, и каким-то образом улучшить его условия работы.
Но данные, которые свидетельствуют о годах пребывания нашей страны в составе этой организации, и то, как это повлияло на наш рынок, на отечественного товаропроизводителя, я думаю, что у нас будет время попозже, привести эти данные, и сказать, что они для украинского товаропроизводителя неутешительные. Спасибо.
Юрій Гаврилечко:У мене запитання до Сергія Прохорова. Скажіть, будь ласка, кого саме, якого українського виробника, от вам, як представнику саме виробників, потрібно захищати тарифними методами, а кого треба нетарифними? І взагалі, як може ця ситуація з переглядом тарифів відобразитися на українській економіці в негативному плані? Від яких українських товарів можуть почати захищатися іноземці?
Сергій Прохоров: Ми вже маємо приклад, коли від українських сирів захищається Росія, від українського шоколаду захищається Росія, і цей перелік, безумовно, буде зростати в площині досить простої та досить низькотехнологічної продукції.
Тому я хотів би зауважити, що ці моменти, які щойно пролунали з точки зору там позовів Сполучених Штатів Америки та Японії, торкаються якраз тих галузей промисловості, які працюють як третій та четвертий технологічні уклади, тобто це ті галузі, які досить довго працювали в режимі використання тих надбань, які були закладені ще за часів Радянського Союзу. Україна нічого принципово нового не зробила в цих галузях промисловості, й тому ми маємо низьку конкурентоспроможність.
І тому вихід для нашої економіки в цілому, я вважаю, полягає в тому, щоб поліпшити стан наукових досліджень, мати цілеспрямовану промислову політику на високотехнологічні та наукомістку продукцію, до яких, скажімо, відноситься літакобудування, складне машинобудування, космічні технології, IT-технології. Якраз це надало би можливість підвищити капіталізацію нашої промисловості, підвищити норми прибутку, оскільки в цих галузях вона значно вища, порівняно, скажімо, з вугільною, металургійною чи навіть виробництвом продуктів харчування. І можна було би на цьому тлі нарощувати конкурентоспроможність економіки України в цілому.
Тому що ми, безумовно, зараз маємо слабкі позиції у відносинах із СОТ, тому що наша країна ніколи не мала досвіду укладання таких відносин. Можна критикувати попереднє керівництво держави за те, що були прийняті певні політичні рішення, були вони праві, чи неправі, вже час розсудить, але Україна ніколи раніше не мала досвіду співпраці з цією організацією, тому помилки певною мірою є природними. Тому зараз, безумовно, треба робити висновки з цих помилок, потрібно шукати, так би мовити, тактичні рішення для того, щоб захистити нашу економіку. Але й стратегічні рішення також мають бути і саме на цьому напрямку мають бути спрямовані основні зусилля, має бути цілеспрямована технологічна промислова політика на складні наукомісткі технології, та на нові продукти, які, я впевнений, Україна може виробляти. Дякую.
Юрій Гаврилечко: Відповідно виникає таке запитання. Досвід нашої країни в СОТ уже становить п’ять років, а які галузі отримали можливість розвитку саме завдяки вступу до Світової організації торгівлі? Тому що якщо подивитися на склад товарів українського експорту, то він структурно фактично не змінювався всі ці п’ять років. І якщо там експорт чогось і збільшувався, наприклад, в аграрній галузі, то лише за рахунок того, що врожай зростав. Але ж це відбувалося не завдяки вступу до СОТ, а просто склалися такі можливості продавати наше збіжжя, тому що в світі його не вистачає.
Сергій Прохоров: Усе ж таки певною мірою відкрився для нас ринок Європейського Союзу. І, скажімо, продукція машинобудівної галузі почала експортуватися до цих країн, тут існують певні переваги, і я би не сказав, що все так повністю негативно.
Юрій Гаврилечко: Дякую. Пане Євгене, дивіться, у нас було п’ятнадцять років перемовин до вступу в СОТ, п’ять років співпраці з СОТ, і зараз Україна намагається піти на безпрецедентний крок — змінити майже тарифи майже по чотириста позиціям, а це, до речі, майже три відсотки від узагалі всіх тарифних угод у світі. Подібного прецеденту ще не було. Відповідно, проти України може зіграти саме це, що коли їй дозволять таке право, то ця організація може просто почати розвалюватися. Наскільки такий ризик ви оцінюєте як високий? І чи можуть бути прийняті санкції проти нашої країни не лише тому, що вона щось намагається зробити, а саме щоб подібного прецеденту не допустити?
Євген Філіндаш: Добрый день, уважаемые коллеги! Прежде всего хотел бы сказать, что Украина — это сказочная страна. В каком смысле сказочная? Потому что у нас за двадцать лет независимости практически почти все ключевые решения в стране принимались исходя из сказочных предпосылок.
Вспомните, одно за другим у нас выдвигались тезисы о том, что вот мы совершим некие действия, и у нас в стране начнется сказочная жизнь, «молочные реки и кисельные берега»… Отпустим цены — и все товары станут доступными, проведем приватизацию — и промышленность расцветет, отдадим ядерное оружие — и нас весь мир будет носить на руках, даст гарантии безопасности и так далее. Вступи в Совет Европы, потом вступим в ВТО, причем любой ценой и обязательно пораньше России, ну, и так далее. Но, собственно, последствия этих сказочных решений, безусловно, у нас уже на лицо по всем позициям.
Если говорить о ВТО, да, пятнадцать лет у нас велись переговоры о вступлении в эту организацию. Но хочу отметить, например, как депутат четвертого и пятого созывов Верховной Рады, что уже на тот момент, а это был 2006-2007 годы, то есть меньше чем за год до вступления Украины в ВТО, так и не было показано даже в Верховной Раде, даже народным депутатам Украины (вот коллега Алексеев не даст соврать) точные расчеты тогдашних переговорщиков от Украины, что же даст нашей стране вступление в ВТО. Баланс плюсов и минусов. То есть это не было показано до самого последнего момента, до непосредственного практически подписания протокола с ВТО.
Поэтому эти переговоры проводились по сути в тайне от всей страны, от всего общества, потому что последствия, как мы видим, стали негативными для украинской экономики. И сейчас те самые люди, которые голосовали в 2008 году за вступление в ВТО, а именно Партия регионов, которая тогда полностью проголосовала за вступление в эту организацию, как и теперешняя оппозиция, и как «оранжевые». Столкнувшись на практике с тем, что принесло нам это вступление Украины во Всемирную торговую организацию на невыгодных условиях, пытаются уже брыкаться, когда уже поздно брыкаться. Потому что соглашение подписано, и никто не даст нам, как это было продемонстрировано последним заседанием совета ВТО, эти соглашения, которые сама же Украина подписала, ратифицировала и они вступили в действие, не выполнять.
Потому что это создаст действительно очень нехороший прецедент для всего мира, потому что если эта организация позволит Украине, как отдельной стране, начать пересматривать свои условия, тогда все страны, естественно, тоже начнут поднимать выгодные для себя вопросы, потому что отнюдь не все тоже вступали на выгодных для себя условиях. Поэтому уже последовали жесткие меры со стороны ряда стран в отношении Украины, и я почти убежден, что очень скоро по сути могут последовать санкции и со стороны большей части экономик мира в отношении нашей страны. Тогда правительство Азарова вынуждено будет сдавать назад, потому что оно выбрало путь пересмотра подписанных соглашений вместо того, чтобы пытаться регулировать торговые отношения с помощью нетарифных позиций, с помощью стандартов, с помощью регламентов и так далее.
И более того, сейчас наше правительство, наша власть «рубит последний сук», на котором держатся остатки защиты нашей промышленности, готовя соглашение о Зоне свободной торговли с Евросоюзом. Потому что подписав договор о зоне свободной торговли с ЕС, мы уже не сможем регулировать и защищать свой рынок с помощью украинских стандартов и регламентов. Условно говоря, как поступает тот же Евросоюз зачастую, когда говорит в отношении сельхозпродукции, что вот у нас должны быть огурцы и помидоры таких-то размеров, и это действительно факт, и те, что меньше или больше этих стандартов, не могут на наш рынок поступать. И по тысячам других позиций точно также развитые страны защищают себя. Не с помощью тарифов, а с помощью европейских стандартов, под которые приспособлены их экономики, но не приспособлены экономики чужие.
Так вот, если мы подпишем еще и соглашение о Зоне свободной торговли с Евросоюзом, то мы примем стандарты Европейского Союза, которые рассчитаны на страны ЕС, а не на Украину. И мы не сможем ни тарифами защищаться, потому что защита тарифами будет запрещена правилами ВТО, ни стандартами своими, потому что мы будем вынуждены следовать стандартам Евросоюза. То есть, у нас теперь еще одна «сказка» о вступлении в Евросоюз на тот же мотив, как в свое время все пели осанну вступлению в ВТО. И у Украины еще остаются, но очень маленькие шансы пересмотреть эту позицию. Как это будет происходить? Посмотрим.
Юрій Гаврилечко: Правильно ли я вас понял, что после подписания договора о Зоне свободной торговли и присоединения к тем директивам ЕС, которые есть в дополнении к основному соглашению, не только украинский экспорт не будет возможен, если он не будет соответствовать европейским стандартам, но и на внутреннем рынке украинский производитель не сможет продавать соответственно товары, не соответствующие европейским стандартам?
Євген Філіндаш: Совершенно верно. И нам придется забыть о покупке мяса и молока на рынках, потому что это полное противоречие стандартам ЕС. И если мы подпишем договор о Зоне свободной торговли с Евросоюзом, то об этом нам придется забыть и о множестве других моментов. Чтобы мы понимали, то даже ширина тротуаров в ЕС иная, и там существует для этого отдельный стандарт, прописанный в этом соглашении, который мы намерены подписывать.
То есть, если нам придется строго следовать букве этого соглашения, которое, возможно, в ноябре будет подписано, то нам придется переделывать все сферы жизни, повторюсь, от сельхозпродукции до ширины тротуаров. А это миллиардные затраты, которые будут делаться в ущерб нашим же производителям только для того, чтобы отрапортовать, что мы сделали очередной шаг к европейскому цивилизованному сообществу. Как с ВТО это было, и со множеством других, к сожалению, примеров.
Юрій Гаврилечко: Соответственно, прожив пять лет при членстве в ВТО, мы начали пересматривать несколько сотен позиций по товарам, а просуществовав какое-то время в режиме ассоциации с ЕС, мы придем к тому, что нужно будет пересматривать еще и нетарифные методы регулирования нашей экономики, да? То есть то, что на самом деле намного сложнее, потому что если тарифы можно просто поменять численно, а все остальное придется менять очень специфическим образом. Игорь, у меня в этой связи вопрос к вам. Последствия вступления во Всемирную торговую организацию, вы уже все говорили, что расчетов изначально точных не было. А к чему мы пришли сейчас?
Ігор Алексєєв: Я хочу еще добавить к тому, что сказал Евгений, что кроме ширины тротуаров перед Украиной станет еще огромная проблема, потому что железнодорожная колея в нашей стране тоже не соответствует европейским стандартам. А это колоссальные затраты, которые сегодня бюджет просто не сможет реализовать.
Я хочу сказать, что мы не только отстаивали тогда, по крайней мере пытались отстаивать позицию Украины при вступлении во Всемирную торговую организацию на условиях более выгодных для нашей страны, но и сегодня тоже попытались проанализировать все плюсы и минусы. И мои коллеги по фракции Сергей Гордиенко и Валентин Матвеев внесли в начале этой сессии, которая вот закончилась в июле, проект постановления Верховной Рады «Про заслуховування інформації Кабінету Міністрів України щодо наслідків вступу України до Світової організації торгівлі». Мы пришли к общему мнению, рассматривая на заседании Комитета ВР по иностранным делам, не рекомендовать Верховной Раде принимать это постановление, а провести заслушивание такой информации на уровне комитетских слушаний, и провели такие слушания в комитетах.
Я назову вам несколько цифр. Сегодня в результате той информации, которую предоставило правительство, соответствующие министерства и органы, которые занимаются этой проблемой, мы услышали отнюдь неблагоприятные для Украины цифры. Сегодня наша страна входит в тридцатку крупнейших импортеров в мире, то есть среди государств, которые больше импортируют товаров, а не имеют положительное сальдо внешнеторгового баланса. И Украина входит в тридцатку таких стран. Общие тенденции в исследуемых секторах экономики, это основные, по которым проводились исследования, оказалась тенденция утраты украинскими предприятиями внутреннего рынка в пользу иностранных конкурентов.
Основной причиной того, о чем говорили и коллеги, утраты конкурентоспособности нашими производителями стали медленные темпы реструктуризации, модернизации и в частности неблагоприятный инвестиционный климат. Я вот вам несколько цифр приведу, которые нам предоставили. Результаты пяти лет пребывания Украины в этой организации: негативной сальдо внешней торговли по легкой промышленности. Хотя была такая надежда, что будет улучшение ситуации в производстве товаров легкой промышленности в связи с членством во Всемирной торговой организации.
Так вот, негативное сальдо внешней торговли с 2007-го по 2012 год увеличилось 7,6 раза — с 330 миллионов долларов США в 2007 году, соответственно до 2 миллиардов 509 миллионов долларов США в 2012 году. Производство товаров нашей отечественной промышленностью естественно снизилось на 28,4 процента, а объемы импорта товаров легкой промышленности, то есть иностранных в Украину увеличился соответственно на 45,9 процента, почти на пятьдесят процентов.
В сельскохозяйственном машиностроении негативное сальдо внешней торговли увеличилось на 31 процент — с 817 миллионов долларов США в 2007 году до миллиарда 71 миллиона долларов США в 2012 году. Фармацевтика — увеличение негативного сальдо в два раза, я цифрами уже не буду вас сильно нагружать. Производство холодильников и морозильного оборудования, соответственно негативное сальдо в полтора раза увеличилось. В результате часть импортных поставок в наполнение украинского рынка возросла с 2007 года с 77,7 процента до 83,1 процента.
То есть тенденция, к сожалению, во всех сферах одинаковая. И сегодня я согласен со своими коллегами, что исходят из этой, действительно очень плачевной ситуации для украинской экономики и украинского товаропроизводителя правительству нужно думать о том, что может спасти ситуацию. И спасти ситуацию может действительно инвестирование в украинскую экономику, поддержка украинского товаропроизводителя, и создание реальных рабочих мест. Без реальной экономики, ее наличия, мы не сможем побороться ни со Всемирной торговой организацией, ни с ЕС, даже если и не подпишем с ними соглашение об ассоциации, и не будем конкурентоспособными на этих рынках.
Да и, честно говоря, интерес такого большого экономического объединения как Таможенный союз, которое начало работать вот несколько лет назад, и предлагает пока Украине рассмотреть вопрос о присоединении к этой организации. А это было бы для нас кроме вступления в Таможенный союз, по моему глубокому убеждению, возможностью в дальнейшем выхода на более серьезные рынки таких организаций как БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества. То есть нам нужно решать проблемы прежде всего у себя внутри страны. Спасибо.
Юрій Гаврилечко:В продолжение темы у меня будет вопрос, наверное, ко всем. Все-таки защищать отечественного производителя нужно, потому что это рабочие места, это налоги, это социальная инфраструктура. Что бы вы предложили сделать правительству в первую очередь?
Сергій Прохоров:У меня есть предложения. Мы начинали разговор о высоких технологиях, и я хочу внести все-таки немножко позитива в сегодняшнюю атмосферу. Вот если сравнить показатели нашего IT-сектора в 2012 году по отношению к 2011-му, то рост за один год составил 49,5 процента. Это колоссальный рост, который не достигнут больше ни в одной отрасли нашей промышленности, ни в одной отрасли хозяйственной деятельности. Теперь Украина имеет очень высокую степень адаптации, и очень высокую готовность к развитию этого сектора. У нас шестьдесят три персональных компьютера на душу населения, в Соединенных Штатах Америки — 67 компьютеров на душу населения.
То есть мы готовы к тому, чтобы делать прорыв, поэтому мне представляется, что в рамках промышленной политики нужно строить data-центры. Нужно строить систему получения заказов на обработку данных, на создание программных продуктов, на дальнейшее обучение людей, которые в мире не умеют пользоваться компьютерами и не умеют производить программное обеспечение, при помощи наших вузов. И это будет и благородная деятельность, и одновременно деятельность, которая позволит всему миру хорошо узнать Украину.
И в качестве примера я хочу вам привести такие данные. В 2002 году мне довелось быть в Индии, и тогда объем IT-сектора у них был 12 миллиардов долларов США. В прошлом году мне также довелось быть в Индии, у них этот сектор уже увеличился до 100,8 миллиарда долларов США. Индия имеет за счет IT-сектора 25 процентов экспорта и семь процентов ВВП. Вот, так сказать, как можно использовать готовый продукт — украинский интеллектуальный потенциал, как можно использовать украинские возможности, и как можно использовать знания наших специалистов, чтобы они не уезжали за рубеж, а оставались работать здесь.
Кроме того норма прибыли в этом секторе начинается от тридцати процентов, в отличие от тяжелой промышленности. Заработная плата начинается от двух-трех тысяч долларов в отличие от промышленности, где мы имеем в лучшем случае четыре тысячи гривен. И таким образом в области высоких знаний, в области современных технологий есть выход для развития нашей экономики, где можно более высокими темпами наращивать ВВП, и работать успешно и с Таможенным союзом, и с Европейским Союзом, и с рынком Соединенных Штатов Америки. То есть Украине в этой сфере может идентифицироваться как украинский продукт, как высококачественное изделие, как современный продукт, который производит именно наша страна, чтобы мы смотрелись как единая экономическая команда, которая борется за свое место на территории мирового экономического рынка. Спасибо.
Юрій Гаврилечко: Евгений, возможно, вы еще что-то добавите?
Євген Філіндаш: Безусловно, развитие высоких технологий это в общем-то уже банально и давно стало истиной, которая звучит постоянно от всех, что это нужно делать. И, кстати, вступление в ВТО в свое время нам преподносилось в том числе и как шаг, который будет стимулировать развитие высоких технологий. Но кроме отдельных его секторов, о которых сказал коллега, того же IT-сектора, и то там есть свои особенности определенные, все остальные отрасли высоких технологий от вступления во Всемирную торговую организацию на тех условиях, на которых оно произошло, не выиграли. Ни авиакосмическая отрасль, ни ВПК, ни другие остатки высотехнологических отраслей, которые у нас еще существуют.
Безусловно, ВТО нельзя демонизировать, потому что Всемирная торговая организация — это своеобразное поле битвы. Вопрос просто в том, что мы на это поле битвы вступили в 2008 году, заранее капитулировав, подняв руки и сказав, что берите нас, мы готовы на любых условиях к вам попасть в плен. А теперь, побыв там немножко, говорим: нет, что-то нам тут не нравится, вы знаете, мы отменяем нашу капитуляцию, мы на таких условиях не согласны. Понятно, что это вызвало большое недоумение.
Поэтому и ВТО, и Зона свободной торговли с Евросоюзом, и Таможенный союз — это все механизмы и инструменты, которые при нормальных переговорщиках, при нормальных позициях могут дать плюс стране. Но если ставить вступление в эти организации за самоцель, и не обращать внимания на условия, как это произошло с ВТО, и как это происходит с Зоной свободной торговли с ЕС, то тогда это будет для нас один сплошной минус. То есть нужно определиться с приоритетами, что для нас приоритет: шашечки или ехать? Для нас приоритет вступить куда-то — лишь бы вступить, или вступить, чтобы защитить и развивать свою экономику?
Юрій Гаврилечко: У вас было еще небольшое дополнение по поводу производства.
Ігор Алексєєв: По поводу производства я хотел бы сказать, соглашаясь с коллегой Сергеем, который сказал о том, что действительно наблюдается рост вот в таких инновационных областях. И, кстати, фракция наша в парламенте постоянно поддерживает такие тенденции, и мы вносили проекты законов о поддержке государством и правительством развития именно этого сектора инновационных технологий.
Но тем не менее я хочу подчеркнуть, что несмотря на то, что такой рост наблюдается, нужно все равно думать о производстве, потому что в этой сфере тоже сегодня крупнейшие производители в мире наряду с программных продуктом думают и о промышленном производстве товаров, которые сопровождают развитие этих высоких технологий. Я имею в виду и телефоны, планшеты, iPhoneи так далее. Украина тоже должна уметь такие высотехнологичные товары производить. Спасибо.
Юрій Гаврилечко: То есть Appleне была бы Apple, если бы она производила только OS, и не было бы iPad и iPhone, да? Коллеги, большая просьба, ваши вопросы.
Анна Нірус, УТР: Запитання до пана Євгена. Ви сказали, що на Україну чекають санкції. Якщо можна, конкретизуйте, які саме санкції можуть бути застосовані, з боку яких країн і за що? Можливо, пан Сергій теж дасть відповідь на ці питання. Дякую.
Євген Філіндаш: О том, какие именно санкции ждут Украину, мы будем узнавать очень скоро и неожиданно, потому что, например, среди некоторых санкций, которые начали озвучивать, есть очень экзотический, на первый взгляд, в частности, Турция сообщила, что вводит защитные меры против импорта из Украины грецкого ореха. То есть сферы, которые важны, может быть, не ключевыми даже являются для тех или иных стран, но вначале это будут, потому что понятно, грецкий орех не может подорвать экономику Турции, и не может спасти нашу экономику. Но это уже такие сигналы, это звоночки первые, что сегодня грецкий орех, а завтра это может быть и зерно, и что угодно, если говорить о сельском хозяйстве.
И во всех остальных сферах точно также. Россия уже заявила об определенных санкциях, и другие страны четко обозначили свою позицию, что если пересматриваете условия торговли с нами в одностороннем порядке, то мы будем пересматривать условия торговли по другим направлениям. И понятно, что если карлик начинает сражаться с гигантом, то ясно, кто в итоге проиграет. А Украина в мировой экономике, к сожалению, на сегодняшний день это карлик. И по отношению к Евросоюзу, и к США, и к России, и в общем-то даже уже и по отношению к Турции. Мы уже к такому статусу стремительно приближаемся, не говоря уже о Китае, допустим.
Поэтому, надо рассчитывать свои силы перед тем, как замахиваться и поступать так, как наше правительство сейчас поступило. Надо было просто думать о последствиях до того, как эти шаги совершать, о подписании до того, как совершать. А санкции сейчас, повторюсь, могут быть в любых сферах без исключения, потому что мы развязали руки для ответных ударов, и теперь каждая страна проанализирует объем торговли с Украиной и начнет выбивать наши болезненные точки. Тем более, что у нас их в общем-то довольно много таких болезненных точек, потому что у нас на экспорт идет не так уж и много товаров. По большому счету большую часть всех валютных поступлений в Украину обеспечивает продукция металлургической и химической промышленности, а это больше половины валютной выручки.
То есть введение санкций против металлургической, химической и еще двух-трех сфер производства, и все, нам нечего будет продавать. А нечего будет экспортировать, не будет поступать в страну валюта, и промышленность Украины сразу же встанет. Потому что как уже озвучивалось, 83 процента товарного рынка Украина сейчас закрывает с помощью импорта. То есть нам не за что будет покупать практически большинство товаров, которые мы покупаем сейчас.
Сергій Прохоров:Мне представляется, что очень важно в этой ситуации вести диалог с профессиональными ассоциациями, например, с Ассоциацией легкой промышленности, с Ассоциацией производителей там, условно, кожаной обуви, с мебельщиками, металлургами для того, чтобы все-таки профессионально выстроить позиции переговорного процесса. Потому что то, что случилось, уже случилось, и теперь нужно дальше садиться за стол переговоров и договариваться.
А для того чтобы профессионально договариваться и не повторять ошибок, нужно предметно знать, насколько то или иное действие, тот или иной шаг отобразится на экономической ситуации в нашем соответствующем секторе экономики и минимизировать потери, которые мы ожидаем от ответных санкций.
Одновременно следует сказать, что, может быть, эти процедуры, по которым мы сегодня несколько драматизируем ситуацию, являются где-то природными для ВТО, потому что существует международная практика решения споров, существует международная практика переговорных процессов, но Украине нужно учиться. Мы проходим эволюционный путь становления нашего государства, оно пока молодое, и естественно, что мы пока совершаем ошибки, но нужно искать правильные выходы. А вот правильные выходы как раз находятся в плоскости постоянного диалога власти и бизнеса, диалога с точки зрения оптимизации принимаемых решений. Только тогда можно надеяться на успех, потому что нужно создать, опять-таки, единую команду экономическую, чтобы и правительство, и бизнес, и наша наука выступали как единое целое, которое защищает интересы Украины.
Ігор Алексєєв:Я тоже добавлю, отвечая на ваш вопрос, конкретизируя некоторыми цифрами, что в сентябре 2012 года собственно этот процесс начался, когда Кабинет Министров предложил пересмотреть импортные пошлины в рамках Всемирной торговой организации по 371 товарной позиции. Что, собственно, и явилось сегодня предметом рассмотрения Совета по торговле товарами ВТО, с чего Юрий начинал пресс-конференцию.
Какие возможны санкции? Если говорить об истории или традициях деятельности ВТО, в частности, как я могу судить по словам руководителя, например, информационного департамента этой организации, Кита Роквелла, такой шаг Украины может ограничить в значительной части торговлю, и речь идет о списке товаров на сумму 4,6 миллиарда долларов. То есть нам в ответ страны могут ее просто по некоторым позициям закрыть. Позиция Соединенных Штатов Америки устами их посла при этой организации Майкла Пунке, говорит о том, что США и страны Европейского Союза будут требовать компенсационных мер, в которые могут быть включены товары, которые Украина, например, традиционно экспортирует. Я думаю, что это могут быть как раз те товары, о которых говорил Евгений, и которые являются основным источником на сегодня валютных поступлений в бюджет от экспорта. А это товары, прежде всего… К сожалению, наша страна не является на сегодняшний день тем государством, которое на экспорт отправляет продукцию высоких технологий, а это в основном, к сожалению, сырье.
Юрій Гаврилечко: Пожалуйста, еще вопросы. Если всем все понятно, большое спасибо гостям. Спасибо, коллеги. До новых встреч.