Программа «РозворотUA» — совместный проект информационного агентства «ГолосUA» и «Радио Эра FM». Звучит по средам на волнах этой радиостанции. /> Эфир за 28.09.2011 г. Ведущая — Оксана Ващенко.
Прослушать программу можна здесь:
Оксана Ващенко: В Украине будут введены биометрические паспорта. Если соответствующий закон, принятый Верховной Радой, подпишет Президент. Пока же документ жестко критикуют как в оппозиции, так и во власти. Говорят, что под красивыми лозунгами о либерализации визового режима со странами ЕС скрыты серьезные бизнес-интересы. Ведь в законе предусмотрено изготовление не только биометрического паспорта, но и новых пенсионных и водительских удостоверений, страховых свидетельств, карт мигранта. Это программа РозворотUA, с вами Оксана Ващенко, приветствую вас.
Сколько же будут стоить для граждан новые документы, удостоверяющие личность? Соответствует ли принятый закон европейским требованиям и нужен ли Украине вообще биометрический паспорт? Обо всем этом будем говорить в нашей программе с гостями — народными депутатами. Это Владимир Олийнык, представитель фракции Партии регионов, приветствую вас.
Владимир Олийнык: Добрый день.
Оксана Ващенко: И Кирилл Куликов, фракция "Наша Украина — Народная самооборона", приветствую вас.
Кирилл Куликов: Здравствуйте.
Оксана Ващенко: Владимир, мотивы принятия этого решения понятны. Есть требования ЕС, Украина стремится получить безвизовый режим, но есть и другая сторона. Заявления Минюста о том, закон нарушает основные конституционные принципы развития государства, есть заключения Главного научно-экспертного управления Верховной Рады, серьезные замечания. Кому выгодна штамповка дополнительных документов или такое быстрое принятие этого закона?
Владимир Олийнык: Этот законопроект является законодательной инициативой народных депутатов. Они имеют право ее проявить. В то же время были серьезные замечания и Главного экспертного управления, но в самой пояснительной записке указано, что когда мы взяли обязательства перед ЕС, то был указ Президента, который прописал сроки, что мы его должны провести в определенный срок, в данном случае к 1 октября, чтобы рассчитывать на получение безвизового режима. Если мы будем откладывать — будут откладываться и меры по безвизовому режиму. Минюст не был приобщен к проекту, так как это неправительственный проект. Он его увидел и сказал, что там есть принципиальные нарушения Конституции Украины. Были претензии относительно коррупционной составляющей. Есть много организаций и депутатов, которые заявили, что надо рассмотреть тщательнее. Ничего страшного в этом нет, потому что сама процедура прохождения таких законопроектов до вступления в статус законов предусматривает целый механизм предостережений, которые бы не позволили вопреки Конституции его принять.
Оксана Ващенко: Но как в таком виде этот закон прошел?
Владимир Олийнык: Не нужно думать о том, что 256 депутатов, которые проголосовали, стали на сторону нарушений Конституции или каких-то коррупционных схем. Сегодня это их право. Но к дискуссии не был приобщен Минюст, он появляется тогда, когда закон идет на подпись Президенту. Думаю, Президент воспользуется правом наложить "вето" и направить закон обратно в парламент.
Оксана Ващенко: У меня складывается впечатление, что власти готовы пересмотреть свое решение. Вам так не показалось?
Кирилл Куликов: Власть, большинство принимали это решение. Надеюсь, что при этом люди просто не разобрались. Потому что — то, что я сейчас скажу, все вопросы ко мне, а не к Радио Эра — у меня есть долгая практика судов с Василием Грицаком. Я выиграл уже с десяток судов по защите чести и достоинства, все суды ему отказали, поэтому я могу сказать, что у депутата Грицака с честью и достоинством есть пробелы. Это закон, который может быть образчиком коррупции, я бы его раздавал в юридических ВУЗах. История началась, когда начальник Департамента обеспечения МВД подписал договор с частной компанией ЕГАПС, непонятно, каким образом она может быть частной.
Оксана Ващенко: Давайте ближе к закону, потому что мы будем ходить по кругу. Какие нормы Конституции нарушает этот закон?
Кирилл Куликов: В огромном количестве вопросов. Быть гражданами Украины — это наше право, мы за него платить не должны. Право людей быть пенсионерами они заработали и платить за него они не должны.
Оксана Ващенко: Давайте поясним, что за новые документы надо будет платить.
Кирилл Куликов: Этот закон не предусматривает уплату налога за выдачу этих документов. И эти документы могут быт платными. И он предусматривает большое количество дополнительных документов, кроме паспорта — удостоверение гражданина Украины. Что будет написано в нем такого, чего не будет в паспорте?
Оксана Ващенко: Семейное положение, группа крови?
Кирилл Куликов: А в паспорте не стоит у вас штамп о семейном положении?
Оксана Ващенко: Конечно, есть.
Кирилл Куликов: А что будет в удостоверении? Этот закон предусматривает наличие и паспорта, и удостоверения гражданина Украины. Вопрос, зачем? Потому что кому-то надо печатать карточки? Зачем этот закон предусматривает удостоверение застрахованного лица, инвалида, пенсионное удостоверение, удостоверение гражданина без гражданства? Все они ограничены сроком действия — постоянно будут обмениваться.
Оксана Ващенко: На сколько?
Кирилл Куликов: Беженцам — на 6 месяцев. Насколько это сложный и драматичный процесс для человека и каждые 6 месяцев он должен будет его обменивать.
Оксана Ващенко: Но биометрический паспорт нужен или нет?
Владимир Олийнык: Биометрический паспорт — документ, который признается в мире высшим образцом обычных паспортов, все содержится в электронном виде в чипе, перечень информации утверждается Кабмином, человек через эту карточку может провести все отношения с государством или гражданами. Отпечатки пальцев, сейчас идентификация проводится по радужной оболочке.
Оксана Ващенко: Но там все эти данные уже занесены.
Владимир Олийнык: Кабинет министров принимает это решение. Есть вопрос о карте пенсионера и льготы, которые за ним закреплены, поскольку у нас 2820 различных льгот. Водительское удостоверение — например, охотничье оружие, удостоверения охотника. То есть, будет все и это удобно. Потому что у нас десятки документов.
Оксана Ващенко: Но нынешние удостоверения пенсионера, инвалида — они же существуют?
Владимир Олийнык: Но этот законопроект сам по себе неплохой. Не урегулированный, другое дело, вызвавшее протест возле парламента — как быть с теми, кто верит в Бога и отказывается от подобных вещей.
Оксана Ващенко: Кстати, это обязательно — иметь каждому этот паспорт?
Владимир Олийнык: В законе прописано, что Кабмин должен установить порядок, как решить эту проблему. И Кабмин уже проводит переговоры с различными конфессиями, чтобы выйти из ситуации. Ибо люди протестуют, я знаю решения судов, где разрешается не иметь идентификационного кода.
Оксана Ващенко: Люди, проживающие в селе, уже пожилого возраста — разве им нужны биометрические паспорта?
Владимир Олийнык: Введение предлагается таким образом: есть паспорт — он будет действовать, пока есть его юридическая сила. Если начинают выдавать новые паспорта — уже биометрические. Рождения — уже биометрические данные закладываются о ребенке до 10 лет, потом только меняется эта карта. Новый подход. По пенсионерам и т.д. — бесплатно. Часть этех обязательств государство на себя возьмет.
Оксана Ващенко: Но ведь в законе это не прописано, что часть людей будет получать за счет государства, а часть платить и не выписана сумма. Это надо учесть.
Владимир Олийнык: Сегодня удостоверения люди получают бесплатно.
Оксана Ващенко: А завтра?
Владимир Олийнык: Я могу говорить о пенсионерах. А эксперты говорят, что стоимость биометрического паспорта будет около 30 гривен. Но у меня есть сомнения. Цены имеют тенденцию расти. Что здесь является коррупционной составляющей? Ничего не прописано о ЕГАПС, нет преференций одному предприятию. Предлагается все делать на тендерах, но де-факто одна структура — ЕГАПС — готова к работе. Другие не готовы. Здесь есть проблема.
Оксана Ващенко: Если бы была создана государственное предприятие, которое бы выдавало паспорта, вопрос о коррупции было бы снято?
Кирилл Куликов: Это ответ. К статье 50 этого закона я написал, что паспорта изготавливаются только на государственно предприятии, без посредников. Поправка была отклонена.
Оксана Ващенко: Но и вчера нужно было бы государства создавать такое учреждение?
Кирилл Куликов: Поэтому я говорил об этому и час, и два года назад. Государство теряет сотни миллионов. В бюджете на финансирование ЕГАПС было порядка 700 миллионов гривен. Завтра посмотрим, сколько в этому году выделяется. Мы столкнемся с такой ситуацией, когда из бюджета не ни были выделены деньги на оплату ЕГАПС, и остановилась выдача загранпаспортов. То есть, появляется человек, Который начинает шантажировать государство. Люди не виноваты, им надо ехать за границу, а им НЕ выдают паспорта. Это система, которая представляет угрозу НАЦИОНАЛЬНОЙ безопасности. Это не мой вывод, а КРУ. Вот бумага, где четко написано, что фактическая монополизации концерном ЕГАПС сферы изготовления бланков документов содержит угрозу нацбезопасности.
Оксана Ващенко: Но сама стала заложницей ситуации.
Кирилл Куликов: Действиями одного чиновника, который сначала Был чиновником МВД, а потом стал соучредителем концерна ЕГАПС. Это — конфликт интересов, а вообще — коррупция.
Оксана Ващенко: Далее — после рекламы и новостей.
Оксана Ващенко: Мои приветствия всем, кто только что присоединился, с вами Оксана Ващенко, продолжается программа РозворотUA. Говорим о том, нужны ли гражданам Украины биометрические паспорта. Много нареканий есть к этому законодательному документу. Получается так, что принимают второпях народные депутаты, а уже потом начинают смотреть — а что же мы приняли? Можно же профессионально проконсультироваться, почему такая поспешность возникает? Мы и в ВТО так входили, очень много вещей принимается поспешно.
Владимир Олийнык: Я не хотел бы сказать, что второпях. Этот законопроект уже давно в парламенте. А замечания не обязательно соответствуют Конституции. Но если есть такие серьезные замечания Минюста, и они не были приобщены … На сегодня я, который голосовал за этот закон, считаю, что надо серьезно подойти к анализу. И нет ничего страшного, потому процедура принятия законов в целом предусматривает "вето" Президента. Такая процедура позволяет максимально избежать ошибок. Я считаю, что надо серьезно еще раз проанализировать, но нельзя сказать, что однозначные предложения … и есть и определенные вопросы.
Оксана Ващенко: Вопрос, поступившее по электронной почте от Андрея Остороженко: "Помогут ли биометрические паспорта спецслужбам легче выявлять граждан, которые незаконно получили гражданство других стран?".
Кирилл Куликов: Я могу сказать, как бывший глава национального центрального бюро Интерпола — не помогут. Это не ответ на вызовы, которые есть в мире. На сегодня данный закон — это пустышка, он не решает никакой проблемы, кроме того, что одна коммерческая группа получить право на печатании совершенно бестолково пластика. Это один из самых нужных законов, накопилось столько популистских решений по льготам, которых государство выполнить не может. Должен быть единый документ, Который четко в базе данных покажет, какие льготы человеку полагаются, субсидии, бесплатные медикаменты. Но это колоссальный национальный проект, которы должно вести Минсоцполитикы, например. На это есть много Международных средств, это поможет решить Государственную проблему с дефицитом бюджета и даст людям возможность чувствовать себя людьми. Если ты ликвидатора, «афганец» — государство обязано на тебя работать. Но почему в 2010 году ликвидаторов стало в 10 раз больше, чем было при ликвидации? Почему воинов стало огромное количество — такое впечатление, что Украина — сплошной театр боевых действий? Это вызов, который страна должна принять, это своевременно.
Оксана Ващенко: Идея нормальная, а реализовать надо иначе.
Кирилл Куликов: Биометрическая карточка — последнее действие. Сначала должна быть система.
Слушатель: Власть совершает действия, которые не согласуются с мировой практикой. Все идет к упрощению, создание единой информационной базы. Почему в Америке единое водительское удостоверение заменяет все остальные данных? Умножать документы — чистая коррупционная схема.
Слушатель: Господин Олейник, вы уже дважды ссылаетесь на вето Президента, что, уже скоро парламент без него и чихнуты не сможет? Господин Куликов, не кажется ли вам, что вы все перепутали: зарубежные, внутренние паспорта, социальную карточку давно проталкивают.
Кирилл Куликов: Действительно, указанный выше документ предусматривает колоссальное количество дополнительных документов, наверное, человеку сложно В этом разобраться. Но мы говорим о законопроекте, Который воплотил в себе разные вещи — потому что кому-то нужно печатать пластиковую карточку.
Владимир Олийнык: Президент не очень часто использует "вето", но и нередко, это его право. Это целый механизм для предотвращения ошибок. По первому вопросу — наверное, гражданин несколько не разобрался, мир идет к тому, что письменные носители не могут вместить все необходимые параметры. И если такой документ попадет в воду, не так испортится. Мир делает личность и более защищенной, и более уязвимой.
Оксана Ващенко: Если биометрический паспорт будет внедрен, можно будет отследить, где человек находится?
Кирилл Куликов: Это теория заговора. Конечно, можно, но надо иметь деньги на спутник.
Владимир Олийнык: Чип — не такое устройство, как в мобильном. Если вы будете где-проводить какие операции, сможете быть зафиксированы. Но при условии доступа операционной системы к глобальной сети.
Кирилл Куликов: Я людей по всему миру разыскивал и могу сказать — такие технические возможности есть. Для этого нужна дорогая система, а для Украины, человек сказал колоссальную вещь, необходима единая база данных. А у нас милиция имеет три, пограничники свою. Например, педофил приезжает в Украину, а в пограничников нет моей системы. Так вот это национальный проект, к которому надо перейти.
Оксана Ващенко: Спасибо за беседу, продолжим в следующей части.