Впечатления от недавней прогулки на выходные по Крещатику в последние осенние деньки остались тягостные. Раньше здесь никогда не просили милостыню. Теперь же многие люди, встречающиеся на главной визитной улице столицы, сразу вызывают понимание того, что жить им непросто. А сколько таких людей в стране…«Лакшери-витрины» иностранных брендов на Крещатике по-прежнему горят и изобилуют скидками. Спасают ли эти скидки?
«А на том берегу незабудки цветут» — поет уличный музыкант в возрасте с гитарой под витриной магазина одежды, где стоимость единицы товара превышает прожиточный минимум по стране. А у входа в следующий — бабушка в большом на нее пальто со скромным букетиком цветов на продажу. Люди не торопятся покупать у нее или подавать. Проходят мимо, будто не замечая.
Чуть дальше замерзшие молодые актеры, стоящие почти неподвижно в гриме, только немного подрагивая от холода. Ждут пока желающие бросят им монеты в шляпу, тогда они зашевелятся и сфотографируются с ними на память.
Неподалеку девушка раздает газету, первый взгляд на которую сразу дает понять, что напечатано там крупными буквами нечто очень и очень странное. «Компартия Китая вынимает живые органы» у сторонников какого-то вида йоги со сложным названием — я прочла нечто такое. А вот и сами адепты по правую руку от девушки на Крещатике. Их до 10 человек.С закрытыми глазами и в позе лотоса на ковриках, расстеленных на земле. Все выглядят очень скромно и не совсем уместно, хотя вроде бы никого не беспокоят.
А вот – ларек с едой “на скорую руку». Высокий парень покупает себе провизию. К нему подходит старушка и просит «копейку». Мужчина резко отрицательно качает головой. Сгорбленная бабушка идет дальше. Скидки, скидки, скидки. Витрины, витрины. Женщина в спецодежде усердно протирает одну из них. Витрина блестит. Неожиданно вспоминаю, что некоторые торговые заведения сейчас нанимают на работу уборщиц с обязательным требованием – «презентабельной внешности».
На Крещатике магазины с дорогой деловой одеждой и изделиями на выход чередуются с теми, где торгуют тоже не особо дешевым «кэжуал стилем» для молодежи. Кажущиеся немного безликими вещи сложены в стопки и ждут своих владельцев. Неизвестно, будут ли любить эти вещи их будущие хозяева. Хотя за такую цену может и будут. Хотя любовь не купишь…
Вот и еще одни уличные музыканты, а на скамейках среди их публики — бомжи с кульками с пустыми бутылками и те, кто их опустошил — люди, страдающие затяжным алкоголизмом. Некоторые из них пускаются в пляс, кто-то подтягивает спадающие штаны и случайно смотрит в очередную витрину. На ней – пояс из кожзама.
«Вряд-ли этот музыкант купит на сумму, собранную за вечер, пояс своему нерадивому слушателю» – думаю я.
На другой стороне Крещатика — монументальное гранитное здание КГГА. Спокойно «взирает» на происходящее напротив него. А вот и ЦУМ, закрытый на «реинкарнацию». Под ним сидит заросший мужчина лет сорока пяти с бумажным стаканчиком и обреченно смотрит в пол. Тоже просит. Люди проходят мимо.
Я не знаю, как часто бывают новоизбранные столичные депутаты на улице Крещатик, кроме случаев, когда нужно высаживать каштаны сорта бриони на камеру. Но гулять там теперь тяжело.
P.S. Недавно Крещатик стал 33-тьим в списке 65 самых дорогих улиц мира, составленном аналитической группой Cushman & Wakefield. За меру в исследовании бралась цена квадратного метра жилья.