В соцсети родители сейчас активно обсуждают тему уроков труда в школах. Многие из них пишут, что мужчин-трудовиков мало, что чаще всего эти уроки ведут учительницы-женщины, которые могут разве что девочек и мальчиков научить готовить пищу и шить, а мальчикам это не нравится… и тут мне в ответ на комментарий прилетает вопрос от родителя: «Может, начать учить детей на уроках труда чему-нибудь интеллектуальному, а гвозди пусть забивают профессионалы?».
И вот в этом ответе я увидела бездну между воспитанием школьников сейчас и воспитанием школьников, скажем, лет 20 назад. Раньше в концепции школьных уроков труда был принцип: научить ребенка чему-то полезному, прикладному в быту, а он потом может воспользоваться этим, а может и не воспользоваться.
Сейчас же, видимо, кроме того, что учителей-трудовиков для мальчиков в украинских школах не хватает, в довесок к этой ситуации еще и мужчины буквально стали белоручками. Теперь поясню: да, бывают такие представители мужеского пола, которые во взрослом возрасте демонстрируют недюжинный ум, интеллект, умение показать себя и т.д., но буквально держать молоток (топор, пилу, шуруповерт, дрель, уровень, шпатель) в руках не любят. Это их право, скажу я вам как юрист. Человек может быть инженером по образованию и из принципа отказываться от любой ручной работы на дому – это право каждого гражданина Украины: заниматься в свободное от работы время тем, чем он хочет заниматься, а не напрягаться во благо семьи, ради похвалы родственников и так далее.
Тут вопрос в другом: в жизни каждого человека бывают нештатные ситуации. В том числе и с переездом – иногда в другое жилье, иногда в другую страну, иногда это бывает неожиданно и даже срочно. Бывают ситуации, когда по дороге из пункта А в пункт Б ломается автомобиль и путешественники оказываются, что называется, в чистом поле под небом голубым. И вот тут мужчинам (если таковые имеются в группе) не помешает или костер разжечь, или палатку соорудить, или рыбу поймать, чтобы пока к вам едет помощь, вас не завалило снегом, не смыло дождем, и чтобы вы не сильно истощали, пока спасатели или машина-эвакуатор до вас не доберутся (и в этом случае мужчинам надо уметь, как минимум, обращаться с топором, топориком, ножом, гвоздями, изолентой, скотчем и другими подручными мелочами). Этот те самые моменты, когда мужчинам стоит не размышлять о высоком и об интеллектуальном, а надо что-то сделать, сделать ручками (я уже даже не обсуждаю ситуацию, когда в доме надо реально прибить гвоздь и именно в эти дни в семье нет лишних денег, чтобы нанять специалиста).
И разве не в этом цель школьного образования – максимально подготовить детей ко взрослой жизни и ее неожиданностям? Я думаю, что в школе должны готовить детей именно к тому, что кроме интеллекта во взрослой жизни им понадобятся и другие навыки, в том числе, в нештатной ситуации что-то уметь делать руками.
А вы как думаете?