Что даст украинской школе год математики?

О том, что следующий учебный год будет годом математики, заявила министр образования Украины Анна Новосад еще в начале декабря, когда ознакомилась с результатами международного исследования PISA-2018.
 
Согласно исследованию, 36 % 15-летних школьников в Украине не достигли базового уровня математической компетентности. «…они имеют проблемы с заданиями, где нужно использовать простые стратегии решения, процентные соотношения, оперировать дробями и десятичными числами», – сказала министр.
 
Неважные успехи украинских школьников в математике не новость. Так по результатам внешнего независимого оценивания 2017 года выпускники школ хуже всего сдавали именно этот предмет, а также физику.
 
И хрестоматийный пример: по результатам ВНО-2018 выяснилось, что школьники не смогли сократить дробь. Это было задание уровня 7-8 классов. «Наверно, больше всего проблем у нас с математикой, – говорил тогда директор Украинского центра оценивания качества образования Вадим Карандий. – Если по другим предметам ситуация более-менее нормальная, то по математике, к сожалению, у нас динамика результатов неутешительная».
 
Но страшнее всего не то, что школьники не смогли сократить дробь. Фактически они не смогли поделить 2 на 2. «Это действия с дробями, где нужно было фактически сократить на 2 числитель и знаменатель и получить результат. Задание не сложное. Но, к сожалению, лишь 52% наших выпускников в 11 классе смогли справиться с заданием, с которым должны были работать в восьмом классе», – уточнил все тот же Вадим Карандий.
 
Уже тогда встал вопрос об усилении изучения математики в основной школе. И вот в начале 2020 года указ о годе математического образования подписал президент Украины Владимир Зеленский. В частности предусматривается: разработка электронных учебных ресурсов, повышение качества учебно-методического обеспечения, проведение конкурсов и олимпиад по математике и так далее. Часть мероприятий требует финансирование, часть проводилась и раньше. Даст ли это результат, повысит ли успеваемость учеников, говорить рано. Посмотрим по факту.
 
Но важно отметить: плохая успеваемость школьников вызвана в том числе тем, что в ходе образовательных реформ их авторы не смогли ответить на вопрос, а зачем они проводятся вообще. Точно так же реформаторы не понимают, для чего нужна школа в целом и математика в частности.
А по сути, одна из функций школы – учить мыслить. Такого очевидного пункта я не нашел ни в одной из концепций и программ, разработанных Министерством образования за последние 5-6 лет. Помогает развивать мышление математика, а не только знать, сколько надо заплатить за коммуналку и по кредиту. Помочь в этом может и логика, но такого предмета в украинских школах не преподают.
 
«Математический» провал свидетельствует о приоритетах государства, которое сделало уклон в гуманитарную сферу, активно работая на поле языка, истории, культуры. Характерно, что приказ Министерства образования и науки Украины № 641 от 16.06.2015 года «Про затвердження Концепції національно-патріотичного виховання дітей і молоді…» содержит раздел «Математика», где на геометрии предлагается изучать орнамент вышиванки. Процитирую документ подробно:
«Формування в учнів ціннісного ставлення до суспільства, держави та до самої себе, відчуття своєї належності до України, усвідомлення єдності власної долі з долею своєї країни, активної за формою та моральної за змістом життєвої позиції є головною домінантою національно-патріотичного виховання учнів в процесі шкільного навчання, у тому числі, навчання математики.
Зокрема, у 5-6 класах доцільно надавати пріоритет вихованню в учнів любові до України, її природи, рідного дому, школи, рідної мови, шляхом складання самими учнями (або за допомогою вчителя) і розв’язування задач, в яких мова йде про їх рідний край. Це задачі, що містять історичні дані, відомості про тваринний та рослинний світ регіону, в якому проживають школярі тощо.
У 7-9 класах можливо розширити знання учнів про культуру українського народу за допомогою різних українських орнаментів (вишиванок) в процесі вивчення геометричних перетворень. Бажано звернути увагу учнів на те, що багато орнаментів лише на перший погляд видаються симетричними або утвореними шляхом паралельного перенесення. Насправді ж створення орнаментів людиною є процесом творчим, не завжди підпорядкованим математичним законам (на відміну від машинного орнаментування)».
 
Стоит ли удивляться «успехам» в математике, когда государство так расставляет приоритеты? Согласно исследованию PISA-2018, украинские школьники слабы не только в математике, но и в естественных науках и понимании прочитанного. Интересно, что по всем трем категориям первенство держат школьники из Китая.

Читайте также по теме