Желание вечерами смотреть на события дня через призму телевизионного шоу, обработанного журналистами, играет с украинцами злую шутку: с порцией эмоций – преимущественно отрицательных – люди получают импульс, который может разрушить их жизнь.
На семинаре, где психологи-волонтеры говорили о способах помощи бойцам АТО, пережившим психологическую травму, специалисты пояснили: у человека есть три основных реакции на сильный раздражитель. Это «замереть», «бороться», «бояться».
Люди, которые на войне видят смерть друзей, переживают ужас при виде горящей с людьми бронетехники, также могут реагировать на эти травмирующие события тремя способами.
Первая реакция – «замирание» — запускает в психике участников боевых действий процессы торможения. То есть они некоторое время после психологически травмирующего события будут медленно соображать, медленно реагировать или вообще бездействовать в ответ на команды или другие внешние стимулы. Что касается выражения эмоций, то они тоже «замрут»: эти люди перестанут так активно, как раньше, общаться с друзьями; начнут демонстрировать склонность к восприятию происходящего исключительно в черных красках. У людей с таким психологическим настроем вероятны попытки суицида.
При реакции «борьба» на травмирующий фактор участники боев будут безрассудно бросаться под пули, реагируя на происходящее неадекватно: забывая о собственной безопасности и о том, что безрассудный риск может привести под огнем снарядов разве что к смерти.
А при реакции «бояться» человек будет думать лишь о том, как убежать с поля боя, избежать опасности лично для себя. В этом случае также не исключается склонность нанести себе вред вплоть до самоубийства. При «борьбе» и в случае «бояться», кстати, иногда даже в мирной обстановке человек вдруг начнет ощущать угрозу, если что-то — запах, звук – напомнят ему о травмирующей ситуации, как переживая случившееся давно повторно.
Все три описанные реакции выработаны в процессе эволюции человечества как первичные реакции на раздражитель. То есть до момента, как человек сможет объять разумом происходящее, он уже отреагирует одним из названных способов, до конца не понимая, каковые будут последствия. По словам психологов, на этой стадии реакции до мозга человека буквально «не доходит» суть происходящего и не включена функция анализа последствий.
Когда человек смотрит телевизор и ужасается, видя на экране взрывы, куски человеческого тела на полях сражений в зоне АТО, это также провоцирует его на одну из вышеперечисленных реакций.
Если телезрителю сильно страшно, он может, что называется, утратить дар речи на некоторое время. И, если для этого есть благодатная почва, задумается о самоубийстве.
Если человек склонен агрессивно реагировать на внешний раздражитель (в данном случае — телесюжет), то он начнет «бороться» — может стать злым, спровоцировать скандал, драку и причинить вред окружающим.
А если включится реакция «бояться», то телезритель начнет говорить о том, что все пропало, пора паковать чемоданы и уезжать за границу. Как, впрочем, некоторые уже и сделали, поддавшись панике.
Психологи утверждают: три первичные реакции на травмирующую ситуацию действительно можно назвать паникой. И если поддаться этим импульсам, то можно наломать дров.
Ведь известно, что из-за какой-то бытовой мелочи люди начинали друг другу морды бить, стрелять. Или бросали все, срывались с места, уезжали «в никуда», но вроде бы в благополучное место – «за границу».
Спусковым механизмом этих реакций вполне может стать обычный вечерний телевизионный сюжет.