В предвыборной программе практически у каждого кандидата в президенты было прописано, что следует делать с Донбассом. Об этом то и дело, толкуют на бесконечных ток-шоу, где многочисленные политологи и депутаты обсуждают данный вопрос. А меж тем, уже прошло пять лет. Поэтому, в связи с памятными датами, ознаменовавшими события на Донбассе и в Крыму, постараемся рассмотреть вопрос не только о положении ЛДНР и Крыма, но и о положении самой Украины. Ура-патриоты любят задавать тупые вопросы о том, «чей Крым» и «чей Донбасс», при этом, полностью игнорируя реальное положение Украины. Чья она. И кому принадлежит.
Кандидаты в президенты, говоря о возвращении Донбасса, говорят об Украине как некой абстрактной «Украине», которая существует скорее в их представлении, нежели в действительности. Да и массы приучают любить именно такую «Украину», вне времени и пространства – «единую и неделимую», в общем неизменную. Которая существует чуть ли не от «сотворения мира». Забывая при этом, что та Украина, территорию которой они считают своей родиной, строили и создавали вовсе не они. Так как до этого была УССР.
УССР была органичной частью Советского Союза и могла полноценно существовать и развиваться только там. И достигла больших успехов только потому, что не было тех, кто сейчас бесконечно пилит и делит землю, предприятия и заводы. Украина, созданная тогда, в нынешних условиях функционирует крайне слабо и неэффективно. Потому что никому из «партнеров», готовых на словах поддерживать её, не выгодна та самая «Велика Україна», о которой мечтают местные националисты, пытающиеся прикрыть таким образом собственный комплекс неполноценности.
Поэтому, прежде чем перейти к вопросу о Крыме и Донбассе, важно задать вопрос о том, а является ли Украина действительно независимым государством не на бумаге, а в действительности. Что для нас немаловажно.
После известного случая с высказыванием посла США Мари Йованович в адрес главы САП Назара Холодницкого, нет никаких оснований считать, что Украина – это независимое государство. Хотя этих оснований не было и раньше. Вспомнить хотя бы слова предыдущего посла США Джеффри Пайета о том, что в Вашингтоне видят Украину как «великую аграрную державу». Но на заявление Йованович у главы МИД Павла Климкина смелости хватило только на то, чтобы объяснить её слова «партнерской обеспокоенностью» проведением реформ.
Ну, ещё бы, партнеры не беспокоились… Они же ведь спят и видят Украину, которая станет одним из мировых лидеров в машиностроении, освоении космоса, высоких технологий и т.д. Кстати говоря, такие теоретики украинского национализма как Дмитрий Донцов, в книге которого «Основы нашей политики» прямо говорится о том, что именно село и крестьянство является основой государственного строительства. Тогда как большевики видели именно пролетариат ведущим классом, главным союзником которого являлось крестьянство. Теперь результат видим на лицо. УССР – это мощная промышленность и наука, тогда как нынешний возрожденный вариант УНР на костях УССР – это деиндустриализация и уничтожение не только промышленности, но и села. И Кучма совсем недавно об этом говорил. Но, конечно, не прямым текстом.
Вот, к примеру, можно вспомнить речь Порошенко на форуме «От Крут до Брюсселя» 29 января, в которой он не выходит за границы пожеланий американских «партнеров. По его мнению есть пять факторов строительства мощной экономики: агросектор, IT, индустриализация, мощные инфраструктурные проекты и туризм. Причем особый акцент был сделан именно на агросекторе. Гарант сказал: «Украина имеет 5 главных направлений, по которым будет происходить экономический рост. Первый — это агросектор. В прошлом году Украина собрала 70 млн тонн зерна. Невиданный урожай! Благодаря новейшим технологиям Украина в десятке производителей зерна в мире и в тройке крупнейших экспортеров». И что же, Порошенко собирается закормить мир украинским зерном? А как насчет остальной агропродукции? Да и что будут есть люди в Украине? И за какие деньги они будут покупать продукты? А что мешало Порошенко на протяжении пяти лет заниматься делом? Но вместо этого гарант предпочитает упражняться в слове и заискивании перед военными. Порошенко не первый президент Украины и не он первый рассказывает подобные сказки. А значит, все эти рассказы местных политиков о построении «успешной страны» в тех условиях, в которых Украина находится с 1991 года – бесплодные фантазии. Которые особо остро воспаляются перед президентскими выборами.
Ну а поскольку Украина находится под внешним влиянием, то решать вопрос возвращения Донбасса, как и Крыма, она самостоятельно не способна. А значит, будущее Донбасса зависит вовсе не от местных политиков, которые не устают повторять что «весьмирснами», а от «великих держав», которые продолжают изображать из себя «партнеров».
Поскольку важно не то, что написано на бумаге и не то, что сказано на трибунах, а результат реальных поступков, приводящих к конкретным последствиям. Можно сколько угодно говорить о посягательстве на «территориальную целостность и суверенитет» и совсем другое дело обладать этим самим суверенитетом. Именно поэтому, его отсутствие украинские политики, в частности сам президент, компенсируют словами о поддержке так называемых «партнеров». Но ведь давно не секрет что по своей важности посольство США на улице Сикорского в Киеве во много раз превышает авторитет Администрации Президента на улице Банковой.
Поэтому, тот факт, что Крым ушел в Россию, произошло даже не столько благодаря «вежливым людям», сколько благодаря советам «западных партнеров». Хотя, впрочем, если бы крымчане видели в «зеленых человечках» реальную угрозу, они непременно организовали бы сопротивление. Но этого не произошло. Наоборот, крымчане в своем большинстве поддержали вхождение в состав РФ. Нравится это кому-то или нет. Но «партнеры» продолжают изображать невинность, а первые лица страны соревнуются друг с другом в радикальной «патриотической» риторике и угрозах РФ. Хотя, конечно, особенно доставило последнее заявление Мустафы Джемилева на «Прямом», о том, что будто Путин тайно жалеет о захвате Крыма.
О событиях пятилетней давности появляются все новые и новые подробности. К примеру, слова бывшего главы Генштаба Вооруженных Сил Украины, генерал-полковника Владимира Заманы о подробностях заседания СНБО 1 марта 2014 года. В частности, слов нынешнего секретаря Совета национальной безопасности и обороны, а тогда исполняющего обязанности президента Александра Турчинова: «Уже после окончания заседания я зашел к нему в кабинет. И, еще раз лично озвучил свою точку зрения. А он мне на это ответил, что наши западные товарищи не рекомендуют нам делать резких движений. На том наш разговор и закончился». В интервью «Украинской правде» он сказал немного больше: «Сказал, что там наши люди, надо дать посыл, что за них будем бороться и не бросим их. И услышал, что наши западные друзья предлагают не делать резких шагов, и поэтому мы на агрессию отвечать не будем, постараемся политическими шагами урегулировать эту ситуацию». В интервью «Стране» говорил следующее: «Мне кажется, что тогда мы попали в чужую игру. Западу было выгодно использовать сложившуюся в Крыму ситуацию для того, чтобы ввести санкции против России и ослабить ее».
Руководство Украины само в лучших традициях «попередників», то бишь Петлюры, Винниченко, Грушевского, готовы за поддержку западных «партнеров» торговать самой этой Украиной, после чего строить из себя патриотов и великих страдальцев. Только от их действий страдают не они, а народ, которому приходится все сильнее затягивать пояса. В то самое время, когда только официальные доходы Порошенко за последний год возврасли в 80 раз.
Зато теперь, спустя пять лет, «партнёры» требуют от России вернуть Крым и «убрать лапы» с Донбасса, когда они путем поддержки переворота получили всю Украину. События пятилетней давности представляют собой конфликт интересов между Евросоюзом и США с одной стороны и между Россией, с другой стороны. Территория же Украины, как была, так и остается местом, где происходит это «выяснение отношений». В итоге, обманулись как и те украинцы, кто верил в сказку о Евросоюзе, так и те украинцы, кто верил в то, что Россия ждет их с распростертыми объятиями, как приняла Крым.
В свою очередь «пересічні українці» должны делать вид, что «революція достоїнства» перэмогла, что «схід і захід разом», «Україна єдина», проникаться постмайданным патриотизмом и верить в общие призрачные «национальные интересы». А ещё они должны верить, что нынешние космические платежки и нищета – это большая жертва ради будущего, которое неизменно настанет. Когда-нибудь… Когда Бандера придет… Точнее, когда памятник Бандере будет установлен в центре Донецка, о чем так сильно мечтает Вятрович. Ведь все беды Украины, как говорит глава УИНП от того, что в стране не была вовремя проведена декоммунизация. Вон оно как… а мужики то и не знали.
Вот и ДНР оказывается также следствие не проведенной вовремя декоммунизации. Берегут дончане памятники Ленина и Артема, да ещё и празднуют юбилеи основания Донецко-Криворожской республики. А должны праздновать день рождения Бандеры.
На данный момент в Украине в отношении «неподконтрольных территорий», то есть ЛДНР существуют две позиции, которые предусматривают их возвращение в состав Украины либо путем мирных переговоров, либо путем вооруженного захвата. Но их не следует противопоставлять друг другу, ведь цель у них одна. А если одна цель, то все эти игры украинской стороны в угрозы и переговоры следует рассматривать как всем известную игру в «хорошего» и «плохого» полицейского.
При том, что настроения среди населения ЛДНР неизвестны. Да и опросов «общественного мнения» там никто не проводил. Впрочем, не секрет, что опросы не способны продемонстрировать приблизительно реальную картину, так как необходимые результаты и варианты ответов уже заранее заложены в самом опросе. Но в Киеве как тогда, так и сейчас не собираются идти на диалог с ЛДНР.
Для населения Донбасса в 2014 году было важно сохранить ту культурную и языковую идентичность. Тогда как после госпереворота власти стали формировать украинскую идентичность на основе традиций галицийского местечкового национализма и воздаянием почестей ОУН-УПА, которые вообще не имеют никакого отношения к созданию нынешней Украины. Именно это и стало причиной того, что на Донбассе приняли решение путем отделения от Украины присоединиться к России. Но которая их так и не приняла. В итоге, население ЛДНР оказались в «подвешенном» состоянии. Ведь иначе и быть не могло. Народные массы, поверившие тогдашним вождям, оказались в очередной раз обманутыми.
В прошлогоднем интервью первый заместитель комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин объяснил, почему Россия не будет заниматься интеграцией Донбасса: «Мы понимаем, что, после того как мы вывели из внутриукраинского контекста Крым, вывести еще и Донецк с Луганском означает лишить союзников ту часть пророссийски настроенных русских и украинцев, которые остаются на другой стороне Украины. Мы в данном случае исходили из того, что Донецк и Луганск нужно вернуть в общее политическое поле с Украиной, но на достойных условиях. То есть без расправ, без сведения счетов, с особым статусом — как элемент федерации или конфедерации. И само возвращение в этом статусе Донецка и Луганска станет катализатором цепной реакции федерализации Украины». Не зря сейчас в СМИ все больше стали появляться сообщения об автономии Донбасса в составе Украины. К примеру, согласно последнему опросу КМИС, на автономию ЛДНР согласились бы 51% украинцев».
Вместе с тем, будучи не способным интегрировать «неподконтрольные территории», так как для этого нужны колоссальные средства, в Украине некоторые эксперты предлагают бороться за местное население, которое должно быть заинтересовано в поиске дальнейших перспектив для себя именно в Украине. Такой подход предполагает взгляд на местное население ЛДНР как на рабочую силу, которая должна работать на пользу той самой Украины, которая воюет против них и собирается «выкуривать» из «недореспублик» путем измора. В пользу той самой Украины, в которой открыто обсуждается возможность пропуска после победы ВСУ всего населения ЛДНР через фильтрационные лагеря или превращения территории ЛДНР в своего рода «гетто». В пользу той самой Украины, которая желает произвести тотальную украинизацию и декоммунизацию Донбасса, чтобы, наконец, сделать из местного населения «нормальных украинцев».
Ну а теперь самое время задаться вопросом о том, почему рядовой гражданин должен считать, что Донбасс или Крым — «наш»? И что значит «наш»? Границы государств на протяжении истории неоднократно изменялись, что, кстати говоря, доказывает, что нет и никогда не было неких навечно определенных границ того или иного государства. Что же заставляет думать украинцев, что Донбасс или Крым «наш»? Почему жителям Крыма и Донбасса не предоставить решать этот вопрос самостоятельно? Почему в Киеве можно совершить госпереворот, именуя его «революцией», после чего пытаться навязать новую власть всей остальной стране, тогда как Луганску и Донецку нельзя отказаться признать власть установленную таким путем?
Несмотря на то, что в 17 статье Конституции Украины прописан текст о территориальной целостности Украины, это вовсе не гарантирует того, что эта сама «целостность» не может измениться под давлением непреодолимых обстоятельств.
В действительности же, такие государства как Украина, не обладают реальным суверенитетом, а значит, то, что прописано в Конституции – носит формальный, декларативный характер. Будущее таких стран определяется более сильными государствами, которые выясняют друг с другом отношения на земном шаре, занимаясь переделом рынков сбыта.
Местные же так называемые «элиты», а в действительности, местный господствующий класс, путем медийного контроля определяет уровень патриотизма народных масс, которые должны отождествлять свои интересы с интересами данного господствующего класса, выдающего свою волю за волю всего народа. Именно в ходе таких мероприятий, люди массово надевают вышиванки и считают, что Украина – «цэ Европа» или что Крым — «наш», при этом, не интересуясь, действительно ли крымчане хотят находиться в составе Украины.
Но поскольку буржуазный патриотизм по своей природе сродни религиозному фанатизму (в частности в Украине, где националисты занимаются сакрализацией государства), то массы не замечают, какое именно значение вкладывается в понятие «наш». Воспринимая его как аксиому.
Тогда как «наш» означает именно собственность господствующего класса, которому принадлежит государственный аппарат и страна в целом. Но в действительности, отдельному украинцу от осознания территориальной принадлежности Крыма или Донбасса в нынешних условиях победившей «революции» жить легче не становится.
Гражданин, который может быть чуть ли не голым и босым, но при этом обладая воспитанной за долгие годы психологией заядлого собственника, готов ненавидеть и преследовать тех сограждан, которые желают создать собственное государство или войти в состав другого государства. Так как считают это предательством «родины», реальный смысл которой скрыт за красивым романтическим фасадом. Так с помощью патриотизма господствующий класс воспитывает массы, которые в дальнейшем подчиняются добровольно и готовы умирать за чужие интересы, чтобы потом быть после этого возведенными в герои, как это произошло с «небесной сотней».
Господствующий класс, спекулируя на страхе обывателя перед захватчиком, а также на понятии родины, воспитывает массы в духе патриотизма и любви к идеализированному романтическому образу государства, который существует лишь в фантазии, но легко разбивается о действительность. Когда оказывается, что в действительности «родина» — это собственность, которой владеет господствующий класс и за которую он ведет борьбу. А вовсе не место жительства конкретного человека.
Сущность нынешнего государственного строя отлично выразил Леонид Кравчук, посетовавший на совместном брифинге (21 февраля) с Кучмой и Ющенко на то, что украинцы не любят олигархов. В частности, он сказал, что Украине не удастся идти вперед пока украинцы и власть не научатся уважать бизнес.
«Я обращался часто к людям, чего вы так относитесь к ним (к олигархам), ведь они что-то делают, помогают… А в ответ, что они все украли. Это большевистская философия… Забрать все… Ну как вернуться? Вы же взрослые люди? Мертвого воскресить невозможно. Вернуться к старым временам невозможно. Идти надо вперед. Можем ли мы идти без этих олигархов вперед? Это пустой разговор. Они делают и добрые дела», — сказал он.
Ну, Кравчуку, как опытному подхалиму, приспособленцу и политической проститутке – не привыкать. Тем более, можно напрямую сказать, что Кравчук сам видимо плохо соображает, что говорит. С его слов выходит, что украинцы хотят уничтожить олигархов, но остаться при капитализме. И действительно, ликвидация олигархов проблемы не решит. Для этого необходим полный снос государственной машины. Тем не менее, Кравчуку народ прямо сказал, причем в лицо. Ведь как Кравчуку, как бывшему члену Компартии не знать, что каждый частный собственник обкрадывает наемного работника? Будет отрицать, что нет – соврет. Более того, как ему не хвалить тот государственный строй, ведь именно он будет содержать его на самого гроба.
Поэтому, заканчивая, нужно отметить, что вместо того, чтобы спешить заявлять о том, чей Крым или Донбасс, более полезно заняться вопросом о том, а чья, собственно, Украина?