Польский суд арестовал бывшего главу «Укравтодора» Славомира Новака. Его взяли под стражу сроком на три месяца. В то же время сам Новак заявляет, что не виновен, а свое задержание назвал политическим преследованием. Расследование дела Новака является совместным для украинских и польских правоохранителей. По данным СМИ, в рамках этого дела исследуются тендеры на сумму 270 000 000 евро.
Сотрудники «Укравтодора» заявили о готовности сотрудничать с правоохранителями. «Сейчас САП и НАБУ исследуют изъятые документы во время обысков в «Укравтодоре». Между тем после судебного решения некоторые лица, в том числе государственные служащие, проинформированные о злоупотреблениях в Госагентстве, уже выразили готовность сотрудничать со следствием и предоставить информацию о коррупции в «Укравтодоре», — говорится в сообщении Специализированной антикоррупционной прокуратуры.
Дело Новака наверное похоронит миф о том, что достаточно просто пригласить на работу в Украине иностранцев и это может гарантировать отсутствие коррупции. Как видим, иностранцы могут довольно успешно наладить коррупционные схемы уже и на новом месте в другой стране. С другой стороны, не стоит забывать, что биография Новака еще до приезда в Украину была полна коррупционных эпизодов. Поэтому, возможно, именно это и было основным фактором при выборе Новака предыдущей властью — искали среди иностранцев того, кто был похож на них, и нашли.
Нужно установить не только то, сколько денег заработал на украинских дорогах Новак, но и то, кто его в Украине «крышевал» и оберегал от правоохранителей. Причастен к этому экс-министр Омельян, который до сих пор защищает Новака? Знал ли о его коррупции экс-президент и экс-глава правительства? Это вопросы, которые также должно выяснить следствие.
А вот в том, что руководство «Укравтодора» не понаслышке знало о плачевном положении дел сомневаться не приходится. 9 марта 2019 г. у машины заместителя министра инфраструктуры Виктора Довганя во время поездки по Закарпатью дорогой Н-09 вырвало колесо. Сам чиновник об этом сообщил в «Facebook», отметив полное отсутствие дорожного покрытия на этой трассе, из-за чего его автомобиль через яму вылетел в кювет. От более серьёзных последствий пассажиров спасла только скорость в 20 км/час.
В свою очередь о масштабном воровстве в отрасли не говорил только ленивый. Проверка Госаудитслужбы выявила массовые нарушения в «Укравтодоре» и областных службах автомобильных дорог. Ревизия касалась финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2015-2017 гг. Проверяющие нашли нарушения на общую сумму 190 млн. грн..
В числе нарушений – использование материалов ненадлежащего качества или более дешевых, чем указано в документах; нарушение технологии и т.д. Во многих случаях это привело к преждевременному разрушению дорожного полотна. Эксперты утверждают: откаты в дорожной отрасли достигали в последние годы 40%.
«Укравтодор» — это агентство, которое распоряжается деньгами, в том числе поступающими от международных финансовых институтов. Перед тем, как эти деньги перечислялись в регионы, как правило существовала договоренность, что часть денег будет возвращаться в виде «кеша». И эти потоки из регионов сходились в «Укравтодоре».
Еще одной лазейкой для практически бесконтрольного расходования бюджетных средств является так называемый «ямочный» ремонт дорог. Если на другие виды работ (например, капитальный ремонт) существуют стандарты и гарантийный срок, то латание дыр на дороге не попадает ни под какие стандарты и гарантии.
Хорошо, что судить Новака будут в Польше. Поэтому у него не получится уйти от наказания из-за коррумпированности или непрофессионализм судов, как в Украине. Приговор на территории Евросоюза по обвинению в коррупции станет лучшим свидетельством того, чем на самом деле занимались те, кто пришел к власти на волне Майдана и обманул людей.
Украинцы привыкли скептически относиться к обещаниям, ибо были обмануты сотни раз. Убедить может только результат. Надежду на изменение ситуации дает то, что Зеленский не поддался давлению лобби кампаний «сработавшихся» с Новаком и поддержал кандидатуру Кубракова. В этом году на дорожное строительство выделено рекордное финансирование, если посчитать все источники – это 10% бюджета страны, за 2-3 года с таким финансированием можно обновить всю сеть дорог общего пользования. Если эти деньги пойдут по прямому назначению, а не к «липким» рукам то и результат будет налицо, вернее, на дорогах…