Интернет – это благо для тунеядцев и воришек чужих идей, а также текстов. Претендующие на степени кандидатов и докторов разных наук это поняли и быстро начали применять, копируя, компилируя тексты в якобы своих научных работах.
Около года назад супруга тогдашнего министра культуры Кириленко привлекла внимание преподавателей вузов своей диссертацией, в которой преподаватели – уже, кстати, являющиеся профессорами, докторам и кандидатами разных наук, — нашли плагиат. То есть краденый текст – из чужих научных работ. Без ссылки на их авторов.
Казалось бы, это непривычно, когда преподаватели вдруг начинают указывать на ошибки и плагиат в работе такой влиятельной дамы. Да и ранее украинские преподаватели если и бунтовали, то только в связи с невыплатой зарплаты.
Но даже если и непривычно, то все равно эти люди на сегодня создали в Украине прецендент, который будет иметь последствия не только при написании научных работ с краденым текстом. Ведь в Украине кража интеллектуальной собственности уже стала делом привычным. И если во время СССР интеллектуальные труды не принято было называть «собственностью», то теперь каждая личная выдумка, оформленная в книгу, любой другой творческий текст, музыкальное произведение, фильм может приносить деньги ее владельцу. И ведь правильно же: ты придумал – ты и получай за это оплату.
Но, как можно судить по количеству файлообменников в стране, где массово скачивают чужие плоды интеллектуального труда, этими трудами большинство пользуется вообще бесплатно. И киберполиция пока не дотянулась своими длинными руками до таких файлообменников.
А этот прецедент с инициативной группой преподавателей «Диссергейт», я думаю, таки изменит наше с вами отношение к чужой интеллектуальной собственности. Пусть администрации Фейсбука не удалось этого добиться, но преподавателям, которые передают студентам свои знания и опыт, это удастся. Потому что преподаватели для многих студентов – первые взрослые люди (после родителей и школьных учителей), которые называют студентов на «Вы» и обращаются к ним как к равными. И, скорее всего, студенты захотят на них равняться. А еще через несколько лет эти студенты с чувством уважения к частной интеллектуальной собственности получат работу и кто-то из них даже будет защищать права авторов этих творческих работ от незаконных посягательств.
Так что реформа образования и правоохранительной системы у нас фактически начнутся лишь тогда, когда не киберполиция, а общество будет ловить за руку воров интеллектуальной собственности и говорить: нельзя!