Политической доктриной, которая находится в основе боливарианской республики Венесуэла, является так называемый «социализм XXI века», концепцию которого сформулировал Хайнц Дитерих. А в 2005 году Уго Чавес, выступая на Всемирном социальном форуме, провозгласил, что Венесуэла будет идти именно этим путем.
Данный термин включает в себя следующие принципы:
- Экономика эквивалентности, которая должна быть основана на марксистской трудовой теории стоимости и которая демократически определена теми, кто непосредственно создает стоимость, вместо рыночно-экономических принципов;
- Демократия большинства, которая использует референдумы, чтобы решить важные вопросы, затрагивающие все общество;
- Основная демократия, основанная на демократических государственных институтах в качестве законных представителей общих интересов большинства граждан, с уместной защитой прав меньшинства;
- Критический и ответственный субъект, рационально, этично и эстетически независимый гражданин.
Генерала в отставке Рауль Исаиас Бадуэль 18 июля 2007года сказал: «Призыв господина президента Уго Чавеса к построению Социализма XXI века предполагает настоятельную и безотлагательную необходимость воплотить в жизнь собственную, соответствующую нашим особенностям теоретическую модель социализма, которая вписывалась бы в наш исторический, социальный, культурный и политический контекст. Следует признать, что до настоящего момента этой теоретической модели у нас не существует, и она не была сформулирована. Я считаю, что до тех пор, пока будет сохраняться подобное положение дел, в некоторых общественных группах будет сохраняться неуверенность».
Сам же Хайнц Дитерих, оценивал существующую в Венесуэле политическую систему как «жалкую хижину, построенную на фундаменте небоскреба», который заложили Маркс и Энгельс.
Что считать социализмом, как известно, существует огромное количество мнений. Более того, было бы странно, если бы его не было. Но дело в том, что концепции Дитериха, которая изложена в вышеприведенных четырех пунктах, мало чем похожа на то, о чем говорили Маркс и Энгельс, на которых он ссылается. И любой, кто читал труды этих мыслителей, прекрасно знает, что они описывали социализм как первую стадию коммунизма. На которой происходит отмирание капиталистических и рыночных отношений. Видим ли мы что либо из этого в Венесуэле? Нет. Не видим. В Венесуэле есть капитализм со всеми его атрибутами, есть буржуазное государство, буржузные выборы, партии и т.д. А весь «социализм» заключается в том, чтобы перераспределять часть национальных богатств в пользу бедных и малоимущих. При этом, есть немало желающих указать, что, мол, посмотрите, до чего этот социализм доводит. Но они ошибаются точно так же, как и сторонники чавизма, которые верят в некий «социализм» по-венесуэльски. Так как в Венесуэле мы имеем дело не с социализмом, а с «капитализмом для бедных». А поскольку, как писал Маркс, буржуазное государство, как аппарат осуществления власти не уничтожено до основания, местная «элита» сохраняет шанс на то, что однажды ей удастся вернуть то, что у неё отняли. И сейчас Гуайдо нацелен именно на это. А значит Мадуро…