Дайана Банда
10:28 24/04/2015

Изгнание госполитчиновника

Запрет на членство в политических партиях для чиновников – это наступление на права человека или необходимость, продиктованная реальностью? Становясь членом той или иной партии, человек декларирует свои взгляды на развитие общества: «Я либерал, я коммунист, я демократ», говорит он.

Как же идентификация себя с каким-то политическим движением может навредить государственной службе, которая по идее осуществляется в соответствии с законом, по очень строгим, отточенным механизмам? Ключ к ответу на этот вопрос содержится в слове «идея». Только по идее чиновники руководствуются законом прежде всего, на самом же деле первоисточник указаний, что делать нужно, а чего не стоит – это высшее партийное руководство. Я не говорю о мелких чиновниках, которые часто не могут решить без одобрения начальства элементарный вопрос, речь идет о главах, заместителях и других шишках госдепартаментов. Политический фактор нужно исключить из осуществления госслужбы пока в Украине не окрепнет верховенство права.

Заметьте, после каждых очередных выборов «верхушки» большинства госучреждений меняются. На службу не приходят более профессиональные люди, на службу приходят те, кто лоялен к новоизбранной власти. Высшее доказательство лояльности – это удостоверение члена той или иной партии. Если внимательно изучить списки политических партий, мы увидим, что среди них очень много госчиновников и предпринимателей. Почему? Бизнесменам партийный билет помогает защищать бизнес, а чиновникам помогает продвигаться по службе. При этом бизнес подкинет денежек на очередную предвыборную компанию, а госчиновник подсобит на выборах админресурсом.

Сегодня многие ведомства пытаются положить начало конкурсному отбору на руководящие госдолжности. Если партийная ориентация будет частью этого «экзамена», конкурсная система моментально превратится в фикцию, не стоит и начинать этот процесс, можно просто спросить «а ты чей будешь?».

Государственная служба должна быть отделена от партийной услужливости. Вчера мы могли наблюдать, как неохотно депутаты голосовали за этот тезис. Они пытались провалить законопроект № 2490 «О государственной службе». Проголосовали за него в первом чтении только на вечернем заседании, после предварительной договоренности в кулуарах, без камер, и даже при таком раскладе закон набрал минимальное количество голосов – 226, то есть твердого желания утвердить этот закон у депутатов нет.

Я надеюсь, что эта законодательная инициатива не забудется общественностью к моменту ее окончательного одобрения парламентом, и если депутаты не захотят голосовать «за», то активисты и журналисты смогут повлиять на них, напомнив, что несколько сотен человек избраны миллионами, чтобы исполнять волю народа, а не отдельных политических организаций.

Читайте также по теме