Ввиду последних событий в Киеве, когда три охранника ТРЦ «Караван» были убиты, а еще один ранен, возникло много вопросов о профессионализме работников супермаркетов и их степени защиты от неадекватных покупателей.
Несмотря на то, что уже принят закон, расширяющий полномочия и повышающий степень защиты охранников, возникает много проблем. Одна из основных касается степени адекватности не только покупателей, но и охранников, которые призваны обеспечивать порядок в супермаркетах и торговых центрах.
Я лично несколько раз встречался с отборным хамством охранников в супермаркетах двух наиболее популярных торговых сетей в Украине.
Первая история приключилась со мной во время попытки купить лоток яиц. Увидев, что в лежащем ближе к руке лотке есть битое яйцо, я потянулся к дальше лежащему лотку, зацепив при этом один из ближних. Он упал на землю и яйца разбились.
Безусловно, я не покинул место «преступления», а покорно дождался охранника, который предложил мне «по-спокойному» заплатить за разбитое. На это я также спокойно ответил, что не стану этого делать, так как магазин сам не предусмотрел механизмы, чтобы избегать подобных казусов. Охранник не нашелся, что ответить, и вызвал начальника отдела охраны, видимо рассчитывая, что вышестоящий руководитель будет более компетентен в вопросе.
Начальник охраны проявил ко мне грубость, крича на меня, называя неприятными словами, а-ля «вы растяпа» и применяя формулировку «вы виноваты — платите». На что я спокойно спросил его: у вас ранее были подобные случаи? Он ответил: да. Тогда я сказал: а почему вы не приняли меры для того, чтобы в будущем предотвратить подобный инцидент, например, банально не поставили перегородку, которая не позволяла бы лоткам выпадать со стеллажа?
На это он не нашелся, что ответить, и, как-то резко сменив тон на более-менее любезный, выдал поразительную фразу: я вас ни в чем не обвиняю, но это на вашей совести, это вопрос морали.
Пораженный ответом, я покинул магазин и всю сеть магазинов с подобным названием навсегда, так ничего и не купив.
Второй случай произошел в супермаркете еще более известной сети. В нем также принимала участие моя девушка. Ожидая, пока я расплачусь на кассе, она спокойно сидела на столе, где обычно люди перекладывают товары из корзины в свои сумки.
К ней подошли трое охранников и в крайне грубой форме попросили слезть со стола с формулировкой, что она может его поломать. Естественно, учитывая крайне грубую форму обращения, моя девушка не стала это делать, предложив, во-первых, сменить тон и, во-вторых, показать табличку или пункт в уставе компании, где написано, что сидеть нельзя (хотя, если бы тон охранников был мягким, она бы сразу спокойно встала, выполнив просьбу). Однако, это только раззадорило работников службы охраны и они предложили ей пройти в специальную подсобку для дальнейших разъяснений. Когда подошел я, они непонятно почему сменили тон и были уже не такие уверенные в себе, хотя при этом попытались предложить пройти в подсобку нам двоим. После короткой дискуссии им пришлось отступить, дав обещание повесить табличку «для особо умных».
Эти истории — не самые яркие примеры общения покупателей (которые всегда правы) с блюстителями порядка в супермаркетах и торговых центрах, однако, ввиду принятия закона, позволяющего охранникам чуть не заламывать руки покупателям и носить с собой оружие, у меня возникают плохие мысли – как можно доказать свою правоту и отстоять свои права перед человеком, который носит оружие и имеет возможность в любой момент заломить тебе руки и отвести в тесную коморку «для разговора», только заподозрив покупателя в неадекватном поведении?