Как правильно вызывать скорую помощь

Вызвать скорую помощь в период пандемии может себе позволить не каждый украинец: если верить статистике Минздрава, все силы системы здравоохранения брошены на спасение коронавирусных пациентов в тяжелом состоянии. К остальным, можно предположить, скорая может не приехать.

Поэтому очень кстати Минздрав (наконец-то!) официально представил список критериев, на которые ориентируются диспетчеры скорой помощи, чтобы понять – нужно ли ехать за пациентом к нему домой и госпитализировать его, или он сам со своим недомоганием справится.

Вот этот список критериев, которые важны при разговоре с диспетчером скорой и, которые, как мне кажется, стоит знать каждому украинцу.

На сайте Минздрава говорится:

«В каких случаях человек имеет право вызывать скорую? Как скоро бригада должна приехать? Какие случаи относятся к категории экстренных? Ответы на эти вопросы – в Правилах вызова бригад экстренной (скорой) медицинской помощи, утвержденных соответствующим Приказом Минздрава и Нормативы прибытия скорой, определенных Постановлением Кабинета Министров.

Согласно Правилам вызова, Бригада экстренной (скорой) медицинской помощи выезжает по решению диспетчера оперативно-диспетчерской службы в случаях, когда пациент/другое лицо сообщает о таких жалобах/симптомах: обморок или нарушение сознания; судороги; внезапное расстройство дыхания, отсутствие дыхания, неэффективность дыхания; внезапная боль в грудной клетке; внезапная головная боль, сопровождающаяся головокружением и/или тошнотой; внезапное нарушение зрения; нарушение речи, слабость в внезапно возникших конечностях; гипо- и гипергликемическая кома; острая боль в брюшной полости или/и поясничном отделе; значительное наружное кровотечение, рвота кровью, кровохарканье; признаки внутреннего кровотечения (резкое падение АД, нарастание частоты пульса, резкая общая слабость и бледность кожи и т.п.); нарушение течения беременности (преждевременные роды, кровотечение, другое); анафилактическая реакция, вызванная разными факторами; укусы змей и пауков; травмы, угрожающие жизни; несчастные случаи любого характера; тепловой удар и переохлаждение, угрожающие жизни; асфиксии всех видов (утопление, попадание посторонних тел в дыхательные пути, удушение); чрезвычайные ситуации любого характера; острые психические расстройства (с поведением, опасным для жизни пациента и/или людей рядом); другие состояния, угрожающие жизни и здоровью человека. В таких случаях «Скорая» должна приехать на вызов, чтобы оказать первую помощь больному или пострадавшему и доставить его в больницу. Норматив прибытия по обращениям, относящимся к категории критических, – 10 мин. с момента поступления обращения к диспетчеру и приема вызова.

Ввиду возможных осложнений (дорожное движение, метеорологические условия, сезонные особенности, эпидемиологическая ситуация и т.п.) допускается превышение этого норматива, но не более чем в 25% случаев. Нормативы прибытия по обращениям, относящимся к категории экстренных, – 20 мин.

Учитывая возможность осложнений, допускается превышение норматива, но не более чем в 15% случаев.

Обращения относятся к критическим или экстренным, в зависимости от состояния пациента и определенных критериев.

Так, к критическим обращениям относятся обращения о сопутствующих состояниях: отсутствием дыхания; неэффективным дыханием; признакам массивной кровопотери/кровотечения и обусловлены: всеми видами травм разной этиологии; влиянием внешних факторов (поражение электрическим током, молнией и т.п.); интоксикацией и отравлением, в том числе укусами животных, насекомых; острыми и хроническими заболеваниями.

К экстренным относятся обращения при сопровождающихся состояниях: нарушении сознания; признаках кровотечения; признаках острого коронарного синдрома; признаках острого мозгового инсульта; расстройстве дыхания; иных жалобах и признаках, определенных как экстренные; и обусловлены: всеми видами травм разной этиологии; влиянием внешних факторов (поражение электрическим током, молнией и т.п.); интоксикацией и отравлением, в том числе укусами животных, насекомых; острыми и хроническими заболеваниями.

В других случаях, например, при температуре выше 38° или боли в горле необходимо обратиться к своему семейному врачу.

Обращаем внимание, что Бригада не выезжает: к пациентам для выполнения плановых назначений врача по оказанию первичной медицинской помощи, а также для выполнения инъекций, инфузионной терапии, перевязок, плановой замены катетеров, зондов, других плановых назначений и манипуляций; пациентам, которые находятся под наблюдением врача по оказанию первичной медицинской помощи по поводу обострения хронических заболеваний и состояние которых не требует оказания экстренной медицинской помощи; к пациентам для оказания стоматологической помощи; для удаления клещей; для выдачи листков нетрудоспособности, выписки рецептов и заполнения любых справок, в том числе о состоянии здоровья, а также для предоставления судебно-медицинских заключений; для транспортировки трупов в патологоанатомические отделения и бюро судебно-медицинской экспертизы.

Также напоминаем, что о появлении симптомов коронавирусной болезни необходимо сообщить своему семейному врачу. Само по себе наличие температуры или кашля не является основанием для выезда экстренной бригады медицинской помощи или госпитализации. Если вы чувствуете боль в грудной клетке, одышку в состоянии покоя, имеете сатурацию менее 92%, нарушение сознания или другие признаки, которые угрожают жизни и свидетельствуют о критическом состоянии – стоит звонить на 103».

Добавлю, что на сайте Минздрава есть онлайн-чат; он появляется, когда вы заходите на главную страницу учреждения. Вероятно, в этом чате можно попросить совета или помощи, если скорая помощь по какой-то причине отказывается к вам ехать, или диспетчер скорой уверяет вас, что вы вполне справитесь и без экстренной помощи врачей.

Осталось добавить, что лучше, конечно, не доводить до ситуации, когда спасет только скорая помощь. Но если вдруг случится что-то подобное – эти советы будут вам в помощь.

 

Читайте также по теме