Пожалуй, уже сегодня ясно, что супермаркеты способны лучше продать товар, чем рынки на открытом воздухе.
Возможно, дело в том, что в супермаркетах – продуктовых и строительных – тепло, не идет снег, не капает дождь, можно снять шапку, размотать жаркий шарф и не спеша ходить по рядам, оценивая товары.
Как мне кажется, в супермаркетах в Киеве, где очень высокий темп жизни. взрослые люди на какое-то время получают возможность побыть детьми: всякую безделушку можно взять в руки, повертеть, поглазеть на нее; потянуть игрушечного тигра за хвост, походить в обнимку с большим игрушечным медведем, медитируя над вопросом «Покупать ли игрушку за 500 гривен, если после праздников она может подешеветь на 100 гривен?». Там же, в супермаркете, красивую лампу можно вблизи сфотографировать, внимательно рассмотреть узор, включить и выключить, прикинуть, как она будет смотреться на прикроватной тумбе…
Психологи сказали бы, что в супермаркете для кинестетиков (любителей щупать вещи) и визуалов (любителей смотреть на вещи) просто раздолье: к любому товару можно прикоснуться, ощутить его, примериться, представить, как интегрировать эту вещь в твою повседневную жизнь.
Ну, и, конечно, силен психологический эффект: взял в руки товар – и чувствуешь, что «это моё». А если «это моё», то очень тяжело выпустить из рук. И чем ближе касса, тем сильнее может быть внутренний конфликт: даже если дороговато, то всё равно тяжело вернуть уже «мой» товар на полку. Опять же, психологи могут сказать, что если ребёнку дать любимую игрушку в руки, то потом её отобрать невозможно – будут крики, возмущенный плач, цепкое держание любимой вещи в руках.
Так и покупатели в супермаркетах: они потрогали товар, взяли в руки – и уже не могут с ним расстаться. А продажи, соответственно, растут.