С 25 мая начался очередной этап ослабления ограничительных мер, введенных правительством еще 12 марта 2020 года из-за угрозы эпидемии коронавируса в Украине. Данный этап характеризуется наибольшим количеством всевозможных ослаблений противоэпидемических мер, начиная от возобновления работы кафе и ресторанов и вплоть до запуска метро в Киеве и Харькове.
И именно в этот день президент собрал селекторное совещание с членами Кабмина и представителями госадминистраций где заявил, что будет держать на личном контроле вопрос закупок средств индивидуальной защиты для врачей (СИЗ). Потому как врачи должны лечить людей и чувствовать себя в безопасности, а не по несколько раз использовать одни и те же маски / костюмы. В свою очередь, КМУ пообещало Президенту обеспечить закупки 100% трехмесячного запаса всех средств индивидуальной защиты. Поводом же для этого стали уголовные дела, которые СБУ уже возбудила против недобросовестных поставщиков, получили оплату, но не поставили товары вообще, поставили некачественные СИЗ.
Впрочем, проблема обеспечения украинских врачей СИЗ, да и вообще медицинской отрасли необходимыми инструментами, препаратами и прочими изделиями лежит глубже вопросов, связанных исключительно с коронавирусом. Потому что данный бизнес – это многомиллиардное дело, которое весьма сильно интересует отечественных и зарубежных чиновников и предпринимателей. И практически всегда из частные интересы расходятся с интересами как простых украинцев, так и государства Украина в целом.
25 мая издание Delo.ua опубликовало резонансное журналистское расследование в котором рассказало о масштабной коррупционной схеме с участием Алексея Соловьева. Примечательно, что г-н Соловьев известен еще со времен президентств Ющенко и Януковича, в каденции которых он дважды возглавлял Гослекслужбу – в 2007-2009 гг. и в 2010-2014 гг.. Данная структура (под разными названиями) выполняла роль разрешительного и надзорного регулятора на рынках медикаментов и медизделий.
С именем Алексея Соловьева связано бесконечное множество коррупционных скандалов в медицине: вымогание откатов от национальных и зарубежных фармпроизводителей, блокирование поставок вакцин и лекарств для онкобольных детей, завышении цен на лекарства, вымогании взяток при регистрации медицинских изделий, ручной отмене регистраций производителям ваты и шприцов, уничтожении национальных производителей ватно-марлевой продукции в пользу российских производителей.
Соловьев был первым в списке знаменитого перформанса с люстрой, в котором пациентские организации требовали уволить чиновников с должностей за взяточничество и коррупцию в здравоохранении, из-за которых пострадали миллионы украинцев, а тысячи умерли. А в ноябре 2019 года 14 пациентских организаций выступили с открытым обращением не допустить Соловьова и его подконтрольных людей в ученый совет ГосЛекСлужбы.
Вместе с первым заместителем Гослекслужбы Демченко Инной Борисовной, Алексей Соловьев вошел в ТОП-10 чиновников МОЗ Украины, которые подлежат процедуре люстрации.
В 2014 году, буквально сразу после Революции Достоинства, его со скандалом уволили. Тогдашний министр здравоохранения Олег Мусий обвинил Соловьева в коррупции и в инициировании необоснованных проверок европейских производителей медикаментов, что приводило к дополнительному росту цен на медицинскую продукцию в Украине. Впрочем, это никак не помешало Соловьеву стать 25 февраля 2020 года заместителем секретаря СНБОУ. И уже в данном качестве, как следует из материалов расследования, он, в период угрозы эпидемии коронавируса в Украине пытался заблокировать сертификаты на медицинские изделия, выданные не через подконтрольные ему сертификационные компании ООО “УкрМедСерт” и ООО “Украинский Центр Медицинского Прогнозирования и Сертификации” (ООО “УЦМСП”).
Схема, к сожалению, проста и опробована разномастными активистами за последние годы многократно. Для ее реализации используется Ассоциация, состоящая из подконтрольных Соловьеву частных сертификационных органов, которая пишет обращения в государственные органы, организации и СМИ об опасностях, которые несет продукция с рынка ЕС.
А заместитель секретаря РНБО Алексей Соловьев, разумеется, прислушался к таким «просьбам рынка», провел анализ и пришел к выводам об опасности одобренных в ЕС медицинский изделий, и необходимости проведения аудитов таких производителей. Его не смущает ни прямая норма Закона, ни закрытое авиасообщение, ни принятые правительством законы, упрощающие импорт изделий в период эпидемии.
Сейчас Украине не хватает средств на разработку некоторых препаратов и медтехники. Даже главный санитарный врач Украины Виктор Ляшко в интервью Радио Свобода заявил: «Сейчас в мире ведется около 70 разработок вакцины против коронавирусной инфекции, однако Украина своей не разрабатывает. В стране сегодня нет необходимых лабораторных мощностей для разработки такой вакцины».
И потому искусственная блокада импорта, причем той продукции, которая не производится в Украине, очень напоминает банальный саботаж и попытки лоббировать чьи-то интересы. Ведь если какую-то продукцию мы не производим сами и не покупаем в ЕС и США, то, скорее всего, придется довольствоваться более дешевыми аналогами.
Поисковые системы быстро дают подсказку, за какую команду играет Алексей Соловьев. В феврале 2020 года, за две недели до назначения в РНБО, аффлированный Соловьеву ООО “УкрМедСерт” выдает сертификат на диагностические системы … ФБУН «Центральный НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора».
Это «дочка» того самого Роспотребнадзора, который является инструментом Кремля в ведении торговых войн в отношении украинских производителей сыра, молока, мяса, соли и многих других продуктов. Того самого, который публикует фейковые новости, дает инфоповоды российской прессе в гибридной войне против Украины, системно дискредитирует Украину в глазах мировой общественности.
Сам сертификат можно найти как по номеру UA.MD.294-20 по ссылке “Перевірити сертифікат” на сайте ООО “УкрМедСерт”, так и на сайте российского дистрибутора.
Вот такая любопытная ситуация получается: замсекретаря СНБОУ, который должен готовить и подавать «санкционные» списки Президенту занимается совершенно другим — пытается заменить производителей из ЕС и США на российские аналоги. Возникает резонный вопрос: а с какой стати чиновник из СНБОУ оказался с головой вовлечен в тему сертификации медицинских изделий, хотя должен, по идее, в период эпидемии заниматься ну совершенно иными вещами, например – вопросами адекватности противоэпидемиологических мер, соблюдения карантина и изоляции, обеспечения больниц, контроля цен, стимулирования национального производства? Вопрос, на который ответ, ИМХО, должны искать соответствующие правоохранительные органы, а не журналисты с экспертами.