Кризис и дороги

Кризис и дороги

Одна из наиболее горячих дискуссий в информационном пространстве развернулась вокруг «Большой стройки». Сначала экс-министр финансов Уманский заявил о том, что средства «ковидного» фонда были направлены на дорожное строительство. Глава «Укравтодора» Кубраков оперативно и с цифрами показал, что это не так и минздравовские миллиарды никто не трогал. Деньги нашлись, но осадочек как говорится остался. Последние две недели вектор атак несколько изменился и под вопрос ставится целесообразность таких масштабных расходов на инфраструктуру в период кризиса. Медисредан аполняется массой публикаций аппелирующим скорее к эмоциям нежели к холодному рассудку. Попробуем взглянуть на это с другого ракурса. Все уже позабыли сколько копий ломалось вокруг покупки южнокорейских поездов. Страсти улеглись, а «Интерсити» остался. сделав сообщение между столицей и регионами намного более быстрым и комфортным. Так будет и в этот раз кризис не навсегда, он пройдет, а дороги останутся.

Во -вторых у нас упускают из виду то, что дорожное строительство — эффективное антикризисное средство. Так было в США во времена Великой Депрессии, так было в Японии и Германии после Второй мировой. В уходящем 2020 году почти все сферы украинской экономики пострадали от негативных последствий пандемии COVID и карантина COVID -19 стал для украинской экономики тем самым пресловутым «черным лебедем», который еще год назад никто не прогнозировал. Когда начался кризис, вызванный пандемией коронавируса, «Большая стройка» стала одним из немногих спасательных круговэкономики страны.

Причина в том, что строительство инфраструктуры дает один из наивысших мультипликаторов для экономики любой страны. В Украине по оценкам экономистов каждая гривня вложенная в дорожное строительство дает три гривны прироста ВВП.

И уже только по этой причине ее стоит продолжать. По факту к концу года удельный вес проекта «Большая стройка» в структуре ВВП составил 10%. Если бы не «Большая стройка» и не почти 100 млрд гривен, выделенные на нее в 2020 году, ВВП Украины упал бы на 11%. Любое падение ВВП – это плохая тенденция, даже на 1 – 2%, но 11% – это предтеча глубочайшего кризиса, который ударит по всем без исключения.

В-третьих, сейчас транспортная отрасль приносит всего 6,7% ВВП и обеспечивает всего 6% рабочих мест. Но по своему потенциалу Украина способна удвоить этот показатель стать мощным транзитёром, между ЕС и Азией. Понятно, что для этого нужна совершенно иного уровня дорожная инфраструктура нежели та которой располагаем, которая и обеспечит нам связность с Европой и Азией. Для примера возьмем международный пункт пропуска Грушев во Львовской области, который был открыт в декабре 2013. Современный пункт пропуска, способный ежесуточно пропускать около 3000 автомобилей, но 7 лет до нового пункта пропуска вела ужасная дорога местами напоминавшая танковый полигон. На некоторых участках люди были вынуждены пользоваться услугами тракторов — только они были способны вытягивать автомобили из грязи. Именно в 2020 была построена качественная дорога со всей сопутствующей инфраструктурой.

Помимо этой дороги за следующие 4 года планируется обновить более 600 км государственных дорог, ведущих к границе. Впрочем, целью модернизации дорожной сети должно стать не только строительство автобана из Украины в Европу. В конечном итоге необходимо связать все уголки страны качественными, комфортными, безопасными дорогами, когда каждое село получит дорогу с асфальтовым покрытием, по которой беспрепятственно и в любую погоду смогут приехать «скорая помощь» или пожарные.

Читайте также по теме