В ХХI столетии роль медиа в избирательных кампаниях неуклонно растет. Меняется структура медийного влияния роль печатной прессы снижается, телевизор сохраняет позиции, интернет и соцсети растут.
В 2014 г. «Народный фронт» выиграл партийные выборы исключительно за счет массированной медийной трансляции тезиса о «выборах премьера». В европейских и мировых кампаниях 2015-2017 гг. наблюдалась тенденция успешного участия в выборах кандидатов и политических проектов, которые могут быть охарактеризованы как «виртуальные». Доступ к коммуникационным каналам позволил политическим фрикам фактически на равных вести борьбу с традиционными политиками. Усиление шоу-составляющей в политике привело к тому, что изменилось представление о стандартном образе и модели поведения политика.
Показательной в плане возросших возможностей новых информационных технологий была ситуация с выборами 2019. Команда Петра Порошенко неплохо подготовилась к поддержке своего патрона в соцсетях наняв армию «порохоботов». Вместо этого его оппоненты не стали делать ставку только на Facebook , они нашли другие коммуникационные каналы, так поступила Зе-команда. С другой стороны YouTube – каналы Шария, Дубинского превратили кампанию Порошенко в «бег зайца по полям».лишив его последних шансов переломить ход выборов. Интересен с технологической точки зрения опыт Партии Шария для которой YouTube – канал выступил в качестве не только пропагандиста , но и организатора. Партия активно развиртуализируется переходя из Online в Offline, демонстрируя за первое полугодие 2020 года двухкратный рост поддержки. При этом в категории эффективность Партия Шария объект зависти конкурентов, которым каждый процент поддержки обходится намного дороже.
Коронавирус дал мощный импульс в формировании нового типа общественно-экономической формации, неотъемлемой частью которой являются интернет и гаджеты. Масштаб этих изменений мы видим в удаленной работе, сфере услуг и торговли , банковском секторе, учебе на дистанте. Эти изменения не обойдут стороной и политические технологии.
Сегодня Телеграм – это фактор, который не учитывали многие игроки, игнорируя факт и уровень его влияния не только на элиты, но и на широкие массы населения, продолжая верить в что вне телевидения политики нет.
Мир уже изменился, и Телеграм – это не просто источник информации и мессенджер, который, если мыслить шаблонами, способен локально решить задачу по изменению политического ландшафта на примере Беларуси, а инструмент, с применением которого подобные задачи решаются в десятки раз быстрее: два майдана в Киеве раскручивались месяцами и с колоссальными затратами ресурсов, а на раскачку ситуации в Минске ушли считанные дни, с учётом того, что Беларусь – фактически закрытая страна.
Последние выборы в ведущих странах мира показали огромный потенциал технологий адресной политической рекламы, базирующейся на технологиях big data. Конечно в Украине подобные технологии пока масштабно неприменимы. Во-первых, уровень информатизации страны для этого еще недостаточен. Во-вторых, политические команды еще только осваивают элементарные приемы работы в соцсетях. В-третьих, в стране нет и законодательных возможностей использовать big data. Это завтрашний день , но он наступит намного скорее чем многие ожидали. И к нему стоит готовиться уже сегодня. И здесь кто не успел, тот проиграл.