Мюнхенская конференция: Запад самоизолируется

Последняя Мюнхенская конференция по безопасности, которая в этом году состоялась в виртуальном формате, еще больше усилила тенденцию, которую ранее очертил генсек ООН Антониу Гутерреш, выразив мнение о недопустимости разделения мира на два лагеря во главе с Китайской народной республикой и Соединенными Штатами.

Как известно, на этот раз международная конференция превратилась в «сходку» стран-членов НАТО, озабоченных тем как противостоять России и Китаю. Об этом же 22 февраля заявил верховный представитель Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Жозеп Боррель, выступая перед журналистами по итогам встречи министров иностранных дел Евросоюза с госсекретарем США Энтони Блинкеном.

«Демократия сегодня находится под ударом, поэтому США и Евросоюз должны доказать всему миру, что это лучшая система. Мы должны гарантировать, что США и ЕС обеспечат себе мировое лидерство в борьбе с пандемией, экономическом восстановлении, распространении в мире демократии и прав человека», — подчеркнул дипломат.

Впрочем, это еще раз доказывает очевидный факт, что под «мировой безопасностью» западные страны подразумевают исключительно собственное политическое и экономическое господство при помощи военного блока НАТО. А «демократия» — это всего лишь синоним действующего западного империализма, оплотом которого выступают США.

Вместе с тем, несмотря на повестку противостояния «авторитарным режимам», вместе с тем прорисовываются и противоречия между союзниками. Во время своего выступления президент США Джозеф Байден заявил, что демократия обязательно победит, и США будут ее лидером. Но если речь идет о  демократии, где все участники равны, то зачем ей нужен лидер? Впрочем, эта цитата еще раз показывает понимание демократии американскими политиками, которые под данным термином понимают только и только господство «американских национальных интересов», распространённых на всю планету.

Было бы ошибкой позиционировать Запад как нечто монолитное, поскольку противоречия имеются не только между США и Евросоюзом, но и между лояльной США Германией, и ищущей диалога с Россией Францией. Меркель, выступила за дальнейшее размещение американских войск на территории ФРГ, тогда как президент Франции Эмманюэль Макрон высказался за большую самостоятельность Европы и диалог с Россией. Видимо, это противоречие между крупнейшими экономиками Европы даст знать о себе в будущем.

Попытка же европейской и американской дипломатии представить политику Китая и России в отношении США и Евросоюза как «агрессивную» еще раз говорит о том, что вовсе не Пекин и Москва отгораживаются от диалога с Западом, а Запад отказывается от диалога и сознательно самоизолируется, но мир не ограничивается странами НАТО. Впрочем, заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова как раз было именно об этом. Что Россия готова сотрудничать с Европой, но может прекратить это, если там и далее будут вести себя неприемлемо. Что же до Китая, то после прошлогодних высказываний экс-госсекретаря США Майка Помпео, объявившего новый крестовый поход против коммунизма (после фултонской речи Уинстона Черчилля), слова генсека НАТО Йенса Столтенберга высказанные на конференции лишь подтвердили этот курс. Впрочем, сам факт того, что Столтенберг повторяет тезисы, высказанные ранее госсекретарем США, лишь еще раз доказывает, где определяют стратегию НАТО.

Таким образом, деление мира на два блока, о чем ранее заявил Гутерреш, находится в самом начале и происходит этот процесс вовсе не по инициативе «авторитарных диктатур». Запад, точно так же, как и во время противостояния с Советским Союзом впадает в чванство и высокомерие колонизатора, пытаясь представить себя как вершину человеческой цивилизации, окруженную варварскими диктатурами. После уничтожения СССР в 1991 году, в США и Европе вероятно рассчитывали на «конец истории» и что они смогут сохранять свое господство вечно. Но, Френсисы Фукуямы приходят и уходят, а история продолжает свой ход. И сам факт того, что Запад снова огораживается, говорит о том, что он желает всеми силами сохранить свое положение, которое оспаривает все больше стран, более не позволяющих обходиться с собой как в лучшие времена колониализма. С другой стороны, возможности западных стран к единению и консолидации во время реального кризиса лучше всего были продемонстрированы во время пандемии, когда оказалось, что система здравоохранения в Европе и США не выдерживает нагрузок, а безработица достигла рекордных показателей. Но виноватыми в этом опять оказался Пекин и Москва.

Первая мировая война была начата германскими империалистами, жаждавшими передела колоний. После поражения в ней и Версаля, западный капитал поддерживал реваншистскую НСДАП, чтобы натравить Германию на Советский Союз. После окончания Второй мировой, мир был разделен на капиталистический и коммунистический лагеря, сосуществовавших на базе потсдамско-ялтинской системы. Разумеется, после прекращения существования Советского Союза западные колониалисты воспряли духом, что им теперь никто не будет препятствовать разделять и властвовать, что и отразилось в международной повестке 90-х и 00-х. Но успехи, достигнутые коммунистическим Китаем, снова поставили европейских политиков перед «красной угрозой», до сих пор пытающихся выдать крушение СССР за крах коммунизма. Теперь же, Запад, оказался в новой реальности, поскольку вместе с уничтоженным СССР, была уничтожена и потсдамско-ялтинская система, а значит, следует готовиться к тому, что США и Евросоюзу (если он не распадется ранее) в будущем придется столкнуться лицом к лицу со всеми конкурирующими державами, выступающих за мультилатерализм. И наличие вышеперечисленных противоречий между Вашингтоном, Парижем, Берлином и Брюсселем неизбежно сыграет свою роль. Так, гибель Советского Союза может вполне стать прелюдией к крушению западного гегемонизма. Так сказать, «мертвая рука» в действии.

Читайте также по теме