Предыдущий материал вызвал у читателей много вопросов: почему уперлась в потолок «Оппоплатформа», куда исчез «Оппоблок», в чем взаимная выгода объединения Портнова и Шария?
С «Оппоплатформой» все самоочевидно. Демонстрация возможностей эксклюзивного контактера с «русским миром» принесла тактические выгоды на выборах, но стратегически загнала эту политсилу в сужающуюся электоральную нишу. Даже в самых оптимистических оценках социологи оценивают ее емкость как не превышающую 20%. Отсюда и отсутствие положительной динамики несмотря на немалые ресурсы и возможности. Оппоблок же оказался в положении Буриданова осла, который умер от голода между двумя вязанками сена. В нашем случае в качестве вязанок сена выступили политика и бизнес. Так и не смогли определиться, а потом случился раскол и появился Зеленский. Партия осталась без избирателя.
И спустя год у многих возникает закономерный вопрос, почему на о фоне снизившегося рейтинга Зеленского и «Слуги народа» нет пропорционального роста у тех сил, у кого Зеленский «позаимствовал» избирателей.
Дело в том, что Украину ожидают тектонические изменения электорального ландшафта. Большинство «старых» политиков сформировались в относительно комфортных и стабильных условиях постсоветской Украины, к реалиям политики в самой бедной и коррумпированной стране Европы они не готовы. Как следствие, неизбежно актуализируются вопросы социальной справедливости, наказания коррупционеров, наведения элементарного порядка в стране. Для условий бедной страны, не имеющей реальных перспектив — это вполне естественно.
Запрос на такую политику существует. Ведь если нет запроса, то никакая стратегия, никакие ресурсы не компенсируют этого. Потому, что формировать тренд и настроения, это всегда сверхзатратно, как в бизнесе, так и в политике. Именно благодаря этому запросу произошел стремительный взлет рейтинга В.Зеленского. Другое дело, что спустя год после выборов этот запрос остался неудовлетворенным. Поэтому неудивительно то, что тот — же Портнов использует месседжи и риторику напоминающую раннего Зеленского. Активно с этой тематикой работает Шарий.
Стоит обратить внимание на такой нюанс электорального рейтинга партии Шария, несмотря на наличие электоральной ниши рейтинг застыл в коридоре 2,5-3%. Если обратим внимание на диаграмму показывающую динамику рейтинга политсил, то у партии Шария она практически прямая, не падает, но и не растет. Скорее всего проблема в острой ресурсной недостаточности этой партии. Причем ресурсы — это не только и не столько деньги. Дело в том, что в избирательных кампаниях используется целый спектр ресурсов, таких как ресурс лидера, электоральный, административный, элитный, информационно–коммуникативный, финансовый, партийный, организационный, технологический.
Здесь все очевидно. Какой КПД ресурса лидера если у него нет возможности даже приехать в страну. Что же касается других ресурсов, за исключением информационного, комментарии излишни. Да и результат приносят не ресурсы сами по себе, а их эффективное использование.
Тогда при чем здесь Портнов, который не фигурирует в рейтингах?
Сегодня нельзя полагаться в политике только на силу слова. Многие ошибочно полагают, что если произнести на выборах определенный набор правильных и убедительных слов и транслировать их через ТВ, листовки, соцсети и интернет СМИ, то хорошего результата не может не быть. Но в реальности, эта схема давно не работает.
Современная эпоха характеризуется чрезвычайно сильной инфляцией слова. Слова для людей значат гораздо меньше, чем раньше. Слова все менее убедительны. Все самые высокие слова были миллионы раз использованы самими мелкими политическими демагогами по самому ничтожному поводу.
В результате, они уже почти ничего не значат. /> Украинцы выслушали тысячи обещаний и тысячи раз были обмануты. Они уже почти не верят ничьим обещаниям.
Народ приобрел огромную дозу цинизма по отношению ко всем политическим силам, всем политическим персонам и к политическому процессу в целом.
Кроме того, современная политическая эпоха характеризуется почти мгновенным перехватом идей. В результате набор идей, лозунгов, программных положений, которым оперируют партии, практически одинаков (уже упомянутое: «За все хорошее, против всего плохого»).
В силу всех указанных факторов, серьезно нарастить рейтинг только произнося правильные слова, транслируя популярные в обществе идеи, практически невозможно.
В условиях чудовищного обесценивания слов люди верят только делам.
Профессионализм и эффективность Портнова признается даже теми, кого трудно заподозрить в симпатиях к нему.
Тому же Порошенко Портнов доставил куда больше неприятностей чем ДБР и прокуратура вместе взятые.
Именно у Портнова есть потенциал, знания и влияние возглавить социальный запрос на наведение порядка и справедливость — в котором ранее позиционировались и «Слуги Народа», и Смешко с Гриценко, и ОппоБлок и партия Шария. Для партии Шария — едва вообще ли не единственный прямой путь стать дееспособной и влиятельной политической силой — если ее усилит Портнов со своей командой.
По большому счету выборы — это не только соревнование личностей, но и конкуренция политических машин.