Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства прогнозирует рост инфляции из-за эмиссии гривны.
«В дальнейшем в течение 2020 ожидается постепенный рост платежеспособного спроса, что позволит получить (с несущественными колебаниями) сдержанные темпы потребительской инфляции, которые, учитывая комплекс сдерживающих факторов, будут меньше, чем прогнозировалось в начале года. Кроме того, на динамику инфляции также будет влиять усиление роли кредитного канала эмиссии денег, в т. ч. для поддержания бизнеса и внедрения антикризисных мер», — отмечается в документе.
Можно предположить, что заявление Минэкономики об эмиссии и Разумкова о ротациях в экономическом блоке правительства не связаны между собой. Это действительно возможно в случае, если в ведомстве говорят об использовании эмиссионной гривны на залатывание дыр в бюджете. Здесь возникает интересная дилемма перед западными кредиторами: с одной стороны, для них «важен» сбалансированный украинский бюджет, а с другой – чтобы гривну, как инвестиционный ресурс, промышленность не получала. Иными словами, в меморандумах с МВФ прописан пункт о не повышении денежной массы. Здесь все понятно – наша промышленность простаивает, и мы закупаем их импорт. Но вот в отличие от этой ситуации, вопрос о сбалансированности бюджета (якобы кредиторам крайне важно, чтобы нам было откуда возвращать им денежные бумажки) широко популяризирован.
Возникает вопрос, что для «западного партнера» важнее – сбалансированный бюджет или отсутствие эмиссии. Ведь если Минэкономики говорит о том, что эмиссия вызовет инфляцию, то она явно не будет направлена на «поддержание бизнеса». Скорее на «антикризисные меры», то есть залатывание «дыр в бюджете и карманах».
Таким образом получится, что «сбалансированный бюджет» будет означать для украинцев то, что все соцнадбавки с лихвой съест инфляция. Именно по этой причине и вопрос – если экономический блок правительства менять не будут, и их действия будут соответствовать их заявлениям, то проест ли потенциальные соцповышения инфляция, или же их просто не будет. К сожалению, без работающей промышленности третьего не дано.
Так вот что касается промышленности. Норматив показателя монетизации экономики составляет около 100%. У нас – 30%. В Китае, Японии, США, ЕС он значительно превышает показатели нормы. Например, в США избыточную ликвидность стерилизуют на финансовых рынках, В Китае – за счет крайне высоких показателях экспорта. Перед Украиной подобные вопросы не стоят – нам бы до нормы дотянуть. Но если даже на секунду представить, что у нас нет жестких запретов со стороны «западных партнеров», то перед властью возникают два варианта на пути поднятия собственной экономики. Причем оба не совсем популярные. Первый: повышать монетизацию экономики до нормы без всяких ограничений и не обращая внимания ни на коррупцию, ни на восприятие в обществе. В таком случае получаем инфляцию, ведь в таком случае гривна в полном объеме может и не дойти до национального производителя. Второй вариант – ограничение валютообменных операций. Решение крайне не популярное, ведь общество да и тем более власть имущие крайне не любят, когда им что-то «ограничивают». Но в таком случае не пострадают кошельки граждан, и при этом сможет наконец подняться национальный производитель. К сожалению, пока не видно, чтобы власти выбирали между этими двумя пунктами. Пока есть только выбор между двумя требованиями МВФ – сбалансированный бюджет или запрет на повышение денежной массы. Судя по всему, дело сведется просто к новым заимствованиям на проедание. Что будет означать практически нулевые показатели роста соцвыплат на уровне растущей инфляции.