Министр образования Украины Анна Новосад во время презентации международного исследования качества образования PISA-2018 поведала: 36 % 15-летних школьников в Украине не достигают даже базового уровня знания по математике. «Результаты PISA-2018, в частности, отрицают миф об эффективности советской математической системы образования. Ученики имеют проблемы с задачами, где нужно использовать простые стратегии решения, процентные соотношения, оперировать дробями и десятичными числами », – отметила Новосад.
Боюсь, «простыми стратегиями решения» не владеет и сама министр. Приведенная цитата показывает уровень ее мышления, ведь непонятно, она похвалила советскую систему образования или наоборот забраковала. Если результаты исследования «отрицают миф» или «опровергают миф», как говорит цитата, значит похвалила. Но контекст личности подразумевает критику и отвержение всего советского.
Кроме того, Новосад не знает, что выпускники советских математических школ преподают в самых престижных университетах мира, например, в Гарварде и Принстоне. В некоторых математических департаментах число выпускников советских матшкол составляет 8-10 %. Выпускники советских матшкол стали авторами либеральных реформ в бывших республиках СССР в 90-х. Поэтому Новосад необходимо разобраться в материале. А пока еще раз убеждаемся в версии, что сама министр образования в свое время имела большие проблемы со школьной успеваемостью.
То, что украинские школьники плохо сдают ВНО по физике и не могут сократить дробь, поделив два на два, для нас не новость. Показатели не удивляют: 25,9 % подростков плохо понимают прочитанное, у 36 % слабо с математикой, у 26,4 % – с природоведческими науками. А будет еще хуже. Напомню, перед началом учебного года 2016/17, еще до реформы НУШ, министр Гриневич выпустила рекомендации к учебному процессу в младших классах: отменялось знание наизусть таблицы умножения, отменялся количественный показатель темпа чтения, рекомендовалось писать не ручкой, а карандашом, до 20 слов сократилось устное изложение, отменялось написание сочинений и так далее. Школьную программу разгружали и упрощали годами, а теперь Новосад, которая в структурах МОН не первый год, возмущается. Ей ли не знать, во что превратили и превращают образование. Показатели, которые удивили министра, – результат и ее деятельности тоже.
Еще одна причина таких показателей – это доступность среднего образования в прямом смысле этого слова. Старшеклассники не умеют считать и читать, потому что объективно сокращается количество школ в рамках «оптимизации» и создания «опорных школ», до которых ребенку попросту сложно добраться, необходимо преодолевать минимум полсотни километров. Во многих школах вообще бывают незапланированные каникулы – то потолок рухнул, то отопления нет.
Все эти дела спустя годы приведут к одному: школа, по крайней мере, в старших классах будет иметь не образовательную функцию, а социальную. Ее посещение будет добровольным, чтобы подросток имел возможность занять себя хоть чем-то, а не деградировать на улице или отрабатывать на протестах в правительственном квартале. Кстати, такая школьная модель является европейской практикой, а лидерами во всех категориях исследования PISA-2018 стали школьники из Китая.