Правительство Украины: Тихо! Работают «профессионалы»…

С каждым днем все больше граждан Украины задаются одним и тем же вопросом – почему у нынешнего правительство Арсения Яценюка, слово и дело являются противоположными понятиями? Почему я так думаю? Для примера – наш «технический» Кабмин, одной рукой активно зазывает иностранных инвесторов в Украину, обещая ему всяческие блага, а другой запрещает бизнесменам пользоваться собственным имуществом. Или другой случай — заключая контракт на поставки голубого топлива Норвегии для отопительного сезона, прикручивает вентиль на трубе для химических предприятий (а это деньги, живые деньги!), мотивируя это тем, что газа все равно не хватает. Мы привыкли забрасывать предыдущее правительство упреками, но забываем, что таких «косяков», как нынешнее оно не допускало (о профессионализме я вообще молчу). Давайте разберемся.

Умеем работать с инвестором?!

Начнем с событий, которые произошли совершенно недавно. Так 2 октября Президент Украины и ее премьер-министр (в смысле Украины), провели ряд встреч с представителями крупнейших иностранных компаний, где активно продвигали идеи масштабных финансовых вложений в экономику нашего многострадального государства. Такое рвение, конечно, похвально, но тут есть один интересный момент – выступая перед присутствующими, Арсений Петрович признал, что перед Украиной стоят серьезные вызовы. Какие?

Таковыми он назвал военные действия на Донбассе, высокий уровень коррупции, и что самое главное – сильнейшую «энергетическую» зависимость от восточного соседа. Вроде бы все правильно и честно, но тут есть маленький нюанс, политик видимо «забыл» рассказать о том, что украинская экономика падает в глубочайшую пропасть (это и в мире признают). Может просто для него это не является проблемой. Но вы должны понимать, что только во втором квартале 2014 года, украинская экономика рухнула на 4,7% (это если сравнивать с прошлым годом). В то время, как году финансово-экономический блок правительства первого вице-премьера Сергея Арбузова сумело не только удержать экономику от рецессии, но и в четвертом квартале 2013 года поднять экономические показатели на 3,7%.

Складывается впечатление, что премьер-министр Украины не считает проблемой и отсутствие реальных экономических реформ, которые он привселюдно обещал проводить любыми средствами. Но только международные финансовые организации (да хотя бы МВФ), уверены, что без реформ страна не сможет двигаться дальше, и именно их отсутствие тормозит выдачу кредитов. Не верите? Второй транш кредита мы смогли получить только в начале сентября (и то еле-еле), но при этом стоит отметить, что существует расписание кредитования (утвержденное весной 2014), в котором получения этих средств указаны гораздо раньше – июль. Именно из-за отсутствия реальных реформ, во время выступления на Львовском финансовом форуме представитель МВФ Жером Ваше официально дал понять Украине, что

дальнейшее сотрудничество с нашей страной будет зависеть именно от реальной реформаторской работы. Так что если власть не станет выполнять свои обещания, то условия сотрудничества будут пересмотрены. Понятно, что инвесторы видят эти проблемы (о них только не говорит ленивый), и поэтому все попытки привлечь средства сходят на нет, так как международные корпорации будут готовы вкладывать деньги, не раньше конца 2015 года. О чем не двусмысленно заявила Европейская бизнес-ассоциация, которая ждет позитивных сигналов (сейчас она их не увидела). Цитирую: «Необходимо, засучив рукава, работать в правительстве для того, чтобы бизнес ощутил позитивные изменения». Хорошая оценка нашим властям…

Между прочим именно таких действий от нынешнего правительства ждут граждане Украины. Не верите? Вот вам цифры: согласно опросу, проведенного Центром Разумкова 19-23 сентября, большинство опрошенных (54,5%) считают главной задачей премьер-министра именно борьбу с экономическим кризисом. Дальше, — больше: «решение проблемы Донбасса мирным путем» – 37,4%, «обеспечение населения теплом и электроэнергией в зимний период» – 30,2%, «обеспечение стабильности выплаты зарплат, пенсий, стипендий и т.п.» – 29,4%, “обеспечение территориальной целостности Украины” – 29,4%. То есть понятно, что именно экономических побед жаждут украинцы от правительства А. Яценюка. Тем более, что такое «броуновское движение» в работе (валюту то отпускают, то насильно удерживают и так далее), отсутствие реальных реформ, война на Донбассе, ухудшение отношений с Россией, естественно отпугивает привлечение инвестора в Украину.

А если сравнить с прошлым годом, когда реформы Арбузова, помогли Украине не только взлететь в рейтинге Doing Business на 28 позиций, но и стать лидером по упрощению условий для ведения бизнеса. Экономический рост, минимальная инфляция и стабильный валютный курс создали предпосылки для роста предпринимательской уверенности и наращивания иностранных инвестиций в Украине. К примеру, в прошлом году объем портфельных инвестиций в страну вырос почти вдвое до $8,8 млрд.

Экспроприация бизнес собственности

Не углубляясь в прошлое поясню: на прошлой неделе наше премудрое правительство своим решением запретило химическим предприятиям (уточню — производителям минеральных удобрений) с 1 октября и до окончания нынешнего отопительного сезона (а это примерно до второй половины апреля), использовать природный газ для технологических нужд, кроме газа, который будет импортирован после 1 октября.

То есть предприятие, которое имеет свои запасы газа, купленные в удобное ему время (и по удобной ему цене!), на ближайшие полгода может о них забыть. Тут конечно есть выбор: останавливать предприятия или покупать тот газ от НАК «Нафтогаз» (по цене, в сроки и на условиях, которые будут интересны «Нафтогазу»). Но поскольку цена на газ как в России (минимальная предлагаемая ставка — 385 долларов за тысячу кубометров), так и в Европе (сейчас оттуда газ приходит по цене 350-375 долларов за тысячу кубометров) не будет низкой, то, по сути, правительство А. Яценюка вынуждает эти предприятия остановиться.

Так что тут можно смело констатировать: Украина руками правительства сама себя лишит важного источника поступления валюты в страну, которая ей нужна, как голодному краюха хлеба. При этом нужно понимать, что без работы останутся минимум 15 тыс. человек, а из-за падения экономики безработица растет естественным образом (а еще помним о нескольких сотнях тысяч безработных беженцев с Донбасса). И не забывайте, что в данном случае проблемы будут расти как снежный ком — украинским предприятиям уже в начале следующего года придется импортировать(!) 1,1-1,2 млн тонн удобрений под весеннюю посевную, которую они обычно покупали в Украине.

Финансово-экономический блок закладывал в бюджет различные меры поддержки предприятий. Только на поддержку угольных шахт было запланировано выделить 13 млрд гривен субсидий (а это люди, зарплата, занятость). Наконец, команда Арбузова препятствовала резкому урезанию штата на некоторых предприятиях и обеспечивала меры поддержки людям, лишившимся работы. В результате этого, все последние годы безработица снижалась (в прошлом году этот показатель составлял 7,7%, тогда как в 2012 году она была на уровне 8,1%).

Так что на фоне этих цифр особенно цинично выглядит замечание А. Яценюка о том, что беженцам с Донбасса необходимо найти работу, для того чтобы получать помощь — «Хочешь, чтобы государство помогало, – ищи и получай работу. И это в то время, когда в стране этой работы нет, причем в первую очередь по вине именно правительства. Тут стоит отметить, что дотации беженцам выглядят как издевательство: нетрудоспособные могут рассчитывать на 884 гривен, трудоспособные – на 442 гривен, в целом на одну семью – не более 2400 гривен в месяц (А. Петрович, при нынешних ценах сами-то вы на эти средства проживете?). При этом обычные безработные, (живущие у себя дома), получают 1185 гривен. Эта сумма значительно выше (к тому же, эти люди, хоть и потеряли работу, но не потеряли все свое имущество и живут в своих квартирах, в отличие от беженцев с Донбасса).

А кто сказал, что газ из Норвегии будет дешевым?

Ремарка: А. Яценюк запретил производителям минеральных удобрений использовать собственный газ. Делается это для вроде как экономии газа, который пойдет на нужды Теплокоммунэнерго, иначе Украина, (не договорившись с «Газпромом»), скорее всего, замерзнет. Но тут есть момент, так как именно Минэнергоуглепром и подконтрольный ему «Нафтогаз» полностью провалили переговоры с «Газпромом». А еще раньше правительство попросту отказалось платить по долгам перед «Газпромом», что и стало причиной прекращения поставок газа Россией. Так что для меня удивительна такая «экономия» газа, с учетом того, что на прошлой неделе Украина договорилась с Норвегией о поставках газа в страну через территорию Словакии. Как стало известно, Украина сможет получить до 5 млрд кубометров газа (именно столько не хватает). Тогда совершенно непонятно, зачем было ради экономии отбирать у украинских компаний принадлежащий им газ.

И вот что интересно — ни одна из сторон не назвала цены газа (коммерческая тайна, по словам Юрия Продана). Вряд ли она будет низкой, так как в этом

случае сияющее (как новогодняя елка) правительство тут же «раструбило» бы на весь мир о своих колоссальных достижениях (по этой же причине, называют цену газа и Россия с Китаем, которые якобы недавно договорились о строительстве газопровода из Сибири). Судя по комментариям целого ряда экспертов, россиянам тоже похвастать нечем. Скорее всего, или она крайне невыгодна, или ни о какой цене стороны вовсе не договорились, а о контракте объявили, чтобы навешать «лапши на уши» правительствам западных стран – мол, вот мы какие!

А теперь о «норвежском вопросе». Большинство СМИ (впрочем, как и министр Минэнергоуглепрома Ю. Продан) сообщили, что цена норвежского газа будет ниже, чем российского (а это 385 долларов за тысячу кубометров). Вопрос в том, что насколько ниже?

Во-первых, поставщик голубого топлива, норвежская «Statoil» вовсе не благотворительная компания, а третий по величине экспортер природного газа в мире (после российского «Газпрома» и катарской госкорпорации Quatar Petroleum) и продает топливо по рыночным ставкам. И нужно понимать, что чем больше расстояние страны-покупателя от Норвегии, тем цена газа для нее выше (в цену включаются и расходы по перекачке). К примеру, летом 2013 года тот же «Statoil» экспортировал газ в Великобританию по цене 338 долларов за тысячу кубометров, в Бельгию – по 405 долларов за тысячу кубометров, а в Италию – по 445 долларов за тысячу кубометров. Так что, скорее всего итоговая цена для Украины (с учетом расстояния) будет еще выше, чем для Италии.

И, между прочим, идею покупки газа у «Statoi», нынешнее правительство позаимствовало у предыдущего (соответствующие консультации с норвежской стороной были проведены в январе 2012 года). Тогда представитель Министерства нефти и энергетики Норвегии Ингмар Сундстрем отметил, что «если наши потенциальные партнеры из Украины обратятся за непосредственной помощью, мы, безусловно, таковую окажем. Экспортные цены на газ, транспортируемый из Норвегии, для Киева будут рассчитываться на максимально льготных условиях». Правда, сразу же предупредил — расходы на транспортировку все равно будут высокими. Вот только контракт не удался по причине высокой цены. Поэтому совершенно непонятно почему сейчас условия должны были стать привлекательнее. И был ли смысл в намеренном обострении конфликта с «Газпромом», если в итоге Украина все равно будет покупать газ в Европе, по сути, на тех же условиях.

Справедливости ради, стоит отметить, что именно предыдущее правительство договорилось о начале поставок газа из Европы (они начались весной 2013 года), и при этом финансово-экономический блок предыдущего Кабмина хорошо умел считать деньги. И как только в декабре прошлого года удалось уговорить Россию поставлять газ по 268 долларов за тысячу кубометров, то поставки из Европы были немедленно прекращены. Нынешний же Кабмин готов платить кому угодно, и какие угодно деньги, лишь бы не соглашаться на предложения России, какими бы заманчивыми они бы ни были. Как-то так…

Читайте также по теме