Среда, 12 августа, в Беларуси прошла под знаком перехвата инициативы в информационном поле со стороны государства. 10 августа Лукашенко в последний раз на данный момент откомментировал журналистам выборы и ситуацию вокруг них. Сделал это открыто, расставив акценты на внешнюю управляемость акций. Дальше заявления в прямом смысле для красного и хлесткого словца отошли в сторону. Во вторник президент РБ проводил совещание по пищевой промышленности, флагманской в Белоруссии. Лишь спустя двое суток Лукашенко сделал заявление, косвенно относящееся к протестам. Он дал распоряжение проверить безработных и пригрозил тем, кто будет выдавать липовые справки о трудоустройстве. Прозвучало это в традиционном стиле: давайте по-хорошему, потому что потом будет по-плохому. Лукашенко отставил нравоучения и перешел к прикладным делам.
До этого информационное поле со стороны власти выглядело пассивным. В то время, как оппозиционные сайты, работающие по Беларуси, были наполнены сообщениями типа «избили», «арестовали», «выкрали», от власти с уговорами протестующих выступали директора музеев, лояльные звезды эстрады и журналисты. Но вялость государства в этом плане, как оказалось, была лишь видимостью. Шла работа, шел поиск и оформление фактов, и на следующий день начали говорить чиновники и управленцы.
На патогенный текст и фактически информационный террор оппозиционных каналов власти ответили убедительными фактами. В течение первой половины дня среды были задавлены провокации, связанные с сообщениями о чуть ли не массовых забастовках на заводах и фабриках. О стабильной работе было заявлено на самих предприятиях. Заверения о стабильности сделали руководители сфер здравоохранения и образования. Далее общественности был показан контингент протестующих – кто, откуда, что делал, зачем – и «спецсредства», которые имели при себе задержанные – ножи, цепи, различные вещества, символику. Самыми активными протестующими оказались ранее судимые и молодежь, в том числе несовершеннолетние. Краткие тексты сопровождались занимательными фото или видео с ударным акцентом «провокаций не допустим, мы за мирную спокойную жизнь и порядок на улицах». Кроме этого, спецслужбы начали вычислять, а милиция с завидной периодичностью задерживать координаторов и финансистов уличных акций, что также помогло сократить их численность уже к вечеру среды. Оппозиционеры ответили двусмысленными мерами, похожими на крайние: шеренги женщин, тыканье младенцев в ОМОНОвцев, гордые заявления деятелей культуры из-за рубежа. Очевидно, перечень этих средств далеко не исчерпан.
Сравнительная немногочисленность протестующих в Беларуси компенсировалась масштабом информационных каналов. Здесь тоже был дан ответ. Все информационные вбросы и спецоперации опровергались оперативно, а информационному флагману с феноменальным приростом подписчиков в течение недели, телеграм-каналу «Нехта», был дан ярлык «варшавского центра», а отпор исходил от ряда небольших телеграм-каналов с естественным ростом подписчиков, в том числе официальных и полуофициальных. Факты, к которым не нужны особые комментарии, подтвердили статус упрямой вещи.
В Украине белорусская тема вышла на первое место в верстке массовых изданий и каналов, затмив даже тему коронавируса с антирекордами новых пациентов. Агрессивное сочувствие некоторых комментаторов и политиков показало, что жизнь не учит ничему. Их забеспокоило, что созидательный элемент может быть сильнее разрушительного.
В самой Беларуси ситуация пока далека от развязки, а впереди сигнальная дата оглашения официальных результатов выборов и выходные.