Несмотря на увещевания друзей и предостережения приятелей, на днях решил навестить своих родственников, живущих в Российской Федерации. Не пожалел, что не послушался досужих советов: встреча с россиянами не стала для меня фатальной.
Украинский пограничник – молодой сержант, который, по всей видимости, впервые держит в руках автомат Калашникова с боевыми патронами, — как бы между прочим интересуется, кто я такой и куда еду в направлении Брянска. Увидев моё журналистское удостоверение, саркастически смеется и говорит, что такое можно купить в любом переходе за сто гривен.
Потом проверяет по базе данных, извиняется, отдает честь и чуть ли не шёпотом говорит: «Чего ты там забыл в России? Они нас всех пугают своей силой, гляди, чтобы тебя там не шлёпнули».
Произнесенные мною фразы о том, что в Брянске у меня живёт часть родни, а вторая часть вообще живет в бывшей Югославии и войны я не боюсь, на сержанта производит довольно странное впечатление. Если не ошибаюсь, выходя из купе вагона, он в отношении меня покрутил пальцем у виска.
На российской границе ситуация иная. Тот же вопрос и стандартный ответ у пограничника РФ не вызывает абсолютно никаких эмоций. Узнав, что я еду в Брянск, он автоматически интересуется, а где именно живут мои родные, и получив точные координаты, улыбается и заявляет: «Ну, почти соседи, а я живу в районе неподалеку».
И тоже отдает честь, желает приятного пути и уходит. При этом сидевшая напротив меня старушка констатирует: «Да все мы, славяне. Нам нечего делить. Пусть делят политики, которые, как собак, стравливают нас друг на друга. Пусть этих политиков рассудит история, а России украинцам бояться нечего». Как потом я узнал, старушка оказалась преподавательницей истории в одной их калужских школ. К мнению этой преподавательницы я прислушался…