Распродажа земли и банки: кто останется в выигрыше?

Очередная сессионная неделя запомнится Украине в первую очередь из-за рассмотрения по законопроекта о распродаже земли сельхозназначения, который, благодаря массовым протестам, наконец-то начали принимать по полной процедуре с рассмотрением всех поданных поправок..

Отмечу, что в процессе его подготовки ко второму чтению профильный парламентский Комитет так торопился, что успел «рассмотреть» около 4500 поправок за полчаса! И это при том, что изначально планировалось на каждую поправку выделить по 2 минуты. То есть в совокупности 150 часов или почти 19 полных рабочих дней.

Одной из основных инноваций в подготовленном ко второму чтению документе стало снижение объемов земли, который можно сконцентрировать в одних руках с 200 000 га до 10 000 га и запрет на покупку земли иностранцами до решения референдума. Но вот незадача, использовав «турборежим», комитетчики так и не удосужились пояснить ни как именно должен звучать вопрос, выносимый на референдум, ни какой именно это референдум должен быть (местный или всеукраинский), ни кто именно будет принимать решение о том, как имплементировать итоги референдума в законодательство. Кроме того, норма о 10 000 га в одни руки установлена… для физических и юридических лиц, кроме банков, а также владельцев и акционеров этих самых банков. Даже будь они иностранцами, но используя банк в качестве торгового агента, купить землю смогут без всяких проблем или получить ее, выкупив как залоговое имущество. Таким образом банки смогут сконцентрировать в своем владении очень приличные земельные ресурсы.

Казалось бы, все просто и замечательно и, если хочешь стать собственником земельного банка – становись учредителем/акционером обычного банка, выдавай кредиты, радуйся «прогоранию» бизнеса фермеров и будет тебе счастье. Но не все так чудесно.

Напомню, что в результате деятельности НБУ по «очищению» банковской системы за пять лет в Украине уничтожено более 100 банков и этот процесс продолжается. Около 20 банков уже выиграли суды против НБУ, но порядка восстановления их работы не существует, а активы банков, зачастую – распроданы. Так что толку от выигранных судов мало, но… такие решения говорят о том, что банки были искусственно доведены до банкротства. Зачем? Да затем, чтобы потом купить их активы за пару процентов от стоимости! Зачастую, даже оспорить все эти действия будет невозможно, так как вину НБУ перекладывает на собственников менеджмент банка, а ГПУ и прочие правохренительные органы тянут процесс годами, чтобы только до суда его не доводить.

Для примера, напомню ситуацию с Дельта Банком, который на момент доведения до банкротства усилиями «санаторов» входил в ТОП-5 украинских банков и был признан системным. То есть его банкротство серьезно навредило экономике Украины и, нормальные страны такие банки (в случае проблем) национализируют, а не банкротят! Ну как это было с «Приватбанком», например. К 2013 году Дельта был одним из крупнейших банков Украины. Главным акционером банка был участник украинского списка Forbes – Николай Лагун, которому принадлежало 70% акций банка. Другим акционером с долей 29% акций была крупнейшая частная компания США – Cargill. Cargill, между прочим, весьма плотно занимается как раз агробизнесом. И не исключено, что уже тогда кто-то позарился на украинскую часть этого бизнеса, когда о распродаже земли речь и не шла. По крайней мере – публично власти не поддерживали данный проект. Когда в 2014 году, после «революционных событий» экономика Украины начала падать, новое руководство Нацбанка, в полном соответствии с заветом Ф.Ницше «падающего подтолкни» начало операцию «Банкопад», под которую попал и Дельта Банк. Первые три месяца Нацбанк делал вид, что «спасает» один из системных банков страны, а затем внезапно признал его банкротом.

По этой же схеме был доведен до банкротства не один банк, и даже не десяток. Именно «санационная деятельность» НБУ довела до банкротства более чем 100 банков. Ответственность за это сотрудники Нацбанк так и не понесли. А что же с активами Дельта Банка? А активы его, всего лишь за 4% от стоимости купил украинский миллиардер Андрей Веревский. Большой привет ФГВФЛ и его руководству по этому поводу.

О чем это говорит? Да о том, что по аналогии с уже существующей системой перераспределения ресурсов, ситуацию с залоговой землей будет выглядеть примерно следующим образом:

— принимается законопроект о распродаже земли;

— банки начинают кредитовать покупку земли под залог этой самой земли и выдавать кредиты владельцам земли на осуществление бизнес-деятельности;

— через некоторое время эти банки становятся объектами стресс-тестирования или же НБУ принимает решение поднять планку размера уставного фонда. Кто не успевает докапитализиролваться – лишается лицензии или банкротится. Активы передаются ФГВФЛ и… вуаля, никаких «двух лет» для продажи залогового имущества не потребуется;

— активы «попавших» банков, в том числе и земля – продаются за 1-5% от стоимости коллекторским компаниям, которые, не приобретая формально право собственности на землю, становятся ее контролерами и на них никакие ограничения «в 10 000 га в одни руки» не распространяются. В итоге, не исключено, что распорядителями земли станут всего пара-тройка компаний, которые… могут принадлежать одному собственнику. А что, ограничений-то в законодательстве нет никаких!

Вот такая простая схема вырисовывается из предложенных «бешенным принтером монобольшинства» правил распродажи земли.

Думаете все будет совсем не так? Поживем – увидим. К сожалению, мрачные прогнозы в нашей стране исполняются намного чаще, чем радостные…

 

 

Читайте также по теме