Меня давно мучил вопрос: как удается крупным торговым сетям, продающим товар через интернет, оставаться рентабельными?
Ответ нашелся внезапно. Опять таки, оговорюсь, я не видела финансовых документов компании и, по большому счету, это и не мое-то дело, но любопытство меня все равно мучило. При этом я размышляла так: если контора не закрылась после неоднократных экономических кризисов, значит, не все так плохо и прибыль есть.
Взять хотя бы сайт «Розетки» (дальше буду условно называть фирму буквой Р, чтобы не подумали, что реклама). У них же сотни и, может, тысячи единиц товара. Я уверена была, что в отделе снабжения фирмы работают не меньше сотни менеджеров-снабженцев, которые контактируют с поставщиками. Еще я думала, что в Р крайне сложно организован процесс бухгалтерии и документооборота. Ведь если Р – посредник — а обычно продажа не от производителя, а от другой фирмы и называется посредничеством, — то это еще и большой штат бухгалтеров с аудиторами надо оплачивать. Даже если они на аутсорсинге, то все равно это не дешевое удовольствие для фирмы.
И тут вдруг я надумала заказать на сайте Р одну очень нужную мне вещь. Даже нет, не так – ВЕЩЬ. Не буду говорить какую, чтобы меня не обвинили в причастности к рекламе Р.
Вещь я решила приобрести в кредит и начала переговоры с банком. Кредит мне разрешили оформить и пригласили в офис. Там перед подписанием документов оказалось, что в базе данных по моему заказу не хватает каких-то сведений и пришлось подождать. А известно, что если хотя бы две женщины вынуждены в одном месте провести некоторое время в ожидании, между ними обязательно завязывается разговор.
Так получилось и у нас – у меня и менеджера банка. Мы говорили о ценах на разные товары, о том, что лучше и на какой срок брать в кредит… к примеру, кредитование на срок до полугода не так уж и накладно клиенту и довольно выгодно банку. И вдруг выяснилось, что мой первоначальный взнос получит не компания, которая содержит сайт Р (оплачивает хостинг, доменное имя, хранит данные на сервере и платит зарплату сисадминам с программистами), а поставщик.
Оказалось, что есть сайт Р, а есть фирмы, которые обеспечивают сайт Р товаром. Дальше позвольте поразмышлять и потеоретизировать.
Те, кто поставляет товар, являются поставщиками. У них своя бухгалтерия, затраты и прибыль, отдельно от фирмы Р. При продаже товаров на счет фирмы Р, как я предполагаю, никакой процент от сделки не отчисляют. Соответственно, платежи (из кредита банка или прямо из кошелька покупателя) идут прямиком поставщикам.
А сайт Р выполняет для них наиважнейшую функцию – рекламы и обеспечивает поставщикам для этой самой рекламы место. Возможно, поставщики подписали с Р договор на оплату рекламных услуг и оплачивают только эти услуги. Это значительно проще проводить по бухгалтерии, чем процент от сделки посреднику. И с документооборотом и с налогами в этом случае значительно проще.
Так что, как мне видится, нет никакой фантастики, что фирма Р, которая объединила под своим началом и на своей веб-платформе сотни поставщиков, выжила в кризис. Фирма Р не тратится на закупку, доставку, хранение товара; не платит зарплату большому количеству менеджеров, как это было бы, если бы Р за свои деньги закупала товар и везла на арендованный или собственный склад.
Наверное, стоит внести в учебники по основам предпринимательства рассказ именно об этой фирме. Той, Которая Выжила В Кризис.