Школьные огорчения

Снявши голову, по волосам не плачут.

Это к тому, что Верховная Рада приняла закон о среднем образовании, но прозвучало это как «ликвидация русскоязычных школ». А проблема стоит гораздо шире.

Опыт показывает, что преподавание на русском в таких школах после закона «Об образовании» 2017 года уже стало формальностью, то есть переформатировалось и значительно сократилось. Результат «реформы» – это испуганные педагоги и растерянные родители, которые почему-то должны оправдываться перед кем-то в желании учить детей русскому языку и на русском языке. О дискриминации языков в Украине по закону о среднем образовании предупреждали эксперты Верховной Рады в официальном выводе еще в мае, но законодатель такого никогда не учитывает.

Ограничиваться проблемой изучения русского языка не стоит. Я понимаю, что оппозиция передает таким образом привет своему избирателю, но проблема стоит шире, и уже пора говорить, а как изучаются все остальные предметы – математика, физика и так далее. Как они изучаются и усваиваются, показывают ежегодные результаты ВНО, о которых я писал много раз.

Заглядывал ли кто-нибудь из законодателей в учебники, по которым учатся в простых общеобразовательных школах? В актуальных ныне учебниках 2015 года издания очень плохо изложена теория: максимально коротко, неполно, несистемно, путано, без точных примеров, будто что-то скрывают. Кстати, это касается учебников как по математике, так и по украинскому языку. Отсутствует методологическая преемственность. Школьная программа перемешана и перекручена так, что в младших классах учат то, что раньше учили в старших. Обо всем этом законодатель не знает, а потому молчит и никогда не скажет, потому что его дети ходят в частные элитные школы, где язык и качество образования определяются валютой.

Этапы, на которые будет по закону разбит весь период школьного образования, говорят о том, что учиться ребенок будет 5 лет из 12. Все остальное – это игры, адаптация, профилирование. Школа за годы реформ потеряла любые ориентиры, и сама не знает своих задач и предназначения, с чем могу искренне поздравить реформаторов. Это их заслуженная победа.

В завершении я позволю себе процитировать «Политику» Аристотеля. В конце этой работы автор уделил внимание воспитанию молодежи: «Вполне ясно, что молодых людей следует воспитывать не для забавы; когда учатся, то не играют, напротив, учение связано с огорчением». Об этом «огорчении» несправедливо и напрасно забыто, ведь любое знание добывается трудом и усилиями, а тем более в наше время, когда к нему намеренно усложняется доступ.

Кто хочет знать русский язык, будет его знать. Кто хочет знать другие науки, будут их знать. Но это будут немногие, поскольку в нашей системе образования давно начались необратимые процессы.

 

Читайте также по теме