Это удивительно, но студентов сегодня совсем не интересуют научные достижения их преподавателей. Более того, даже профессионально-педагогические компетентности (знание предмета преподавания, умение грамотно изложить его и т.д.) не занимают приоритетные места востребованных студентами качеств преподавателей.
Такие данные были получены в результате совместно проведенного исследования «Компетенции преподавателя высшей школы в условиях изменений» группой украинских ученых под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Хоружей и коллег зарубежных университетов: Чехии, Словакии, Польши.
Оказывается, что наиболее востребованными для студентов этих стран являются преподаватели, демонстрирующие качества социально-личностного порядка, такие как педагогическая культура и этика, принятие профессионального решения и ответственность за его результаты, лидерские качества, общественная позиция. Согласно социологическим данным, преимущество этих качеств отмечают, в первую очередь, украинские студенты (соответственно, 69,4%; 77,9%; 61,9%; 56,4%).
Вместе с тем, профессионально-педагогические качества преподавателя имеют низкий уровень востребованности. Особо выделяются польские (33,3%) и словацкие студенты (37,6%). Их менее всего интересует отношение преподавателей к образовательным реформам, их умение организовать учебный процесс, готовность к профессиональному развитию.
Показательно также, что при общих невысоких данных к научным достижениям преподавателей, их знаниям в области научной методологии и инструментов исследований, внедрении и популяризации своих научных достижений (30-40%), студенты всех стран отдают предпочтение преподавателям с высоким уровнем академической добропорядочности (82,5%). Важно отметить, что это самый высокий показатель среди востребованных студентами профессиональных качеств преподавателя.
Очевидно, что преподаватели позитивного личностно-ориентированного типа больше нужны студентам, нежели хорошие профессионалы или ученые. Безусловно, что влияние на такую позицию имеют социально-экономические, политические факторы, которые происходят в наших странах и которое обозначено в исследовании как «время изменений».
Поскольку я была привлечена к данному международному исследованию в качестве эксперта, мне приятно отметить методологически высокий уровень его выполнения. Важно, что профессиональные компетентности преподавателя определяли ученые разных стран, с разными уровнями законодательной базы образования, но объединенные общей целью: найти оптимальную модель современного преподавателя высшей школы.
Полученные результаты имеют уникальную возможность претендовать на роль нормативного государственного документа, своего рода «стандарта профессиональной деятельности преподавателя высшей школы». Но это может произойти лишь в том случае, когда высшая государственная власть остановит процесс переписывания законов и стандартов других стран и будет способной оценивать работу своих ученых.