Пока в медиа и на ток-шоу ломают копья относительно оправданности и целесообразности высоких затрат на модернизацию инфраструктуры ее состояние движется к физическому пределу возможностей. О изношенности украинской инфраструктуры и необходимости ее модернизации заговорили еще в начале «нулевых», но дальше разговоров дело не пошло. Аналитический портал «Слово i дiло» показал инфографику иллюстрирующую положение дел с самыми большими и старыми мостами в Украине, когда их построили, ремонтировали и сколько им осталось служить.
Судя по приведенным данным, ситуация плачевная, если не критическая 81% всех мостов в Украине построили до 1980 года. Больше половины мостов, стоящих на балансе «Укравтодора», нуждаются в ремонте, при этом каждый шестой подобный объект находится в аварийном состоянии. Достоверно известно техническое состояние лишь 895 мостов, которые прошли экспертизу. А всего в Украине 16 346 мостов, которые строили или ремонтировали до 2019 года. И с каждым годом независимости мостам уделяли все меньше внимания.
Почти все годы независимости Украина лишь эксплуатировала советское наследие и к 2020 году страна очень близко подошла к инфраструктурному коллапсу, износ транспортных сетей Украины превысил 90%. Для сравнения если за 80-е годы ХХ века провели работы на 1950 мостах, то в следующем десятилетии только 619, с 2000 года по 2009 — лишь на 337 мостах, а с 2010 по 2019 и того меньше, на 314 мостах. Ситуация стала меняться в кризисном 2020 году, когда «Укравтодор» в рамках программы «Большое строительство» провел работы на 158 мостах. Из них 98 — это текущий средний ремонт, 43 — капитальный ремонт, а 17 мостов построили и реконструировали. В течении пяти лет, до 2025 года, «Укравтодор» планирует сделать столько же мостов, сколько сделали за все годы независимой Украины.
Понятно, что такие амбициозные планы требуют и иных темпов работ, как к примеру на Запорожском мосту. Этот 16 летний долгострой достраивается рекордными для Украины темпами, в прошлом году по нему уже открыли движение по первой части балкового моста. По словам куратора «Большого строительства» Кирилла Тимошенко 24 августа 2021 года, движение транспорта будет открыто по всему мостовому комплексу.
В последнее время часто приводят в пример Турцию, и в плане инфраструктурных проектов ее опыт весьма показателен. В Турции сейчас одновременно реализуются сразу несколько крупных транспортных проектов. Только за последние годы в Турции реализованы несколько крупных транспортных проектов. Причем они встречали немалое сопротивление. У критиков звучал вполне привычный нам набор контраргументов от финансовых до экологических. Тем не менее это не остановило такие проекты как тоннель «Евразия» под Босфором длиной 5,4 км, проложенный под морским дном, который обошелся в 1 млрд 245 млн. $. За первый же год работы он принес экономике Турции 1,2 млрд лир. Новый аэропорт Стамбула еще на этапе проекта критиковали за то, что место для строительства было якобы выбрано крайне неудачно. Тем не менее, проект успешно реализовали в 2018 году Уже сейчас его пропускная способность бьет рекорды. Стоимость строительства аэропорта – 22 млрд. евро, его площадь — 76,5 млн кв.м. Пропускная способность — 200 млн пассажиров в год.
Мост Явуз Селим Султан тоже был эпицентре споров экологического характера. Тем не менее, благодаря этому мосту стоимостью $3 млрд загрузка общественного транспорта в Стамбуле снизилась на 12%.
Несмотря на то, что сегодня Турция переживает самый глубокий экономический кризис с 2001 года страна не отказалась от инфраструктурных проектов. Открыт новый тоннель на трассе Стамбул-Анкара. Достраивают 5 километровый мост «Чанаккале 1915», в котором только длина виадука 3860 м, его называют в числе самых больших в мире. Власти Турции объявили о скором начале строительства канала «Стамбул» протяженностью 51 км который станет дублером Босфорского пролива. Согласно планам, канал соединит Мраморное и Черное моря. Благодаря новому каналу турецкие власти надеются разгрузить Босфор — один из самых загруженных в мире морских путей, через который каждый год проходит 53 тыс. судов.
Применительно к нашим реалиям понятно одно с разваливающимися мостами и «убитыми» дорогами никакого экономического роста ждать не стоит. Состояние инфраструктуры это своего рода маркер экономических перспектив страны. Поэтому неизбежны и высокие затраты на модернизацию отечественной инфраструктуры, но они и оправданы в конечном итоге, поскольку послужат толчком для развития украинской экономики.