Страсти-мордасти по рынку электроэнергии

Буквально через месяц в Украине должен заработать рынок электроэнергии, условия для организации которого были прописаны два года назад в Законе Украины «О рынке электрической энергии». Закон, принятый еще в апреле 2017 года, предусматривает внедрение новой конкурентной модели рынка и имплементацию норм Третьего энергетического пакета ЕС. Особое внимание в нем уделено вопросам разделения компаний-монополистов на распределяющие и передающие электроэнергию. Два года назад «реформаторы», «активисты» члены правительства постоянно подчеркивали необходимость изменить модель взаимоотношений в электроэнергетике для внедрения европейских норм. Но… дальше разговоров  тогда дело не пошло. И вот сейчас, когда подготовительные работы завершены 95-98%, а первый этап реформы уже прошёл (с 1 января бизнес, промышленные потребители могут выбирать поставщика электроэнергии, на рынке их работает уже около 500), о рынке снова вспомнили. Причем вспомнили не столько в Украине, как за ее пределами.

Как ни удивительно, но причиной для подобного вспоминания стало по сути феерическое интервью Игоря Коломойского британскому изданию Financial Times. В нем, Игорь Валерьевич призвал президента Владмира Зеленского объявить дефолт, что сильно возбудило западные СМИ и они начали «докапываться» до мотивов подобного совета. В результате «раскопок» известным западным think tank`ом Foreign Affairs была выдвинута идея о том, что причиной такого совета стали интересы  Коломойского в области энергетики, как владельца крупнейшего в Европе завода по производству ферросплавов. «Будучи владельцем крупнейшего завода по производству ферросплавов в Европе, он заинтересован в контроле рынка электроэнергии. Заводы ферросплавов потребляют огромное количество электроэнергии. Игоря Коломойского интересуют самые низкие цены для его заводов. Это противоречит либерализации энергетического рынка, запланированной на 1 июля 2019 года. Поэтому Игорь Коломойский делает все, чтобы отложить или отменить имплементацию Европейского третьего энергетического пакета», — написало британское издание.

Однако затормозить этот процесс практически невозможно. Как справедливо отмечает Александр Трохимец, президент Ассоциации энергетики Украины, это может привести к ухудшению отношений с международным сообществом. Уже 23 апреля представители ЕС, ЕБРР, Европейского энергетического сообщества, Европейского инвестиционного банка и USAID в Украине заявили, что обеспокоены торможением запуска нового рынка электроэнергии. Также, именно от этого зависит, получит ли Украина макрофинансовой помощи в размере 500 млн евро от ЕС.

Что же касается  возможного подорожания электроэнергии для населения — то у правительства есть все механизмы, как правовые, так и экономические для предотвращения такого подорожания.

Правда, не факт что нынешнее правительство, по сути пребывающее в статусе «исполняющих обязанности» в связи с прекращением полномочий парламента и объявлением досрочных выборов в Верховную Раду будет этим заниматься. Скорее всего, оно постарается создать как можно более неблагоприятные условия, чтобы это отразилось на рейтинге президентской партии «Слуга народа». Так что, решать проблему с выравниванием ситуации и формированием компенсационных механизмов для населения придется уже новому правительству после начала работы парламента 9-го созыва.

 

 

 

Читайте также по теме