Во время путешествий люди часто записывают в свою развлекательную программу визиты в древние церкви и соборы. А также в монастыри. Многие, вероятно, заметили, что чем древнее монастырь, тем больше он напоминают строение военного предназначения, а не обитель святых людей. Хорошо укрепленные строение с окнами, которые так напоминают бойницы, высокий каменные стены, а иногда и ров, который ранее наполнялся водой.
Но есть еще одна причина, по которой монастыри до начала XVIII века являлись объектами военно-стратегического значения. Дело в том, что в те далекие времена психотерапевтов не было, и когда солдаты возвращались с войны с абсолютно разбитой психикой, никто не собирался помогать им справиться с их внутренними демонами. Особенно страдали от посттравматического синдрома кавалеристы, которым приходилось нестись вперед под пушечным огнем, на лес пик и мушкетные залпы, и просто надеяться, что как-то удастся выжить.
В отчаянии эти люди находили пристанище в монастырях, где сердобольные монахи помогали им справиться с душевными расстройствами постом и молитвой. Многие сейчас поспорят, насколько это действенный способ, но в те времена такая терапия давала свои плоды. За высокими стенами монастырей люди приходили в себя, постигали ремесла, обрабатывали монастырские грядки, часто сами принимали постриг и шли служить Богу, отрешившись от дел суетных. И при этом они отказывались от скользкого пути разбоя, по которому часто шли наемники в мирное время.
А еще в трудную минуту эти люди становились защитниками твердыни, которая дала им убежище. Заполненный умелыми воинами монастырь был непреодолимой преградой на пути вражеских армий и иногда даже решал исход целой войны. К примеру – в Украине в XVII веке Львов выдержал три крупных осады благодаря наличию в городе нескольких монастырей, заполненных ветеранами многих войн.
Вот такие суровые святые отцы встречались в былые времена.