Осмелюсь предположить, что для пользующихся общественным транспортом, утро начинается почти одинаково — с очередей в маршрутку, толкучек в метро, а в итоге — потраченных нервов. Можно долго и много рассказывать о том, как жители мегаполиса добираются к пункту назначения, особенно в час пик. Приходилось быть свидетельницей многих. Обычно, начиная разговор об общественном транспорте, ожидаются реплики на тему ужасного сервиса, дорогого проезда и хамов-контролеров. Но, как и у медали, у каждой проблемы есть другая сторона. Поговорим о нас, о пассажирах.
Наверное, уже никого не удивишь рассказами о спокойно сидящих мужчинах, уставившихся в окно движущегося транспорта, и рядом с нависающими над ними девушками и женщинами. Как ни странно и дико звучит, но мы к этому привыкли. А если представительнице слабого пола вдруг уступают место, мы в уме отмечаем: «Джентльмен!». Хотя, если разобраться, это всего лишь проявление элементарного воспитания. Это нормально!
Недавно стала свидетелем другой истории. Двое мужчин в выходной день зашли в автобус. Один с охапкой букетиков полевых цветов. Их беседу прервало замечание кондуктора, которая пыталась пробраться через толпу пассажиров. «Что у вас за проезд? Билеты есть?» , — поинтересовалась она. «Есть-есть! Вот, у него!», — перевел стрелки на своего приятеля мужчина постарше. «Где-то в кармане!», — ответил тот. Кондуктор, поверив, пошла дальше по салону. «Какие там билеты! А как же!», — с ухмылкой прозвучало в спину удаляющейся женщины. Мужчины явно были собой довольны. Этим поступком они сохранили в своих кошельках 3 гривны. Скорее всего, не в первый раз они экономят подобным образом.
Скажете, а если для них это большие деньги? Возможно. Но ведь не в них вопрос. Как пример – ещё одна история. Опять же автобус. На остановке зашло много людей. Автобус без кондуктора. Мужчина в рваной одежде и с большими сумками пытается найти в кармане деньги. Достал одну купюру – 20 гривен. Передал ее через стоящего рядом опрятного пассажира водителю, чтобы приобрести билет. Купюра «пошла» по салону, а к мужчине после вернулась билетом и сдачей. Среди всех зашедших в автобус вместе с этим мужчиной он оказался единственным, кто купил билет и закомпостировал его…
Для некоторых проехать «зайцем» — большая удача. Или даже цель. И по личным наблюдениям осмелюсь сказать, что не всегда вопрос в стоимости проезда. В студенческие годы проезд на целый день в троллейбусе в городе Сумы, где училась, стоил 70 копеек. Тогда «зайцев» тоже было предостаточно. А ведь, если разобраться, это оплата за предоставляемые услуги. И почему одни платят, а другие пытаются разными способами схитрить? Почему, когда контролер требует предъявить проездной, многие пассажиры начинают ввязываться в споры, выясняя, где его маршрутный лист и почему он не в форме? Последнюю, как сообщил один из диспетчеров по телефону, закупали несколько лет назад. Новой нет, а старая сносилась. Да и что-то не верится, что многие пассажиры знают, как должен выглядеть требуемый ними тот маршрутный лист.
Так повелось, что юристы учат пассажиров спасаться от кондукторов и контролеров, но почему – то не приходилось слышать рекомендаций всего лишь платить за проезд. Наверное, есть такие вещи, которых не освоить и за деньги. Это, как говорил мой университетский преподаватель по экономике, «должно быть дано». Или воспитано.