Агломерация, включающая Киев и Киевскую область, достигла численности 7,5 млн человек. За год население столицы увеличилось на 17 тыс. человек.
По официальным данным, в Киеве проживает 3 млн. человек, но эксперты говорят, что реальная численность населения столицы – 4 млн. жителей. Кроме того, ежедневно на работу приезжают 560 тыс. жителей пригородов.
Такая нагрузка создает транспортный и инфраструктурный коллапс.
По данным журнала The Economist, составляющего рейтинг лучших и худших для проживания городов мира, рейтинг Киева за последние 5 лет упал на 12,6% — это самый большой регресс среди всех исследуемых 140 городов.
Во-первых, основные транспортные магистрали Киева строились в советские времена, когда нормы определялись из расчета 70 машин на 1000 жителей. Сейчас в столице Украины зарегистрировано более 1 миллиона автомобилей. Уровень автомобилизации – 345 машин на 1000 жителей. Это в пять раз больше, чем предусматривали нормы при строительстве киевских дорог. Значительному увеличению автомобильного потока за последние годы способствовала и вакханалия с «евробляхами».
Во-вторых, площадь дорог в Киеве – очень маленькая. Протяженность дорог Киева составляет 1617 км. Если эту цифру сравнить с площадью города, то она составляет около 2%, если сравнить с европейскими странами, то там их площадь составляет от 7 до 11%. Например, в Лондоне — 11%, в Москве — 12%, в Нью-Йорке – 32%. К тому же. Киев перенаселен, это город, в который приезжает на работу до полумиллиона жителей области и даже соседних областей. Интенсивность транспортного потока постоянно растет. Город же спланирован таким образом, что на массивах практически нет рабочих мест, поэтому утром жители Левого берега и спальных районов массово перемещаются в центр и на Правый берег, а вечером едут в обратом направлении. Чтобы уменьшить пробки, необходимо 3-4 новых моста через Днепр
В- третьих нельзя не упомянуть отсутствие политической воли в решении транспортных проблем. По городу до сих пор катаются допотопные маршрутки, к которым не предъявляются даже минимальные требования по комфорту и безопасности. Современный городской транспорт в столице отсутствует. Этому способствует и многолетняя коррупция, наличный оборот средств в сфере пассажирских перевозок городским транспортом никем из официальных органов не контролируется.
Такая же проблема с парковками – отсутствие контроля и коррупция.
Дороги в Киеве – это не только проблема местной власти. Киев выполняет функции столицы, а это повышенная нагрузка на инфраструктуру.
Сегодня нагрузка на Киев с точки зрения выполнения столичных функций – несопоставима с получаемыми субвенциями. Поэтому инфраструктурными проблемами Киева нужно заниматься не только на уровне города, но и на уровне всей страны. Здесь можно было бы предложить:
— государственные гарантии на привлечение дополнительных международных кредитов на обновление дорог и создание новой инфраструктуры,
— строительство новой Кольцевой дороги для разгрузки транспортных магистралей,
— строительство новых транспортных развязок в местах наибольших автомобильных пробок. С 2012 года не построено ничего заметного,
— ускоренное строительство метрополитена. В Москве за 5 лет планируют построить 50 станций метро, у нас – 5!
Пока наиболее значимым и важным для Киева решением является запланированный в рамках «Большой стройки» запуск строительства Киевской объездной дороги. Курирующий «Большую стройку» заместитель главы Офиса Президента К.Тимошенко обещал, что строительство первого участка объездной дороги начнется в этом году. Если так и будет, то это станет первым шагом к системному решению проблемы,150 километров объездной, которую планируют построить к 2025 году значительно сократят поток транзитного грузового транспорта через Киев. Реально ли такая задача? Вполне. По оценке Всемирного банка, в Украине есть возможность строить 10-15 тыс. км дорог ежегодно, а не 3-5 тыс.