Украина и Вьетнам: амбиции, красные линии и необходимость стратегического партнёрства

Руководство Украины после 2014 года несколько раз заявляло о намерении придать новый импульс отношениям с Социалистической Республикой Вьетнам (СРВ). Но реальная возможность вывести двусторонние отношения на качественно новый уровень представляется в 2021 году: советник президента Украины Игорь Жовква анонсировал на этот год «азиатское турне» Владимира Зеленского, предполагающее визит во Вьетнам.

В 2021 г. президент Украины уже активно занялся посещением государств Ближнего Востока. И это означает, что  анонсированный визит в  государства Юго-Восточной и Восточной Азии с высокой вероятностью.

Примечательно, что до 31 декабря 2021 г. СРВ является непостоянным членом Совета Безопасности ООН, а в течение апреля он выполняется функции председателя Совбеза.

Условия для визита во Вьетнам могут стать благоприятными уже с со средины апреля: к тому времени завершится процесс коррекции правительства страны.

Коррекция в системе власти и внешняя политика.

5 апреля Национальным собранием (парламентом) на период до 2026 года был избран новый президент — Нгуен Суан Фук (с 2016 года был премьер-министром страны). На посту президента он сменил генсекретаря ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга. (2).

Также, 5 апреля парламентом был утверждён новый премьер-министр —  Фам Минь Тьинь (с февраля 2016 г. по апрель 2021 г. член Политбюро, Секретарь ЦК КПВ, Заведующий Организационным отделом ЦК КПВ XII созыва, глава Подкомитета ЦК по защите внутренней политики XII созыва, член Центрального руководящего комитета по борьбе с коррупцией). На недавнем XIII съезде Компартии он был переизбран членом ЦК и членом Политбюро.

Очевидно, что политику СРВ по-прежнему определяет Компартия Вьетнама, и сохраняется преемственность государственной политики во внутренних делах и международных отношениях.

На недавнем XIII съезде КПВ были утверждены Резолюция съезда и важные документы. Определено, что внешнеполитическая деятельность в ближайшие годы будет осуществляться в контексте новой стратегии, а «внешнеполитические задачи также становятся все более важными и сложными как для адаптации к интенсивным изменениям в мире и в регионе, так и для достижения стратегических целей развития страны на предстоящий период».

Вместе с тем «в документе XIII съезда КПВ было четко подтверждено, что Вьетнам должен продолжать упорно придерживаться внешнеполитического курса на независимость, самостоятельность ради мира, дружбы, сотрудничества и развития, на мультилатерализм, диверсификацию и всеобъемлющую, интенсивную международную интеграцию».

«Многосторонняя дипломатия должна инициативно и активно участвовать в таких мероприятиях, которые содействуют повышению роли Вьетнама в разработке и формировании многосторонних институтов и международного политико-экономического порядка».

Это означает, что Вьетнам будет продолжать реализацию политики нейтральной многовекторности с опорой на экономический прагматизм и приоритет экономических интересов, справедливое урегулирование спорных посредством переговоров.

События последних 20 лет убедительно продемонстрировали безусловную приверженность СРВ нейтралитету. В Индо-Тихоокеанском регионе официальный Ханой получил устойчивую репутацию надёжного партнёра с конструктивной позицией. Партнёр и коррдинатор, который выполняет обязательства.

Председательство Вьетнама в АСЕН в 2020 году ознаменовалось рядом важных для региона и мира событий, одно из которых – подписание соглашения «Всеобъемлющее региональное экономическое партнёрство» (ВРЭП).

Также важно отметить, что руководство СРВ успешно противостояло о пандемии COVID-19, оказывало помощь другим государствам в Азии. Это способствовало повышению международного авторитета Вьетнама. И международные аналитические агентства рассматривают страну как одного из немногих лидеров экономического восстановления после пандемии.

Экономические задачи.

Многие называют XIII съезд КПВ поворотным в развитии СРВ, поскольку он устанавливает амбициозные цели по усилению значения национальной экономики в  АСЕАН, Индо-Тихоокеанском регионе и мире. И достижение лидерства возможно посредством привлечения инвестиций в развитие национальной экономики, её модернизацию. Это благоприятствуют 2 фактора.

Во-первых, и использование противоречия между Китаем, США и другими государствами для привлечения инвестиций на свою территорию. Например, в апреле было сообщено, что 5 высокотехнологичных южнокорейских корпораций изучают возможность увеличения инвестиций во Вьетнам в ближайшее время.

1 апреля министр промышленности и торговли, Председатель Вьетнамско-американского совета по торговле и инвестициям (TIFA) Чан Туан Ань провел телефонный разговор с Торговым представителем США Кэтрин Тай. Вьетнам  рассчитывает на сохранение стабильной динамики роста, и что торгово-экономическое сотрудничество будет находится в центре внимания и главной движущей силой развития двусторонних отношений.

Успехи впечатляют. По состоянию на 20 марта 2021 года общий зарегистрированный, скорректированный и вложенный для покупки акций капитал иностранных инвесторов в первом квартале 2021 года достиг 10,13 млрд долларов США, увеличившись на 18,5% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.

Во-вторых, руководство СРВ пытается решить социальные проблемы, обеспечив рабочие места. Так, в Китае заканчивается эпоха дешёвой рабочей силы, а во Вьетнаме около 60% населения – молодые трудовые ресурсы (достаточно квалифицированные). Часть из них ежегодно отправляется в другие государства ради заработка. К тому же, пандемия привела к росту безработицы.

Руководство СРВ фактически работает над тем, чтобы часть мировой фабрики, обосновавшей в КНР в последние десятилетия, перебралась на вьетнамскую территорию. Это касается и лёгкой промышленности, и промышленного, и высокотехнологического производств. Образно, Ханой стремится к тому, чтобы всё, что «выпадает» из производственного комплекса Китая, «падало» именно на вьетнамскую территорию и там «прорастало».

Также, официальный Ханой ставит амбициозные задачи по развитию «транспортного коридора» АСЕАН, в котором именно Вьетнам является наиболее значимым транзитным звеном между Китаем и государства ЮВА, между трансконтинентальным евразийским проектом перевозок «Один Поя Один Пути» и государствами ЮВА. Плюс, СРВ предпринимает шаги для усиления своей роли в международной морской логистике.

И ещё во Вьетнаме принята программа продовольственной безопасности на период до 2030 года. И страна будет стремиться к увеличению своего аграрного экспорта. По итогам 1 квартала на 20% вырос экспорт таких товаров, как каучук, чай, овощи, маниока, креветки, лесная продукция. Экспорт из Вьетнама на четыре основных экспортных рынка, включая США, Китай, Японию и Южную Корею, продемонстрировал значительный рост, достигнув 45,8%, 39,5%, 3,4% и 9,5%, соответственно.

 

Ориентиры для руководства Украины в отношения с СРВ.

  1. Отношения с официальным Ханоем следует выстраивать как долгосрочные отношения с государством, которое до 2030 года может стать одной из главных «фабрик» мирового производства. То есть, необходимо выстраивать отношения реального стратегического партнёрства.
  2. Во время переговоров не поднимать темы, которые выходят за смысловые линии курса нейтральной многовекторности. Будет некорректно по отношению к самому руководству Вьетнама поднимать проблемные темы, связанные с Китаем, США, Россией или какими-либо иными государствами.

Официальный Ханой занимает нейтральную позицию по проблемам  Крыма и Донбасса, и изменить эту позицию не получится.

  1. Увеличение украинского аграрного экспорта во Вьетнам возможно, но лишь по отдельным товарным позициям. Страна сама стремится увеличить свой аграрный экспорт.
  2. В СРВ из других государств ожидают не столько экспорт промышленной продукции, сколько инвестиции в производство на вьетнамской территории. И это благоприятно для создания совместных предприятий.

 

Вьетнамское руководство на текущее десятилетие определило амбициозные задачи по экономическому развитию и социальному развитию страны. И потому оно будет надёжным партнёром во всех проектах, которые будут полезными для достижения поставленных целей.

 

Пока же можно констатировать, что существует дисбаланс в торговле Украины с Вьетнамом в пользу последнего. И он будет сохраняться в ближайшее время. С помощью увеличения одного агарного экспорта сбалансировать двустороннюю торговлю не получится.

Читайте также по теме