Оставляя надолго своих детей около экранов современных гаджетов, взрослые должны понимать, что таким образом они уменьшают возможности их успешного развития. Пребывающие длительное время перед экраном малыши, уже в 2-3 года имеют недостаточные для своего возраста показатели по основным видам деятельности: моторике, общении, социальным навыкам. В школьном возрасте увлеченность экранными технологиями сопровождается у детей снижением их интеллектуального развития, нарушениями сна.
Об этих и других негативных тенденциях времяпровождения детей перед экранами телевизоров, мобильных телефонов, планшетов, компьютеров, видеоигр; влиянии экранных технологий на них свидетельствуют результаты последних научных исследований американских, канадских, испанских и др. зарубежных ученых (врачей, психологов, педагогов).
«Ребенок особенно быстро развивается в первые пять лет жизни, что делает этот период роста и взросления критическим», — напоминает канадский психолог Ш. Мэдиган. Именно в этом возрасте дети постигают навыки межличностного общения, активной физической деятельности. Увлеченные экраном малыши теряют возможность развиваться физически, они малоподвижны. Снижается уровень их взаимодействия с родителями, окружающими людьми, что влияет на развитие и характер социальных навыков.
Исследователи Ассоциации педиатров США обнаружили негативные связи между цифровыми и экранными устройствами и чрезмерным количеством свободного времени, которое дети проводят с ними. Ученые отмечают, что злоупотребление малышами экраном телевизора «заставляет их речь двигаться медленнее». У детей школьного возраста снижаются мыслительные процессы , нарушается сон.
Между тем, многочисленные исследования свидетельствуют, что сон играет важную роль в развитии пластичности мозга, а его глубина и продолжительность положительно связаны с познавательной способностью и успеваемостью детей и подростков.
Показательно, что полученные результаты подтвердили взаимосвязь между временем, проведенным ребенком перед экраном и его развитием. Это позволило ученым сделать вывод: «чем дольше ребенок находится у экрана, тем больше снижается его уровень развития относительно возраста», т.е., чем больше экранного времени, тем хуже развитие.
Очевидно, что мы живем в мире, который насыщен информационными средствами. И доступность к ним не зависит от социально-экономического уровня семьи. Тем удивительнее результаты канадских ученых, согласно которым «дети со сравнительно низким социально-экономическим уровнем тратят больше времени на просмотр экрана и демонстрируют более низкий уровень развития, чем те, кто живет в экономически благополучных семьях».
Американская академия педиатрии, ученые Университета Оттавы рекомендуют ограничить использование всех экранных технологий для малышей и школьников и создать им благоприятные условия для проведения активных игр, обучения, общения, сна. Вместе с тем, Испанское общество амбулаторной педиатрии и первичной медицинской помощи на основании результатов своих исследований утверждают, что «дети в возрасте до двух лет не должны смотреть телевизор».
Важно отметить, что в условиях глобального реформирования системы образования в нашей стране, мы постоянно сталкиваемся с такими же проблемами. Заботливые родители, внимательные педагоги давно обратили внимание на тот факт, что злоупотребление экранными технологиями негативно сказывается на общем самочувствии детей: они становятся нервными, раздражительными, им трудно удерживать внимание на решении заданий, устанавливать межличностные контакты со взрослыми или сверстниками. Кроме того, взрослые не всегда имеют возможности регулировать содержательную сторону контактов своих детей в виртуальной среде. Таким образом, запрос украинского общества на изучение данной проблемы существует.
Однако, востребованность проведения исследований по изучению данной проблемы, очевидно, находится за пределами образовательной политики и интересов тех, кто представляет сегодня государственную власть нашей страны. Логично предположить, что и образовательные реформы, проводимые профильным министерством, не согласованы с потребностями украинского общества, не обоснованы результатами научных исследований, а значит изначально имели ложные цели.
Между тем, проблема влияния экранных технологий на развитие детей все еще остается недостаточно изученной. И одной из главных тем зарубежные ученые выделяют тему контента, содержание которого влияет на несовершеннолетних через образовательные задания, социальные сети, чаты, видеоигры и т.д.
Интересно, успеют ли наши политические деятели от образования за цивилизационным прорывом своих зарубежных коллег?
[1] Под экранными технологиями рассматриваются те средства коммуникации , которые предлагают ребенку, в основном, пассивную форму «общения» с монитором телевизора, компьютера, айпода, мобильного телефона, смартфона, других гаджетов.