Президент Владимир Зеленский 13 октября инициировал общенациональный опрос, которое пройдет синхронно с местными выборами.Украинцам предлагают ответить на 5 вопросов от президента, а сделать это они смогут в день голосования 25 октября непосредственно на выходе из избирательных участков.
Один из часто звучащих вопросов не проще ли поручить социологам сделать опрос общественного мнения? Это очень разные вещи. Когда человек отвечает на вопрос социолога, он не чувствует того, что его мнение важно для власти, что оно может повлиять на ход событий. Потому, что нет гарантий, что результаты соцопросов власть примет к сведению. Опрос — это сознательный акт гражданина, который пришел на участок и затем — добровольно и сознательно принял участие в опросе. И это выбор каждого — выразить или не высказать свое мнение: хочешь, чтобы твою позицию учли — участвуй в опросе, а если тебе безразлично — Не сожалей и не жалуйся, что власти якобы тебя не слышит.
Часто звучит и другой вопрос: как будет проходить голосование? Оно пройдет в формате экзит-пула. На выходе из избирательных участков 25 октября будут стоять волонтеры. Они будут предлагать бюллетени, которые содержат пять вопросов от президента. Ответы на вопросы — очень простые: да или нет. Избирателю нужно поставить соответствующую отметку и бросить бюллетень в специальную урну. Никакой «обязаловки» граждан нет, участие в опросе является полностью добровольным. Это сознательный выбор гражданина — участвовать в нем или нет. Вместе с тем, итоги опроса будут доведены непосредственно и одновременно Президенту и общественности.
Ключевые политические вопросы у нас всегда становятся предметом политических спекуляций — в парламенте и в СМИ. Позиция политиков и экспертов зависит от финансово-промышленных групп, которые стоят за ними, а также определяется краткосрочной политической целесообразностью. В результате сложные вопросы вместо обсуждения – забалтываются, тонут в противоположных политических позициях, «сбиваются» злоупотреблениями парламентской процедурой. Именно в этой ситуации нужен арбитр. И лучшего арбитра, чем народ, не существует. Поэтому и мнение украинцев, высказанное на референдуме или в опросе, должно быть решающим. Именно поэтому президент инициировал общенациональный консультационный опрос. Опрос не равнозначен референдуму, это разные инструменты с неодинаковыми последствиями применения.
Идея опроса возникла не вчера. Год назад в пакете предложений по народовластию в Украине выдвигалась идея проводить вместе с общенациональными выборами опросы граждан по важным вопросам. Опрос по сути реализация предвыборной программы Зеленского и «Слуги народа».
Возникает вопрос и о партии «Слуга народа», которая является субъектом избирательного процесса. Эта партия как и другие политсилы не будут принимать никакого участия в организации или проведении опроса. Как и не будет использоваться ни партийная символика, члены партии не будут задействованы в проведении опроса. Также в организации опроса не будут задействованы органы государственной власти и местного самоуправления, не будут привлечены бюджетных средств. Это чисто президентский проект, который будет осуществляться волонтерами.
Проведение опроса параллельно с выборами не может повлиять на сам процесс выборов — это вещи, которые не связаны непосредственно, разве что время. Тем не менее опрос не преминет сказаться и на результатах выборов. Однозначно это повысит явку, которая в условиях пандемии могла оказаться беспрецедентно низкой.
Это также и возможность для представителей «Слуг народа» на финише улучшить свои позиции. Возможность вполне легальная и не нарушающая прав других участников кампании. Например, в Киеве, где у Ирины Верещук все шансы выйти в финал с Кличко. Учитывая то, что опрос повысит явку молодежи это не преминет позитивно отразится на результате Верещук. Учитывая бойцовские качества Ирины ей стоило бы активно популяризовать опрос, тем более что она выступает именно, как представитель команды Зеленского. Это усилит её позиционирование как политика нового типа, более интересного и современного.
В отличие от референдума, результаты которого имеют прямые юридические последствия, опрос важен для определения содержания политики. Чтобы можно было увидеть общественное мнение без его корректировки ангажированными экспертами или политиками с 30-летним опытом обмана народа. Понятно, что именно такие эксперты и именно такие политики прежде всего бросились критиковать идею опроса, потому что эта идея может лишить их монополии говорить от имени народа