Несколько лет назад была новость, что почти половина выпускников, сдавая ВНО по математике, не смогли сократить дробь. Задание соответствовало материалу за 7-8 класс и заключалось в двух операциях, одна из которых 2 поделить на 2. Это во многом говорит о том, как «школа учит мыслить». Затем была новость о неудовлетворительных результатах украинских школьников, согласно международному исследованию качества образования PISA.
А недавно чиновник, стоявший у истоков введения ВНО, заявил, что эта форма экзамена «становится токсичной для украинского образования». Он признал, что не мог представить 15 лет назад ситуацию, когда «во многих школах подготовка к ВНО станет основной в т. н. образовательном процессе, а систематическое выполнение учебных программ, усвоение знаний, формирование навыков и компетенций будут вторичными». Во многих случаях, считает уважаемый реформатор, учеба превратилась в «натаскивание к сдаче ВНО».
На одном из первых форумов «Украина 30», которые в феврале начал проводить президент, прозвучала негромкая, но очень интересная новость, относящаяся к проблемам образования современного карантинного периода. Руководитель практики по вопросам образования в Европе и Центральной Азии Всемирного банка Гарри Патринос рассказал, что закрытие школ в Украине в связи с пандемией может привести в дальнейшем к сокращению ВВП – до 0,5 % в год. За 4 месяца, пока были закрыты школы, потеря обучения составила в среднем по стране 8 %.
«Это огромная потеря, – заявил представитель Всемирного банка. – Более того, процент учащихся и студентов, которые покажут плохие результаты обучения, вырастет на 10 %. Это нас очень беспокоит. Мы оцениваем, что эти студенты и учащиеся, особенно из более незащищенных слоев населения, более подвержены таким влияниям. В Украине мы знаем, что потери обучения могут привести к сокращению в дальнейшем доходов – до 0,5 % ВВП в год и, соответственно, к потерям в экономике. На мировом уровне эти цифры огромны: ежегодное сокращение ВВП национального дохода на 0,8 % в год для стран».
Если учесть, что ВВП Украины составляет около 4 триллионов гривен, то потери от карантина в образовании это 20 миллиардов гривен или 700 миллионов долларов.
Теперь посмотрим на идеологическую рамку. А она такова, что школы, цитируя идеологов строгих ограничений, «это один из рассадников инфекционных заболеваний», и их нужно закрыть, когда они уже и так закрыты. Заявление это, конечно, было эмоциональным и в другой ситуации могло бы прозвучать не настолько агрессивно. Но то, что такие заявления не порицаются, во многом говорит о состоянии общества, о его здоровье. Навешивание ярлыков всегда очень опасно.
Эта картина в образовании, запечатленная на данный момент, еще покажет себя в будущем. А пока стоит задуматься, что жизнь не заканчивается на тебе, жизнь общества намного сложнее, чем можно ее себе представить. И когда выбивается одна сфера деятельности, реакция идет по цепочке, и восстановить его нормальное развитие и функционирование уже невозможно.