Заявление Министра энергетики и угольной промышленности Юрия Продана о том, что следственные действия ГПУ по факту закупки угля в ЮАР отпугнули поставщика и теперь Украине попросту негде брать «черное золото» для отопительного сезона, можно считать «хорошей» миной, заложенной под Порошенко, при явно «плохой» игре Яценюка.
Отстаивая право сохранить за собой квоту назначения министра энергетики в новом составе Кабинета министров, Арсений Яценюк откровенно подставил как себя, так и действующего министра Юрия Продана. Заявление последнего в ходе заседания Кабмина о том, что следственные действия ГРУ отпугнули ЮАР от дальнейших поставок угля, выглядит, мягко говоря, непрофессионально, в том числе и сточки зрения тактического хода в информационной войне Грушевского с Банковой
Откровенный шантаж Президента холодной зимой с переводом темы в антипатриотическую плоскость искусственного усугубления энергетической зависимости от России, может возыметь эффект бумеранга.
Во-первых, это совершенно не деловой тон министра и премьера. Если проверка ГПУ может спугнуть поставщика, который резко отказывается от выполнения контракта, значит, в схеме закупки действительно может присутствовать коррупционная составляющая. И выяснять ее ГПУ теперь будет еще с большим пристрастием.
Во-вторых, международные контракты просто так не разрываются. По логике вещей, если Продан заключил совершенно прозрачный контракт о поставках в Украину 1 миллиона тонн угля, то за разрыв контракта одной из сторон в самовольном порядке должны быть предусмотрены как минимум штрафные санкции.
В конце концов, украинская сторона должна подать в суд на африканскую кампанию. А если этого сделано не будет, значит всю ответственность за срыв стратегического накануне зимы контракта перед Украиной будут нести Продан и Яценюк. Порошенко даже не смогут обвинить в том, что он не проконтролировал их действия. Проконтролировал!
В-третьих, поручение премьера СБУ разобраться в вопросе «кто стоит за переделом угольного рынка», который грозит национальной безопасности Украины, является и вовсе мальчишеством.
Это просто смешно, когда премьер-министр косвенно и витиевато угрожает Президенту, по поручению которого ГПУ начала проверку контракта, Службой безопасности Украины.
Президент имеет все полномочия для того, чтобы проверить на соответствие законности любые шаги Кабинета министров. Тем более, когда речь идет о госзакупках, либо закупках за деньги предприятий с государственной долей собственности. А потому, ситуация выглядит так, как будто нашкодивший мальчишка, пойманный за ухо большим дядей, пытается высвободить свое ухо, угрожая, что вот придут его друзья и тогда обидчик получит так, что мало не покажется. Тем более, что СБУ не подчиняется Яценюку.
Таким образом, новым скандалом премьер лишь добавил оснований Президенту публично заявить, как минимум, о профнепригодности Продана, переложив всю вину за вероятный срыв отопительного сезона на правительство Яценюка.
И я не исключаю вероятности, что уже в самое ближайшее время Петр Порошенко выступит с публичной критикой правительства относительно подготовки к отопительному сезону, дав поручение ГПУ ускорить процесс расследования сделки по поставкам в Украину южноафриканского угля. Можно также ожидать вопрос, почему, к примеру, Яценюк не провел тендер, в результате которого могли бы победить иные, в том числе и европейские поставщики.
Безусловно, все вопросы могут отпасть сами собой, если Яценюк согласится на назначение министром энергетики и угольной промышленности Украины человека из ближайшего окружения Порошенко. К примеру — Александра Домбровского, на кандидатуре которого, как свидетельствует инсайдерская информация, настаивает Президент.