А. Анисимова: «В Киеве уже была «ложная тревога» по Эбола, Одессе эпидемия пока не грозит»

СБ ООН уже расценил эпидемию лихорадки Эбола как угрозу международной безопасности. Еще совсем недавно столь экзотическое заболевание было для Украины, скорее, мифической угрозой. Однако с недавних пор все изменилось: у берегов Одессы дрейфует судно с моряками, которые могут быть инфицированы вирусом Эбола. Все члены экипажа — на карантине до 29 сентября. Одного из моряков уже госпитализировали в больницу на Сицилии, наличие у него лихорадки Эбола пока не подтвердилось. В случае, если заболеет еще кто-то из экипажа, его поместят в Одесскую инфекционную больницу. О том, готова ли Украина встретиться с вирусом Эбола «лицом к лицу», корреспондент ГолосUA расспросила заместителя главного врача детской клинической больницы №1 Киева (городской базы по борьбе с геморрагическими лихорадками, к которым принадлежит и Эбола) Алину Анисимову.

— Алина Аркадиевна, еще совсем недавно многие инфекционисты говорили, что эпидемия Эбола Украине не грозит. Ввиду появления «карантинного» корабля поблизости от Одессы, можно ли далее утверждать подобное?

— Я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть эти прогнозы. Однако, учитывая миграцию населения, которая в нашей стране сегодня составляет, без преувеличения, все 100%, нам нужно быть готовыми к этой проблеме. Ведь практически все люди куда-то ездят, по работе или по другим причинам.

— Бывали ли у нас, в течение последнего времени, другие случаи опасности заражения Эбола, кроме ситуации в Одессе?

— Это было где-то в конце августа: в Киеве появился больной, который контактировал с приехавшим к нему в гости товарищем из Африки. Тот, по возвращению домой, дал ему сигнал, что заболел Эбола. Здесь, в Украине, пациент был госпитализирован в одну из киевских клиник. Ему были проведены все необходимые обследования. И, на его примере, медики смогли провести все, скажем так, «учения» по предотвращению распространения заболевания.

С этой ситуацией все очень быстро разрешилось. Наш Департамент здравоохранения связался с посольством той африканской страны, они не подтвердили наличия больных Эбола у них в стране в течение последних 3-4 дней. А друг, с которым контактировал госпитализированный в киевскую инфекционную клинику пациент, заболел обыкновенной вирусной инфекцией и даже не был помещен в больницу. Контактировавшие с «киевлянином» люди не были госпитализированы, так как в течение 12 часов выяснилось, что никакой опасности нет.

— В таком случае — как можно оценить действия медиков в отношении «карантинного» судна, находящегося недалеко от Одессы?

— Там все было сделано правильно. То, что судно не пустили в наши территориальные воды – абсолютно верно, это – одно из мероприятий санэпидрежима. Но, по заявлениям официальных санслужб Одессы, у больного, который был на борту судна, лихорадки Эбола нет. Он болен малярей. Однако, если возникло даже подозрение на эту инфекцию, применяются все предосторожности, чтобы экипаж был строжайше изолирован на 21 день.

Люди об этом должны знать. Если подобное произойдет – нужна строжайшая изоляция контактировавших с больным лиц.

— Кого в таких случаях изолируют?

— Абсолютно всех контактных, медиков – в первую очередь. Это же – и транспортировка заболевшего, и его осмотр, и анализы. Изолируется группа, принимавшая больного.

В Киеве разработан так называемый «План по особо опасным инфекциям». Он ежегодно корректируется, утверждается мэром. Этот план описывает конкретные мероприятия по недопущению распространения инфекций. На нашей базе мы проводили тренинг по доставке такого больного, были у нас службы МЧС, выяснили, чем мы располагаем на сегодняшний день.

— Если говорить о стране – повсюду ли есть структуры, готовые быстро реагировать на такую опасность?

— Да, это – санэпидемслужба и мэрии городов. Все организовано согласно Закону Украины «Об особо опасных инфекциях».

— СБ ООН считает Эбола угрозой мировой безопасности. Будет ли рассматривать СНБО этот вопрос? Или это – не самый важный вопрос для СНБО, при наших нынешних проблемах?

— Да, к сожалению, далеко не самый важный. Но, как заявили в Главной санитарной службе Киева, они располагают самыми современными возможностями для исследований, ПЦР (ПЦР-диагностика – это генетическое исследование биоматериала – ред.) на наличие этого вируса.

— Какой совет можно дать людям – как не заразиться Эбола?

— Эбола – достаточно серьезное заболевание, создать вакцину от него пока не удается. Вирусы, которые его вызывают, могут мутировать, заболевание высоко контагиозно.

Единственный верный совет – избегать путешествий в эндемичные регионы, то есть местности, где есть это заболевание. Вирусные заболевания коварны, в течение года можно переболеть многими вирусными инфекциями. Поэтому еще один совет: если вы заболели, не нужно ходить на работу, проявлять излишнюю социальную активность.

А если человек заболел, важен, прежде всего, эпиданамнез, то есть сведения, с кем он контактировал из стран Южной, Северной и Центральной Африки, посещал ли одну из стран этого региона.

— Находятся ли люди, которые туда выезжают и возвращаются в Украину, под каким-то особым контролем? Проходят ли они какую-то специальную проверку?

— Нет. Они могут быть изолированы только при появлении минимальных проявлений инфекции, на борту или при приземлении самолета.

— А сколько длится инкубационный период у лихорадки Эбола?

— От очень незначительного времени до 21 дня.

— То есть, человеку может стать плохо и дома?

— Безусловно.

— Ваша оценка – готова ли Украина предотвратить распространение инфекции и защититься от Эбола?

— На таком же уровне, как и весь цивилизованный мир. Предотвратить распространение этой болезни сегодня не может никто. Конечно, оснащены наши медики гораздо хуже, чем врачи США и Европы. Настоящих противочумных костюмов у нас есть очень немного, лишь у МЧС, это немалых денег стоит. Но знания, понимание, тактика – есть. И это – главное, значит, медицинская помощь будет оказываться на достойном уровне.

Читайте также по теме