- Центр социальных и маркетинговых исследований «Социс» по заказу аналитической группы Da Vinci AG провел опрос среди украинцев по поводу пищевых добавок. Как оказалось, 82,3% украинцев считают недопустимым использование в продуктах питания усилителей вкуса и химически синтезированных подсластителей. Исследование также показало, что, несмотря на то, что 53,6% опрошенных хорошо осведомлены о вреде некоторых пищевых добавок, общая осведомленность населения об угрозах их употребления остается достаточно низкой. Так, 84,5% граждан хотят знать больше о влиянии пищевых добавок и подсластителей на их здоровье. При этом 34,4% украинцев ничего не знают о том, что использование некоторых исскуственных подсластителей, которые разрешены в Украине, ограничено в Европе и США. Кроме того, украинцы сетуют, что производители продуктов питания слабо информируют о пищевых добавках и последствиях их употребления. К тому же 61,4% не доверяют информации о составе продукта, указанной на упаковке. Итого, 98,3% опрошенных полагают, что государство должно более жестко защищать интересы потребителей в вопросах безопасности продуктов питания. Более подробно о проблеме пищевых добавок в Украине и о способах ее решения ГолосUA поведал директор аналитической группы Da Vinci AG Анатолий Баронин.
- — Анатолий Станиславович, почему в своих исследованиях вы сделали акцент именно на искусственных подсластителях? Ведь есть много других пищевых добавок, которые не менее опасны для здоровья людей?
- Конечно, существует множество других пищевых добавок: красители, консерванты, ароматизаторы… Но сейчас речь идет о подсластителях, потому что на сегодня они являются наиболее противоречивыми пищевыми добавками, по отношению к которым существует наибольшее количество противоречивых исследований. Кроме того, здесь существует наибольший конфликт интересов: производители пищевых добавок оказывают влияние на принятие решения государственного регулятора — разрешить эту добавку или нет. Понятно, без коррупционной составляющей здесь не обходится. EFSA (Европейское агентство по безопасности продуктов питания) – европейский регулятор, который принимает решение о запрете или разрешении пищевой добавки, не имеет самостоятельного органа и лабораторий. Агентство нанимает экспертов, которые получают уведомление от компании-производителя пищевых добавок, анализирует и выдает рекомендацию руководству. Эти эксперты, которые нанимаются EFSA, зачастую, и это было неоднократно доказано, в том числе на уровне Европарламента, являются либо бывшими членами этих компаний-производителей, либо работают на институты, которые связаны с компаниями-производителями. То есть, эти исследования оплачиваются непосредственно производителями и никак не могут быть объективными. В 2012-13 годах был громкий скандал, в результате которого четверо сотрудников EFSA были вынуждены покинуть свои должности по обвинению в конфликте интересов.
- — Какая ситуация с пищевыми добавками в Украине?
- Подсластители – первый этап на пути к формированию непосредственно украинской государственной политики в отношении пищевых добавок. Мы анализировали отечественную законодательную сферу именно по подсластителям. Пищевые добавки нельзя брать скопом, это нужно делать сигментарно, потому что те же ароматизаторы и подсластители – совсем разные вещи. На сегодня наиболее распространенная пищевая добавка – аспартам, на который приходится четверть рынка подсластителей. В то же время, в его адрес звучит очень большое количество критики и сопротивления, которое наблюдается с момента его принятия в 80-х годах, и с утверждением в качестве разрешенной пищевой добавки в США. Последний конфликт имел место в 2011-м году, когда попытка некоторых европарламентариев пересмотреть европейский подход по отношению к аспартаму, закончилась блокированием этого решения и, собственно, подтверждению EFSA о своих предыдущих результатах исследований и рекомендаций.
- — Как обстоят дела с детским питанием? Часто ли можно встретить пищевые добавки, в том числе, химически синтезируемые подсластители в продуктах питания для детей?
- По отношению к детским продуктам питания все-таки существует достаточно жесткая система контроля. Однако есть определенная группа — специализированное питание для детей, которые страдают диабетом. Там использование подсластителей допустимо – это мировая практика. Однако остается актуальный вопрос, какие именно заменители можно использовать. Если речь идет о траве стевия – это одно дело, но если об исскуственном подсластителе неотаме, который в 13 тысяч раз слаще сахара…
- — Можно ли уберечься от употребления искусственных подсластителей, ознакомившись с составом продукта на упаковке?
- В украинском законодательстве прописано правило, что производитель обязан указывать название подсластителя, который использует. Но, как правило, этот «нюанс» указывают очень мелким шрифтом, который невозможно прочитать. К тому же, не все производители, которые используют подсластители, придерживаются норм законодательства по маркировке и просто не указывают пищевые добавки на упаковке. Например, неотам, который в 13 тысяч раз слаще сахара, по законодательным требованиям Евросоюза, его необходимое добавление в пищу настолько мало, что законодательство допускает игнорирование производителя включать данный препарат в список веществ, которые используются при изготовлении. Итого, необходимо либо ввести полный запрет на подсластители, либо дать возможность людям получать объективную и полную информацию, которая должна присутствовать на упаковке данного продукта питания.
- — Все же какую угрозу несут подсластители для здоровья людей? Какие из них наиболее опасны?
- Химически синтезированные подсластители могут спровоцировать рак мочевого пузыря, слепоту. Например, если безалкогольный диетический напиток в серебристой упаковке долго подержать на солнце, то есть риск того, что аспартам, который в нем содержится, распадется на фенилаланин и метанол. А, как известно, метиловый спирт приводит к слепоте. Такие случаи наблюдались в США. Люди, которые употребляли аспартам и цикламат в таблетках, теряли зрение. В Америке глубокие научные исследования по воздействию пищевых добавок проводили только на животных. Было доказано: регулярное употребление любой пищевой добавки вызывает рак мочеполовой системы. Но последних 20 лет на этой формулировке идет спекуляция, мол, мочеполовая система крыс отличается от мочеполовой системы человека. На самом деле, это не так. Любопытный момент: все подсластители, которые существуют на рынке, начиная от сахарина, который изобрели в конце ХIX века, изначально не предусматривались для использования в продуктах питания. Это были либо производные взрывчатого вещества, противоязвенных препаратов. Поэтому побочные эффекты и риски употребления от разного рода подсластителей достаточно велики и противоречивы.
- Сейчас появилась новая проблема – соединения подсластителей. Для того, чтобы избавиться от неприятных вкусовых ощущений, продлить ощущение наслаждения сладким вкусом, технологи смешивают в определенных пропорциях разные виды подсластителей. Опасность заключается в том, что никто не проводил фундаментальных научных исследований, как именно эта гремучая смесь влияет на человеческий организм.
- — Поскольку химически синтезированные подсластители существенно дешевле по себестоимости, нежели сахар, возможно, в недалеком будущем люди забудут натуральный вкус сладостей?
- Британские исследования показывают, вопреки достаточно развитому рынку подсластителей, уровень потребления сахара растет приблизительно такими же темпами. Производители подсластителей, в первую очередь, делают акцент на том, что их продукция является альтернативой сахара и позволяет додерживаться диетического питания, уклоняясь от потребления лишних калорий. Однако, как показывает экономика, люди не стали меньше употреблять сахар, то есть рост рынка подсластителей не происходит в ущерб рынка сахара.
- — Какие шаги предпринимает наше государство по борьбе из засилием химически синтезируемых подсластителей в продуктах питания?
- Вопрос безопасности стандартов продуктов питания – очень важный. Для украинской экономики пищевая продукция – это фактор роста в ближайшие 5-10 лет. Естественно, если государство не будет уделять внимание законодательной базе, в частности, стандартам продукции, мы проиграем по двум направлениям.
- Первое – внешнее, потому как к пищевым добавкам довольно неоднозначное отношение в мире. Например, рынок арабских стран, в случае, если в украинских продуктах питания будут использовать цикламат, для нас будет закрыт. В дальнейшем мы сможем поставлять туда только сырье, но не продукты с высоким уровнем добавленной стоимости, то есть продукты питания. Второй момент – внутренний. Как ни странно речь идет о защите национального производителя: сколько существует Украина, столько идет речь о том, что надо беречь, холить и лелеять национального производителя. Но почему-то государство исходит из той позиции, что защита национального производителя должна происходить с помощью закрытия рынка для импорта. Мы создаем какие-то определенные тепличные условия, в которых украинец не имеет права выбора того или иного товара. Ведь можно же создать на уровне государства такие стандарты качества, чтобы украинец, выбирая между иностранной и украинской продукцией, однозначно выбрал отечественную, которая будет значительно качественней.
- Мы, со своей стороны, готовим рекомендации по отношению ужесточения обращения подсластителей на украинском рынке. Безусловно, рекомендации должны опираться не только на мировой опыт, научные исследования, но и на отношение населения к данному процессу. Поэтому для нас важно, прежде, чем давать рекомендации профильному комитету Верховной Рады, Минздраву, МинАПК и другим структурам, предварительно получить оценку населения для того, чтобы понять, насколько оно готово поддержать наши инициативы. Подход Украины должен отталкиваться не от кальки законодательства в США или ЕС, а от готовности и настроения граждан Украины.
- Безусловно, некоторые пищевые добавки необходимы, как, например, консерванты, которые увеличивают срок хранения продуктов питания. Однако те добавки, которые являются альтернативой натуральным продуктам и не обязательны для использования, а также никаким образом не влияют на ценовую политику для населения – лишь на уменьшения себестоимости производства продукции для производителей, должны стать ориентиром для ужесточения контроля в нашем законодательстве.
Почти половина украинцев (44%) отмечают, что при покупке продуктов чаще стараются покупать...