После того, как действующий мэр Киева Леонид Черновецкий отошел от функций управления городом, в столице стало немного поспокойней. Однако проблем у города от этого не поубавилось, ровным счетом, как и недобросовестных инвесторов, желающих строить бизнес центры не на окраине города, а прямо перед святыми для славян храмами времен Киевской Руси. Скандальный «Блок Черновецкого» в Киевсовете распался, но наличие в депутатском корпусе большего количества бизнесменов иногда приводит к принятию решений, идущих вразрез с мнением киевлян. О нарастающих конфликтах, которые в ближайшее время могут вспыхнуть в столице, а также о некоторых особенностях деятельности Киевсовета с корреспондентом «ГолосUA» поделился один из киевских депутатов, писатель Александр Бригинец.
— Что бы вы могли внести в рейтинг «5 самых горячих точек Киева»?
— Я считаю, что самая «горячая точка» в Киеве – это Десятинная церковь, ее фундамент. Что с ним будет – никто не знает. Формально, юридически никаких оснований волноваться нет, но есть масса других неофициальных проблем. Это попытка проведения конкурса, давление на жюри, победа сразу двух проектов, причем один из них очень странный – он предусматривает строительство трех церковных сооружений на фундаменте самой старой церкви восточного славянства и возле нее. Это все говорит о том, что у власти есть тайные замыслы по поводу Десятинной церкви, они хотят там что-то отстраивать. И в то время, когда там все засыпают землей с целью охраны фундамента, есть опасность, что на этом выровненном участке земли могут появиться церковные МАФы и так далее.
Вторая точка, хотя о ней мало кто говорит – это место в конце улицы Крещатик, возле Европейской площади. Там должны построить огромнейший 50 или 60 этажный отель. Строить хотят на месте дома по адресу Грушевского, 4-Б, который был признан памятником архитектуры, но через 2 недели его лишили этого статуса. Это говорит о том, что власть хочет снести этот исторический дом и на его месте начать строить гигантское здание, просто монстр, который испортит весь внешний вид Киева. Не только внешний вид Крещатика, но и всю береговую линию столицы. Представьте, как это будет выглядеть – это будет еще страшнее, чем дом на Кловском спуске, который уже оставляет в тени колокольню Киево-Печерской Лавры.
— Компанию, которая собирается строить отель, связывают с именем Табачника?
— Точно не знаю. Знаю, что связывают. Якобы этой компанией владеет брат министра Табачника. Более детально я не знаю, так как меня в принципе мало волнует, кто и чем владеет. Единственное чего я боялся – так это того, чтобы благодаря такому собственнику не возникло возможности влиять на других чиновников. К сожалению, так и случилось. Дом лишили статуса памятки и разрушают.
— А кто проживал в доме?
— Художники и представители других видов искусств. Когда их отселили, на место старых пришли новые, а также представители общественных организаций. Они пытаются создать в сооружении общественный центр, состоящий из некоммерческих организаций и творческих мастерских. Когда они добились того, чтобы дому предоставили статус памятника, застройщики пошли в контратаку и начали его разрушать. Они, вероятно, «надавили» на управление, чтобы оно отменило решение о предоставлении дому статуса памятника, хотя юридически это невозможно. Такого процесса, как отзыв статуса памятника, законодательно не существует.
— Какая третья «горячая точка»?
— Это скандальная тема с Музеем истории Киева и попытками переселения его в незаконно построенный универмаг над метро «Театральная». На последнем заседании Киевсовета неожиданно появилось сопротивление этому решению – депутаты отказались выделить 300 тысяч гривен на проведение проектных работ по этому дому. Таким образом, можно говорить о том, что еще есть шанс снести скандальную постройку и сделать на ее месте сквер, как это предусматривалось решением комиссии, созданной по поручению Николая Азарова(по проверке строящихся в центральной исторической части Киева зданий на соответствие государственным строительным, санитарным и экологическим нормам). Музей истории Киева должен быть переселен в другое здание, которое соответствует этому музею. Это должен быть исторический дом. Есть несколько вариантов, один из них – это Дом комендатуры возле метро «Арсенальная» или строительство нового дома по улице Институтской.
— По поводу здания над метро «Театральная». Вначале власть признала его незаконным, а потом приняла в дар от частных лиц. Вам не кажется странным, что такие люди делают подарок столице общей стоимостью 50 миллионов гривен?
— На самом деле было заседание комиссии созданной по требованию Н.Азарова, на котором должна была определиться ситуацию с этим домом. Комиссия пришла к выводу, что дом необходимо разобрать, а на его месте, за счет инвестора, который это строил, возобновить сквер. Для инвестора было намного дешевле отдать этот дом, чем разбирать его и возобновлять сквер. Таким образом, хитрость ситуации в том, что А. Попов просто помог своим партнерам сэкономить деньги. На самом деле речь не о подарке, а об афере, которая сэкономила олигархам их средства.
— А сколько бы стоило разобрать постройку?
Это обошлось бы им в десятки миллионов. А так, они подарили постройку, которая якобы стоит 50 млн. Но если подсчитать, то к этой сумме олигархи должны были бы добавить еще 30 миллионов, чтобы ее разобрать и остаться ни с чем. Формально это выглядит, как подарок городу, а по сути это экономия ресурсов бизнес-структур. Они сэкономили деньги и получили статус меценатов. Нельзя исключать и теневых договоренностей между властью и застройщиками, например, им выделят землю, на какую-то подставную компанию, или что-нибудь закупят. Доказать это нельзя. Хотя, я думаю, что это абсолютно возможно.
Еще одна горячая точка – это Андреевский спуск. По моему глубокому убеждению, все работы, которые там проходят, делают лишь для того, чтобы провести там новые коммуникации, позволяющие начать строительство новых домов, в том числе повышенной высотности. Таким образом, весь Андреевский спуск может быть уничтожен. Поэтому все мы должны его отстаивать, другого варианта у нас нет.
— А как это допустили?
— Ситуация проста. Проект назывался «Реставрация Андреевского спуска с реконструкцией сетей». Но часть, связанную с реставрацией никто не проводил, так как ее нельзя провести, если дома принадлежат разным владельцам. Как заставить частного владельца за собственные деньги сделать реставрацию принадлежащего ему дома? Не так уж и просто заставить его выполнять распоряжение районных или городской администраций. Поэтому, все разговоры о том, что дома будут реставрированы и подсвечены, закончились тем, что делают просто реконструкцию сетей, для того, чтобы можно было бы построить там большие офисные центры и дома.
— Кто за этим стоит?
— Как я понимаю, наибольшее количество сооружений планирует построить Р. Ахметов. Самое большое здание, которое планируют возвести на Андреевском спуске, будет принадлежать именно ему. Это будет отель. Не знаю, насколько это соответствует действительности, но исходя из того, что Р. Ахметов активно входит на рынок столичного бизнеса и даже финансирует Стратегию развития Киева, можно говорить о том, что столицей он «заинтересован». В таком случае, не исключено, что нас ожидает создание нового Донецка в Киеве.
Пятую «горячую» точку выбрать трудно. Есть много проблем, которые хочется отнести к этому вопросу. Но, наверное, это все-таки застройка буферной зоны Софии Киевской. С одной стороны это строительство на улице Гончара, о чем все знают, с другой стороны, это выделение площадки для строительства отеля по улице Золотоворотская, 11 – это между Золотыми воротами и Софией Киевской.
— А разве Киевсовет выделил землю? Они ведь только дали разрешение на разработку проектной документации.
— А какая разница?
— Раньше такие разрешения вообще выдавал не Киевсовет, а Киевгосгорадминистрация. Вопрос будет выноситься еще не раз на рассмотрение…
— А что это решит? Разве кто-то сказал, что такое решение неправильное? Ну, сказала об этом София Киевская, сказал об этом я, ну еще кто-то. Но Киевсовет дал разрешение, а компания, которая это все разрабатывает, на основании этого разрешения создаст проектную документацию. Потом этот проект будет вынесен на голосование и вы думаете, Киевсовет откажет? Если откажет, то компания захочет компенсации затрат. Вспомните ситуацию с домом над Театральной, там разве не тоже самое было? То есть, если мы разрешили разрабатывать проектную документацию, то мы несем ответственность за расходы, которые несет инвестор.