А. Буров: Объективно определять способности ребенка можно, когда ему исполнится тринадцать лет

От рождения у каждого из малышей есть свои задатки. Главное — вовремя их выявить и способствовать их развитию, ведь, как считают психологи, задатки — индивидуальные предпосылки развития способностей. О месте родителей в процессе «поиска» способностей ребенка, а также роли системы образования в его формировании ГолосUA общался с заместителем директора по научной работе Института одаренного ребенка Национальной Академии педагогических наук Украины Александром Буровым.
— Александр Юрьевич, в каком возрасте лучше проводить тестирование, которое помогает определить способности ребенка?
— Прежде всего надо учитывать возрастные особенности развития детей, ведь каждый ребенок развивается со своей собственной скоростью. Это зависит от генетики, условий в семье и т.п. Поэтому, с нашей точки зрения, неэффективно оценивать способности ребенка очень рано. В то же время, безусловно, нельзя их пропускать, поэтому фактическое диагностирование способностей происходит с самого раннего возраста — буквально с трех лет. Просто относиться к таким результатам надо внимательно, ведь один ребенок может проявить свои способности очень быстро благодаря опять-таки генетическим возможностям и условиям в семье, среде, в которой он находится, а другой — на несколько лет позже. Поэтому для того, чтобы быть более объективным и, кроме того, использовать оценки, которые строятся не только на собственных, скажем, задатках ребенка, а и на приобретенном опыте и знаниях, то для умственных профессий достаточно внимательно следует относиться к такой диагностике (определение способностей . — авт.), когда ребенку исполнится лет 13.
— Некоторые родители пытаются записать ребенка чуть ли не во все существующие кружки, чтобы всесторонне его развивать. Но некоторые психологи отмечают, что лучше все же гармоничное развитие, т.е. когда ребенок сам выбирает, каким именно занятием заниматься.
— Я тоже считаю, что ребенок должен искать свой путь и заниматься тем, чем он хочет. Но дело в том, что, с нашей точки зрения, лучшим вариантом является создание поля возможностей для ребенка в любом возрасте, начиная с 2-3 лет. То есть чем больше будет возможностей для проявления себя, своих интересов, предпочтений, тем раньше ребенок сможет найти свой ​​собственный путь, где совпадут его объективные возможности и собственные предпочтения. Дело в том, что способности, о которых довольно часто говорят, — это развитые задатки, а это то, что дается на физиологическом уровне ребенку от рождения. Но задатки развиваются с помощью среды, в процессе деятельности, и на основе склонностей ребенка, т.е. это в определенной степени интегральное явление. Именно поэтому важно создать среду, условия и мотивацию, то есть поощрять к определенным видам деятельности. Какие-то интересы, предпочтения могут исчезнуть, какие-то – остаться. Но опять же надо учитывать, что в любом возрасте ребенок может изменить свои предпочтения, и это будет правильно потому, что нужно попробовать себя в разных сферах деятельности.
— Сейчас во многих школах наряду с традиционной системой обучения внедряют альтернативные методики. Какие плюсы и минусы каждой из них можно назвать?
— Прежде всего хочу отметить, что, по моему мнению, мы пока еще не потеряли тех достижений, которые были в нашей системе образования еще в советское время, она объективно была одной из лучших в мире. Поэтому общая система, которая существует, является достаточно эффективной даже сейчас. Если же говорить о неэффективности, то она проявляется в том, что есть несоответствие между потребностями детей, родившихся за последние 10-20 лет, и теми возможностями, которые предоставляет эта система. Она должна трансформироваться согласно новым современным явлениям и тенденциям. Поэтому альтернативные методы как дополнение — эффективные, ведь они меняют способ приобретения знаний ребенком. Но я не уверен, что эффективным было бы просто отбросить то, что есть, и очень быстро перейти на другие системы.
— Что следует делать для того, чтобы ребенок хотел постоянно познавать, узнавать новое. Как стимулировать такое желание?
— Первое, что бы я посоветовал родителям, — не ущемлять интересы ребенка только прагматичной, меркантильной стороной жизни, то есть мотиватором должны быть не только деньги. Тогда у ребенка и будет развиваться интерес ко всему. Во-вторых, ребенок, который растет, еще не имеет жизненного опыта, и, скорее всего, пойдет туда, куда его направят взрослые. С этой точки зрения, надо опять же предоставить широкие возможности ребенку для выбора своего пути, также взрослым надо учитывать, что сегодняшнее поколение по своим способностям, взглядам и среде формирования отличаются от поколения, которое было 20 лет назад. Сегодня дети вырастают в цифровой, электронной среде. У них совершенно другие критерии ценностей. Учитывая это, возникли новые осложнения для взрослых. Родителям, прежде всего, надо помнить, что у детей и взрослых — разная оценка жизни и взгляды на нее. Поэтому надо давать детям возможность самим найти себя в этой цифровой среде — новой, чужой для многих взрослых.
Я бы сказал, что сегодня большой потерей в системе образования является потеря воспитания духовности. Но это не потому, что образование такое, а потому, что изменился социум, наше общество. Сейчас пропаганда в СМИ, по всем зрительным и слуховым каналам идет не в сторону развития мировоззрения, высоких идей, а наоборот — все примитивизируется , деньги и еще раз деньги, и все. Поэтому нужно не терять, а увеличивать духовную компоненту воспитания. Более того, я считаю, что это должно быть на первом месте. Разумеется, не для всех детей это будет главным, но необходимо, чтобы идея, которую должны к ним доносить, была выше, чем идея материального удовлетворения.

Читайте также по теме