А. Буюкли: «В Украине нет эффективной транспортной инфраструктуры для наращивания объемов экспорта зерновых»

Экспорт зерновых культур обеспечивает около 40% валютной выручки в украинский госбюджет. Но даже если есть хороший урожай зерновых и возможность по высокой цене продать его при экспорте, то в Украине есть проблемы с транспортом: недостаточное количество вагонов-зерновозов, низкая оборотность вагонного парка, ограничение на подтверждение электронных заявок на перевозку.  Другими словами, в Украине существует ряд глобальных проблем в транспортной инфраструктуре.Об этом в интервью корреспонденту ГолосUA сообщил директор производственного кооператива «ПУСК» Александр Буюкли.

— Александр, с какими проблемами сталкивались производители зерновых в Украине и что мешало их работе, когда возникал вопрос о быстрой транспортировке зерновых в порты?

— Я уже работал в кооперативе, когда обозначилась эта проблема с доставкой зерновых. В 2019 году по ряду причин не хватало железнодорожных вагонов для транспортировки урожая зерновых, особенно это было заметно в западных и северных регионах Украины. Поэтому, чтобы выполнить взятые на себя обязательства по контрактам, нам приходилось осуществлять перевозку зерновых автотранспортом из самих отдаленных регионов.

— Александр, если говорить об автомобилях-зерновозах, то в этом случае нужно больше времени на транспортировку? И это дороже, чем по железной дороге?

— Да, это дороже. Кроме того, объем зерна, который можно перевезти автомобилем, на порядок меньше, чем вагоном. Например, чтобы вывезти 1000 тонн зерна, нужно 40-45 автомобилей-зерновозов, в то время как вагонов нужно всего 15.

— Как удалось договориться с «Укрзализныцей», чтобы ускорить доставку зерновых в порт? Или не удалось?

— Насколько мне известно, проблемы были у всех хозяйств, которые занимаются выращиванием зерновых. Кто-то пытался решить проблему в одиночку: одни использовали автомобильный транспорт, другие — искали свободные вагоны на украинской железной дороге, третьи – заключали контракты по продаже зерновых, согласно которым покупатель из Прибалтики, Беларуси присылал в Украину собственные вагоны.

— Как я понимаю, агрохолдинги решили изыскать свои средства и купить собственные вагоны для транспортировки зерновых по железной дороге?

— Именно так и было, потому что на тот момент это казалось одним из немногих вариантов решения проблемы.

— Александр, в какие затраты обошлись производителям зерновых эти сложности с доставкой зерновых?

— Чтобы вы понимали: один новый грузовой вагон для зерновых стоит 65000 долларов США. Мелкому и среднему производителю нужно долго работать, чтобы заработать необходимую сумму для покупки нескольких вагонов.

— В предварительной беседе перед интервью вы говорили: спустя год после того, как из-за отсутствия транспортной инфраструктуры для доставки в порты зерновых работа в этом направлении была приостановлена, фермеры приобрели свои, частные вагоны для железной дороги… Но есть проблема с тем, чтобы согласовать доставку в порты?

— К сожалению, нехватка вагонов – не единственная проблема на сегодня. В пик сезона ощущается катастрофическая нехватка тяги (локомотивов), а это приводит к длительному простою вагонов на промежуточных станциях. Также существуют определённые проблемы с пропускной способностью портов и припортовых станций в период активной отгрузки зерновых. Это приводит к длительному простою вагонов на станциях, неподтверждению электронных заявок.

— Александр, я слышала в Украине некоторые мелкие агропроизводители начали создавать кооперативы… По вашему мнению, если аграрии объединяются в кооперативы, это упростит процесс реализации зерновых и доставки в порты?

— Многие процессы при объединении предприятий в кооператив упрощаются, в частности, за счёт большего объема партий товара, который закупается или реализуется. Это позволяет добиться определенной лояльности со стороны предприятий, которые предоставляют услуги. Это в конечном итоге приводит к снижению стоимости.

Читайте также по теме