Предстоящие президентские выборы будут дешевыми и быстрыми. По разным оценкам, избрание нового президента может стоить Украине от 1,1 до 1,5 млрд. гривен, а не 2 млрд. как сообщалось ранее. Но есть опасения, что выборы пройдут не без подкупа и запугивания избирателей. О ходе избирательной кампании, способах экономии на процессе, а также возможных фальсификациях ГолосUA рассказал председатель Комитета избирателей Украины Александр Черненко.
— Александр Николаевич, недавно заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Андрей Магера, заявил о том, что Украина сможет сократить бюджет президентских выборов с 2 млрд. до 1,1 млрд. гривен. Как вы считаете, это реальный прогноз?
— Я думаю, сэкономить удастся. Недавно был изменен закон «О выборах Президента Украины». Новая редакция документа предполагает ряд существенных поправок, которые могут оптимизировать расходную часть избирательного процесса. Так, согласно последним коррективам, каждый кандидат в президенты может подать только одного своего представителя (а не два, как это было ранее) в состав окружной избирательной комиссии. Это сократит общее количество членов комиссии и, естественно, обозначится на экономии бюджетных средств. Тут реальное сокращение затрат налицо. Лично у меня эти 2 млрд. гривен вызывали сомнения. Я считаю, что реальная смета предстоящих выборов должна составлять около 1,5 млрд. гривен. Но надо учитывать то, сколько кандидатов будет участвовать. Если, допустим, список будет включать 20 персоналий, то увеличатся длина бюллетеней и количество членов избирательных комиссий.
— Какова будет избирательная активность на юго-востоке Украины?
— Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать, какие кандидаты будут представлять интересы юго-восточных регионов страны. По моим прогнозам, явка на юго-востоке составит около 60%. Может она и будет маленькой по сравнению с другими регионами, но составит тот удовлетворительный уровень, который отражает нормальный избирательный процесс.
— Недавно Ренат Кузьмин выдвинул свою кандидатуру на досрочных президентских выборах.
— Первое, что приходит в голову – это приобретение кандидатом в президенты неприкосновенности на время проведения выборов. То есть, в ближайшие два месяца он может избежать ареста и судебного преследования. Естественно, за два месяца он не повысит свой рейтинг, и получит, условно говоря, свои 0,1%. На этом все и закончится. Его участие в президентской гонке нацелено точно не на победу. Кроме этого, я не исключаю вероятность, что он будет выполнять чисто технические функции в избирательном процессе.
— Признает ли результаты выборов Россия?
— Этот вопрос, наверное, стоит адресовать российскому руководству. Россия всегда поступает так, как хочет, и не считается с реакцией международного сообщества. Я не знаю, с какой ноги встанет утром Путин после выборов и, соответственно, не знаю, как он отреагирует на результаты.
— Достаточно ли у Украины времени для подготовки к выборам, ведь речь идет о двух месяцах?
— Этого времени достаточно. Сегодня технических и организационных проблем для проведения выборов на территории Украины не существует: все идет в соответствии с календарным графиком. У нас был прецедент досрочных парламентских выборов в 2007 году. На подготовку отводилось 2 месяца, и, как вы помните, все прошло нормально.
— Можно ли ожидать на этих выборах фальсификаций?
— Все будет зависеть от сформированного списка кандидатов и ресурсных возможностей, которыми они будут обладать. Однако сегодня в Украине, к счастью, уже отсутствует та административная машина, включающая в себя губернаторов, милицию и прокуратуру и действующая в целях искажения и фальсификации результатов. Я не исключаю, что будут осуществлены попытки подкупа и запугивания избирателей со стороны отдельных кандидатов с участием неизвестных вооруженных лиц в масках, но самих фальсификаций, думаю, не следует ожидать.
— Кто, по вашему мнению, выйдет во второй тур президентской гонки?
— Сегодня я не готов дать конкретный ответ на этот вопрос: политическая ситуация настолько динамично менятся, что предугадать что-либо крайне сложно. Есть определенные социологические опросы, которые меняются ежедневно. Пожалуй, на этот вопрос могут ответить либо астрологи, либо шарлатаны. Необходимо подождать, пока все кандидаты зарегистрируются, и только после, за месяц до кампании, можно предоставить какие-то осторожные прогнозы. Сегодня же делать прогнозы — неблагородное дело.