Столичные чиновники придумали новый способ, как научить школьников любить природу. Главк образования КГГА и КП «Киевзеленстрой» подписали план совместных действий, согласно которому школьники будут принимать участие в санитарной уборке и озеленении города, а также — территории учебных заведений. Чиновники считают, что таким образом повысят уровень экологической культуры подростков. ГолосUA решил узнать, какие «подводные камни» могут скрываться за подобными инициативами властей. За комментариями мы обратились к секретарю комиссии по вопросам гуманитарным политики Киевсовета Алексею Давыденко.
- — Алексей Владимирович, насколько вообще подобные начинания целесообразны и отвечают ли закону, учитывая, что будет использоваться детский труд?
- Это может иметь только рекомендательный характер. В школах, училищах и университетах нужно вводить уроки экологической культуры. Участие в субботнике мотивирует людей в лишний раз подумать стоит ходить по траве или мусорить на улице.
Другой вопрос, чтобы школьники и студенты не выполняли работу «Киевзеленстроя». Эта организация — одна из самых богатых в Киеве. Никто не может посчитать количество саженцев, которые они высаживают, или количество чернозема, которое они «вываливают» на клумбы. Нельзя посчитать количество людей, которые в этом задействованы. Но на все эти работы выделяется многомиллионные бюджеты.
— То есть, хотите сказать, что привлечение детей к уборке территорий нужно для того, чтобы сэкономить на оплате труда работников «Зеленстроя»?
Абсолютно верно. Оплата труда — это главная статья расходов. Уборка опавшей листвы, подготовка территорий к зиме, высаживание нескольких типов деревьев и кустов перед холодами — это как раз тот период, когда нужно тратить деньги для привлечения работников. Вместо этого хотят отделаться даже не дешевой, а бесплатной рабочей силой в виде школьников и студентов. В этом нет ничего плохого, если работа сотрудников «Киевзеленстроя» выполняется на 100 %, а подростков привлекают только для того, чтобы действительно поднять их уровень экокультуры. А так… Давайте тогда отправим детей в лаборатории, где работают биологи и химики… Но ведь дети не для этого в школах учатся.
— Хорошо, а если родители запретят ребенку участвовать в уборке территорий или сами дети не захотят этим заниматься?
Родители вправе это сделать. Никто не может заставить ребенка убирать листья и копать землю.
— Но, учитывая нашу систему образования, не будет ли такого, что у «отказников» потом появятся проблемы с учебой, не начнутся ли своего рода гонения за нерадивыми?
Не думаю, что будут проблемы. Просто наша система образования построена на добровольно-принудительных основах, а все должно быть добровольно. Мы никак не можем придти к тому, чтобы ребенку было интересно чем-то заниматься. Должно быть модно ходить на субботники или помогать дворникам. Для этого нужно пропагандировать, что дворники являются такими же людьми как и все, просто у них другая профессия.
— Но, в принципе, все эти инициативы с привлечением школьников к уборке территорий напоминают идеи бывшего мэра Черновецкого. Он ведь тоже когда-то предлагал выдавать школьникам и студентам лопаты, чтобы они расчищали снег. Тогда все говорили, какой Черновецкий плохой, а нынешние власти прибегают к подобным «услугам» школьников.
Я бы не сравнивал это так кардинально. Просто еще ни одна власть не ушла от соблазна использовать бесплатную рабочую силу в виде школьников и пэтэушников. Какая бы власть ни была, она к этому прибегает, чтобы быстрее и лучше выполнить ту работу, для выполнения которой и пришло руководство города.